С вещами на выход: ФОПам и рынкам хотят запретить торговать одеждой и обувью
Пандемия коронавируса ускорила негативные тенденции, которые можно наблюдать в производстве обуви и одежды в Украине за последние пять лет. Об этом UBR.ua заявил глава ОО «Укркожобувьпром» Александр Бородыня.
По его словам, «всему виной» контрабанда и серый импорт – именно по таким схемам осуществляется ввоз обуви в нашу страну.
Завозят по дешевке
Самое распространенное правонарушение – занижение таможенной стоимости. С начала 2020 года в Украине ввезено 50 млн пар обуви со средней таможенной стоимостью $3 (за пару).
Но если такова таможенная стоимость, то в магазинах цена за пару обуви не должна превышать $6-8. Фактически это контрабанда, подчеркнул Александр Бородыня.
В начале 2020 года наблюдалось проседание завоза обуви в Украину. Но с июня-августа объемы вернулись к показателям 2018-го.
«Это говорит о том, что в принципе некоторый спрос на обувь на украинском рынке есть и этот спрос «закрывается» вот этим контрабандным импортом», – отметил эксперт.
Украинский производитель объективно не способен конкурировать с контрабандой, ведь он платит налоги, несет социальные обязательства, объяснил глава «Укркожобувьпрома».
Поэтому подобная ситуация «бьет очень сильно», причем не только по производителям обуви, но и по производителям товаров народного потребления.
Данное утверждение справедливо и по отношению к производителям одежды. В Украине эта индустрия держится на «двух китах». Первый – производство для внутреннего рынка, а второй – работа на экспорт по так называемой давальческой схеме.
Участники рынка рассказывали Александру Бородыне летом 2020 года, что коронавирус «помог на законных основаниях» отправить сотрудников в отпуски за собственный счет на длительные сроки.
«Если бы не было коронавируса, этих людей все равно бы уволили, и уволили бы с концами…», – отметил Александр Бородыня. По его словам, с тех пор ситуация в отрасли «еще больше ухудшилась».
«Очень просто решить проблему контрабанды и «серого» ввоза на таможне, в том числе и коррупции на таможне… причем это простые и законные методы», – убежден Александр Бородыня. Но, подчеркнул он, для этого нужно иметь «одну простую штуку – политическую волю».
Он подверг критике решение правительства о запрете работы магазинов промышленных товаров во время локдауна.
«Нельзя этого делать, нельзя, пускай магазины работают, потому что в магазинах несложно обеспечить санитарные условия», – подчеркнул он. Отметив, что вещевые рынки нужно запретить, потому что там «это сделать невозможно».
Коронакризис ударил по fashion-индустрии
По предварительным данным, падение производства в отечественной легкой промышленности за 2020 год составило до 9%. Снижение экспорта была в пределах 8-9%, а импорта – 5%. Об этом UBR.ua сообщила президент-председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности «Укрлегпром» Татьяна Изовит.
«Для индустрии это – существенно», – подчеркнула она.
По ее словам, потребительская корзина – в том числе и расходы на одежду и обувь – сократилась не только в Украине, но и во всем мире. Покупатели переориентировались на продукцию более домашнего и спортивного направления.
Пандемия и «дистанционка» подстегнула производство домашнего текстиля, спортивной одежды, а также одежды формата casual.
Прошлый год показал, что легкая промышленность, куда входят еще 15 подотраслей и которая является основой fashion-индустрии, является важной частью национальной безопасности.
Ведь именно участники этого рынка на старте 2020 года начали обеспечивать страну масками и другими средствами индивидуальной защиты. Поэтому правительству стоило бы поддержать легпром и принять стимулирующие отрасль нормативные акты.
Например, освободить от уплаты налога на добавленную стоимость импорт оборудования, которое не производится в нашей стране, разрешить направлять налог на прибыль на развитие производства.
Фопы – с вещами на выход
Необходимо унифицировать таможенные ставки на сырье и материалы для легкой промышленности, уверены эксперты рынка.
«К сожалению, мы – импортозависимы, к сожалению, мы не производим хлопок, у нас нет ниток, пряжу мы не изготавливаем…», – отметила Изовит. Поэтому нужно «обнулить» таможенные ставки на эти виды импорта, что в том числе уберет и коррупционную составляющую.
По ее словам, остро стоит вопрос секонд-хенда и торговли импортными товарами – эта «отрасль» работает в нашей стране «без учета и контроля».
Такое положение дел ставит торговцев и отечественных производителей в неравные условия – ведь последние платят налоги и учитывают каждую единицу товара. Для решения данной проблемы Татьяна Изовит считает необходимым принять важные нормативные изменения.
Например, запретить «фопам» заниматься торговлей одеждой и обувью. Соответствующие законопроекты уже направлены на рассмотрение Верховной Рады, но, посетовала она, пока не приняты.
Онлайн помогает выжить
Пандемия форсировала те изменения, которые происходят в последние годы в поведении потребителя и в ритейле в целом.
«Среди ключевых трендов – мультиканальнисть и прозрачность», – рассказала UBR.ua директор по маркетингу Intertop Ukraine (входит в группу компаний MTI) Мария Самплавская.
По ее словам, существенную долю продаж Intertop Ukraine составили «именно мультиканальное сценарии» – сайт, приложение и др. В 2019-м на них пришлось 26%, а в 2020-м этот показатель вырос до 40% и продолжает увеличиваться.
Она отметила «широкое присутствие ритейлеров в социальных медиа». Это вывело взаимодействие потребителей с брендами на совершенно новый уровень.
«В таких условиях выигрывают бренды, которые могут себе позволить ничего не скрывать от потребителей. Теперь на выбор влияет не столько цена, сколько миссия и ценности компании, ее открытость к общению, социальная и экологическая ответственность. Крепко укоренила сознательный шопинг пандемия, вызвав глобальное беспокойство о будущем», – подчеркнула Мария Самплавская.