Дешевая рабочая сила: почему у украинцев такие низкие зарплаты

Дешевая рабочая сила: почему у украинцев такие низкие зарплаты

В Украине уровень оплаты труда один из самых низких среди стран Европы, и по этому показателю нас уже опережает Молдова и некоторые африканские страны. Согласно данным МВФ, Украина является самой бедной страной в Европе. Средняя заработная плата в Украине за август 2018 год составила 8987 гривен, что эквивалентно 264 евро; для сравнения: в Польше – 1102 евро , в Великобритании – 3498 евро, во Франции – 2957 евро, в Германии – 3703 евро.




Огромный разрыв между высокой стоимостью жизни и низкой ценой труда является острейшей социальной проблемой Украины.


Наличие этой проблемы обусловлена ​​тем, что в Украине с начала независимости властная «элита» исповедовала ложную политику дешевой рабочей силы и строила сырьевую модель экономики. Как следствие — обесценивание труда, снижение уровня профессионализма работников, бедность и массовая трудовая миграция.

Характерным для слаборазвитых стран и, к сожалению для Украины, является низкий удельный вес затрат на рабочую силу в себестоимости производства так и оплате наемного труда в структуре ВВП. Доля оплаты труда наемных работников в ВВП Украины снизилась с 49,9% в 2013 году до 38,9 5 в 2017 году. Доля заработной платы в себестоимости украинских товаров составляет в 2017 году составляла всего 7%, тогда как в странах Западной Европы 30-45%.



А это свидетельствует о чрезмерной эксплуатации украинской рабочей силы.

Вместо модернизации промышленности, работодатели умудряются получать сверхприбыли несмотря на высокую материалоемкость и энергоемкость производства — путем сокращения расходов на заработную плату наемного работника.

Некоторые работодатели утверждают, что у нас маленькая зарплата, потому что низкая производительность труда. Однако не следует забывать, что производительность труда на 95% зависит от работодателя: его способности эффективно организовать процесс производства, внедрить современные технологии, обучить и повысить квалификацию своего работника.

Само государство также причастно к обману наемных работников, ведь в Украине налоговая нагрузка на фонд оплаты труда является чрезмерной.

Кроме того, невозможно обойти вниманием такую ​​значительную статью расходов отечественных предприятий, как их коррупционная составляющая, которая по разным оценкам, составляет 10% -20% доходов предпринимателей. В жилищном строительстве эта коррупционная доля еще больше — 40-50% от себестоимости.

Острым вопросом остается и значительная дифференциация уровня оплаты труда среди наемных работников в различных видах экономической деятельности и регионах. В последние годы крупнейшие заработки были в сфере финансовых, посреднических услуг, а не в сфере материального производства.

Соотношение в должностных окладах между работниками основных профессий и руководителем достигает 1: 200 (В европейских странах в пределах от 1: 4 до 1:12).

При этом с 2014 года наблюдается тенденция повышения зарплат топ-менеджеров, особенно иностранцев которые за ту же работу получают два-три раза больше.

Среднемесячная зарплата женщин в Украине составляет лишь 75% зарплаты чоловикив.

Каждый четвертый наемный работник в Украине находится за чертой бедности!Такое позорное явление, как бедность среди работающих, просто не имеет оправдания с точки зрения европейской практики.

Однако, и заниженные зарплаты недобросовестные работодатели не вовремя платят, задолженность по выплате заработной платы достигла рекордного показателя в более чем 2,7 млрд.

Еще одна из проблем обеспечения надлежащего уровня оплаты труда — институт минимальной заработной платы, который не выполняет возложенной на него функции воспроизводства рабочей силы и содержание семей.

Правительство оторвало минимальную заработную плату от прожиточного минимума для трудоспособных лиц и фактически отменило понятие минимальной заработной платы, в качестве оплаты за простой неквалифицированный труд, включив в минимальную заработную плату доплаты и надбавки.

Разрыв между минимальной зарплатой и прожиточным минимумом уменьшает расходы на социальные выплаты, поскольку они зависят от размера прожиточного минимума.

Установление Правительством размера минимального должностного оклада работника I тарифного разряда ЕТС на уровне утвержденного в законе искусственно заниженного прожиточного минимума (вдвое меньшего по фактические показатели), привело к «уравниловке» в оплате труда работников бюджетной сферы с 1 по 12 тарифный разряд, обесцениванию высококвалифицированного труда.

В результате имеем заниженный уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. Например, в апреле 2018 средняя зарплата в сфере здравоохранения составила 65% от среднего уровня по экономике.

По расчетам профсоюзов и независимых экспертов, минимальная заработная плата уже сейчас должна составлять не менее 7000 гривен — размер реального прожиточного минимума на сегодня.

Если у власти хватило бы желания и воли закрыть черные оффшорные «дыры», стимулировать собственное производство и детенизировать экономику, то уже в ближайшее время средняя зарплата достигла бы 1000.

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий