Почему государству все сложнее платить пенсии в срок

Почему государству все сложнее платить пенсии в срок

Задержки пенсий в Украине могут войти в привычку. Пенсионному фонду все сложнее найти нужную сумму на выплаты, а это порядка 30 миллиардов гривен ежемесячно.




Напомним: первый звоночек прозвучал в июле этого года. Тогда деньги пенсионерам пришли позже обычного. В ПФ пояснили задержки неким «кассовым разрывом»: якобы, Госказначейство попросту не успело вовремя перечислить деньги Фонду.


И, похоже, июльский «кассовый разрыв» рискует оказаться далеко не последним. Как утверждает экономист Виктор Скаршевский, с начала этого года долг Пенсионного фонда перед Госказначейством вырос на 11,7 млрд. грн. А только за сентябрь — почти на 2 млрд. грн.

Проще говоря, государству нужно будет активно искать в бюджете дополнительные деньги, чтобы рассчитаться с пенсионерами. Вполне возможно, что для этого под нож пустят другие социальные программы, — не исключают эксперты. Как в такой ситуации власти собираются повышать пенсии (а правительство уже анонсировало их увеличение на 20% с марта 2019 года) — непонятно.



Параллельно разгоняется еще одна пенсионная история. Недавно в Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) заявили, что уже подготовили новую концепцию накопительной пенсионной системы, на очереди — новый законопроект. Если документ примут, украинцы, помимо ЕСВ (который идет в Пенсионный фонд), будут платить еще 2-7% со своих зарплат — на будущую персональную пенсию.

Главная интрига состоит в том, что в Украине уже есть закон о накопительных пенсиях. Его приняли еще в 2003 году, но затем отложили до лучших времен. В новом законопроекте, по словам главы Украинского аналитического центра Александра Охрименко, по сравнению с уже утвержденной версией практически ничего не меняется. За исключением того, что управлять пенсионными деньгами работающих украинцев в случае принятия проекта, будет государственный фонд.

На кону огромная сумма — от 1 млрд до 5 млрд долларов в год, — подсчитал эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. И добавил: не исключено, что деньги украинцев там попросту растворятся.

«Страна» разбиралась, что будет с пенсиями в Украине.

Как 11 млн пенсионеров стали должниками

«Кассовый разрыв» у Пенсионного фонда постепенно превращается в настоящую черную дыру. По словам Виктора Скаршевского, с начала года ПФ задолжал Госказначейству 11,7 млрд гривен. И эта сумма только растет: в сентябре появилось еще 1,9 млрд. грн долга.

«Это означает, что на выплаты пенсий Фонду уже не хватает не только поступлений от ЕСВ, но и дотаций из бюджета (а они в этом году составляют 139 млрд. грн.). Схема такова: когда близится период выплат, а средств на счетах ПФ нет, он берет недостающую сумму у Госказначейства, а замет, когда деньги появляются, возвращает долг. Но сейчас, как видно, долги не только не возвращаются, но и накапливаются», — констатирует Скаршевский.

У Пенсионного фонда только два источника наполнения. Первый — единый социальный взнос (ЕСВ), который платят со своих зарплат все работающие украинцы. В этом году они перечислят порядка 206 млрд. грн. И тут неприятных сюрпризов нет. Наоборот, по итогам 9 месяцев этого года поступления от ЕСВ увеличились на 25% (в том числе, за счет расширения армии плательщиков, например, за счет фермеров).

В бюджете-2018 на дотации ПФ запланировано 139 млрд гривен. И, как считает Виктор Скаршевский, этой суммы, скорее всего, не хватит. Изначально были просчеты, и заложили меньше, чем нужно. реальные потребности — 150-155 млрд. То есть, получается, что не хватает как раз 11 млрд, которые пенсионный фонд «перехватил» у Госказначейства, — отмечает он.

В пенсионном фонде пояснили, что «дыра» возникла из-за непредвиденных расходов. В частности, речь идет о дополнительных 8 млрд гривен, которые нужно заплатить пенсионерам силовых ведомств, которые добились пересчета пенсий с апреля этого года.

Как рассказал «Стране» представитель Ассоциации ветеранов МВД Украины, тернопольский активист Игорь Сухарь, пенсии бывшим силовикам действительно пересчитали. «К примеру, мне добавили около 2 тысяч гривен. Но их должны пересчитать с 2016 года, поэтому лично мне государство должно 47 тысяч гривен. У других пенсионеров долги по 30-50 тысяч гривен. Их отсуживают в индивидуальном порядке. Впрочем, даже если есть решение суда, исполнительные службы открывают производство, а через месяц его попросту закрывают. Уже есть первое выигранное дело и против исполнителей — тернопольский суд встал на сторону пенсионера. Теперь пойдет вал исков против исполнительных служб за неправомочное затягивание выплат», — рассказал Игорь Сухарь.

То есть, теоретически «незапланированные расходы» Пенсионного фонда могут стать еще большими.

В такой ситуации государство должно срочно пересмотреть размер бюджетного финансирования ПФ, — уверен Скаршевский.

«Если в ближайшее время не будут внесены изменения в закон о госбюджете на 2018 год с целью увеличения финансирования дефицита ПФ, то это будет означать, что правительство скрывает реальное положение дел с финансированием пенсий и обеспечивает их выплату за счет увеличения долга, который Пенсионный фонд вернуть не в состоянии», — написал экономист на своей странице в Facebook.

Скаршевский пояснил «Стране», что власти пообещали пенсионерам больше, чем в итоге могут выполнить. И, чтобы обеспечить эти обещания, теперь нужно резать какие-то другие бюджетные статьи.

Эксперты не исключают, что под нож пустят другие социальные выплаты, скажем, малообеспеченным семьям или детям сиротам, которые для политиков менее интересны в качестве потенциального электората.

Юрий Гаврилечко говорит, что на самом деле история с нехваткой денег на выплат пенсий поясняется не только ошибками в планировании.

«В бюджете две статьи — о субвенциях на спецпенсии и субвенциях ПФ объединили в одну. Поэтому на самом деле половина суммы, которую, якобы, направляют в качестве дотации пенсионерам, идет на выплаты бывшим прокурорам, народным депутатам и другим гражданам с не самыми маленькими пенсиями», — пояснил он.

До 2022 года не беспокоить

Впрочем, даже если в этот раз власти наскребут денег для латания дыр в Пенсионном фонде, кардинально улучшить ситуацию вряд ли удастся. К примеру, в следующем году украинским пенсионерам обещают увеличение выплат на 20%.

Как недавно пояснили в Минсоцполитики, с 1 декабря 2018 года минимальная пенсия вырастет с нынешних 1435 гривен до 1497 гривен. А в марте 2019г она составит около 1,8 тысяч гривен. То есть, получается, что выплаты пенсионерам вырастут на 20%.

«Но в проекте бюджета-2019 на дотации Пенсионному фонду запланировано 165 млрд гривен. С учетом того, что нынешние потребности составляют не меньше 150 млрд, «лишние» 15 млрд гривен — это явно не 20%, а вполовину меньше», — констатировал Виктор Скаршевский.

По словам Александра Охрименко, властям все сложнее содержать пенсионеров, так как снижается число работающих украинцев, с зарплат которых отчисляется ЕСВ в Пенсионный фонд.

«Если пенсионеров у нас больше 11 млн человек, то работающих граждан — 8 млн», — говорит он.

По словам Юрия Гаврилечко, системные провалы в финансировании ПФ начались с 2015 года, после резкого уменьшения размера ЕСВ. Тогда власти пошли на сокращение налога в надежде, что это станет стимулом для бизнеса выводить зарплаты из тени. Но этого не произошло.

«С тех пор ПФ наполняют за счет инфляционных денег (за счет роста минимальных зарплат — Прим.Ред.)», — констатирует эксперт. По его словам, это не позволяет провести реальное, а не дутое увеличение пенсий.

«Идет подмена понятий. По законодательству, должен быть пересчет пенсий раз в два года (чтобы подтянуть их к прожиточному минимуму) и ежегодная индексация на процент инфляции. А с прошлого года решено индексировать пенсии лишь на половину инфляционного показателя. Но ни то, ни другое — это не рост пенсий. Повышение выплат возможно лишь тогда, когда в ПФ появляются «лишние» деньги (к примеру, какие-то сверхпланова доходы). И последний раз такое было аж в 2004 году», — рассказал Гаврилечко.

По его словам, текущая ситуация в ближайшие три года вряд ли изменится.

«Какими будут пенсии в следующем году мы уже знаем, и проект бюджета -2019 вряд ли существенно перепишут. В 2020 году будет идти формирование нового правительства и до пенсионеров тоже вряд ли дойдут руки. А на 2021 год запланированы рекордные выплаты по внешнему долгу, поэтому денег не будет. Рассчитывать на что-то можно лишь с 2022 года», — подытожил он.

Накопи себе сам

Впрочем, похоже у власти есть план «Б». Недавно глава Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Тимур Хромает заявил, что они подготовили новый законопроект о накопительных пенсиях и, якобы, в ближайшее время готовы передать его в парламент.

«Существующая солидарная система, которая действует сейчас, обречена на то, что ее объем будет сокращаться. Это факт. Сейчас у нас минимальная пенсия 1435 грн. при минимальной зарплате 3700 грн., то есть, минимальная пенсия составляет 30% от минимальной зарплаты. При том, что минимальная зарплата будет расти, размер минимальной пенсии будет уменьшаться. Если сейчас это 30%, то в будущем будет 20%. Поэтому если человек рассчитывает на солидарную систему, он будет еще беднее, чем сейчас», — заявил Тимур Хромает в одном из интервью.

Он так рассказал, что НКЦБФР, совместно с Минфином и НБУ, разработали Концепцию накопительного пенсионного страхования. Согласно ей, работающие украинцы будут перечислять на первом этапе по 2% а затем — до 7% со своих зарплат. Через 15 лет процент отчисления может вырасти до 15%. Эти деньги будут аккумулировать в специальном Накопительной фонде. Уже готов законопроект № 2413а о разделении регулярных полномочий — НБУ будет контролировать страховые компании, а НКЦБФР и Нацкомфинуслуг — пенсионный фонды. Его принятия чиновники ожидают в конце этого или начале следующего года.

Идея с накопительными пенсиями, которую сейчас пытаются преподнести как ноу-хау, явно не нова. В Украине соотвествующий закон был принят еще в 2003 году. Но затем его вступление в силу отложили.

«В документ прописано, что для внедрения накопительного уровня нужно три условия. Первое — размер минимальной пенсии на уровне прожиточного минимума, второе — рост отечественной экономики в течение последних двух лет, и третье — бездефицитность Пенсионного фонда. Иначе система попросту не заработает», — говорит Гаврилечко.

По словам Охрименко, существующий закон вполне работоспособен. «Он скопирован из аналогичного немецкого», — поясняет эксперт.

Зачем же понадобилось сочинять новую концепцию и новый законопроект? Ответ прост. «Если сравнить новый законопроект с уже утвержденным законом — отличия минимальные. Поправили какие-то технические моменты. Плюс — появилась норма о государственном фонде, который будет управлять пенсионными отчислениями», — говорит Охрименко.

«Все дело традиционно в деньгах. Фонд оплаты труда в Украине 1 трлн 142 млрд гривен в год. Даже 2% от этой суммы — это 1 млрд долларов. А в дальнейшем это может быть и 5 млрд (если отчисления с зарплат вырастут). Управлять этими деньгами 50 на 50 будут государственный ПФ и частные пенсионный фонды. Кто же откажется получить доступ к такой сумме. Только непонятно, что будет с деньгами украинцев после такого «управления». Ведь даже чтобы просто сохранить их покупательскую способность, нужно увеличивать накопления ежегодно хотя бы на процент инфляции — иначе они попросту обесценятся. куда их можно инвестировать под столь высокие проценты, и при этом без риска потерять — непонятно», — говорит Гаврилечко.

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий