Шесть кандидатов на замену Шокину: кого могут назначить генпрокурором
В марте у ГПУ может появиться новый руководитель
На прошлой неделе президент внес в Раду представление об увольнении нынешнего генпрокурора Виктора Шокина. Голосование за его отставку состоится, предположительно, во вторник, 15 марта. С преемником Петр Порошенко еще не определился. По информации источников Сегодня.ua, есть шесть претендентов, а представление с ФИО нового главы ГПУ президент должен внести до конца марта. Правда, все больше нардепов требуют назначения нового генпрокурора по результатам открытого конкурса. Хотят даже закон и Конституцию изменить. Впрочем, голосов под куполом за это не набирается.
«ЛЕД ТРОНУЛСЯ». Впервые об отставке Виктора Шокина заговорили в мае прошлого года. Тогда глава антикоррупционного комитета Егор Соболев ставил ГПУ ультиматум: «Если до конца мая не будет результатов по раскрытию преступлений против Евромайдана, мы будет инициировать отставку генпрокурора, министра внутренних дел и председателя СБУ».
Подписи за отставку генпрокурора начали собирать после бегства нардепа Сергея Клюева. Депутаты и эксперты обвиняли генпрокурора в том, что сначала ГПУ подала в Раду представление на снятие с Клюева неприкосновенности и только после этого внесла представление на арест, что позволило депутату сбежать из Украины. Позже в стенах ГПУ разгорелся скандал между представителями так называемой «старой ГПУ» и «молодого крыла»: заместители генпрокурора Виталий Касько (уволился из ГПУ в феврале 2016 года) и Давид Сакварелидзе жаловались на давление со стороны Шокина и его других заместителей, особенно по делу «бриллиантовых прокуроров».
После того, как уже собранные за отставку Шокина подписи исчезли (сам же Егор Соболев говорил, что их украли), в декабре нардепы начали новый сбор. Поводом для этого послужили неоднократные коррупционные скандалы внутри самой ГПУ и заявления послов США и ЕС в Украине Джеффри Пайетта и Яна Томбинского о том, что Шокин тормозит реформы в прокуратуре и «крышует» коррупцию.
Но даже это никак не влияло на Петра Порошенко. На пресс-конференции в середине января он заявил, что у прокуратуры уже забрали львиную часть функций, а после запуска Государственного бюро расследований «у прокуратуры не будет и следствия». Именно поэтому, по мнению президента, отставка генпрокурора не требуется.
Уже через неделю первый ультиматум поставили Штаты: по неофициальной информации, отставка Шокина стала условием для предоставления Украине $1 млрд кредитных гарантий. В Администрации президента это опровергали, хотя наши источники в ГПУ говорили обратное. После этого от президентской команды последовало несколько сигналов в СМИ о том, что БПП даст голоса за отставку Шокина взамен на жертву и со стороны премьера – отставку главы МВД Арсена Авакова. Но это оказались лишь «хотелки» некоторых членов БПП, об обмене Шокина на Авакова никто не договаривался.
Еще через неделю второй ультиматум поставили послы G7: по неофициальной информации, условием предоставления транша кредита МВФ были политическая стабильность, отставка Шокина и сложение Кононенко депутатских полномочий. На Банковой все это в очередной раз опровергали. Но в день отчета правительства в Раде 16 февраля президент вышел с заявлением, в котором попросил Шокина уйти.
ПРЕЕМНИКИ. По информации источников «Сегодня.ua» на Банковой и в БПП, сейчас рассматривается шесть кандидатур на замену Виктору Шокину: глава фракции БПП Юрий Луценко, глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривський, заместители генпрокурора Давид Сакварелидзе и Юрий Севрук, глава СБУ Василий Грицак и главный военный прокурор Анатолий Матиос.
По результатам опроса на сайте «Сегодня.ua», большинство проголосовавших видят в кресле генерального прокурора Давида Сакварелидзе. Его в свое время Петр Порошенко лоббировал на должность главы НАБУ, которую сейчас занимает Артем Сытник. Кстати, именно кандидатуру Сакварелидзе, по данным источников «Сегодня.ua», поддерживают Штаты.
Для Петра Порошенко Сакварелидзе – не свой человек. К тому же, в должности генпрокурора он будет неуправляемым. Именно поэтому, по информации источников «Сегодня.ua» в прокуратуре, Виктор Шокин рекомендует президенту назначить своего заместителя Юрия Севрука, но вокруг этой фигуры уже возникают скандалы.
«Мы знали, что Шокин лоббирует Севрука. Поэтому в одном из последних эфиров Сакварелидзе открыто заявил о давлении со стороны Севрука, в особенности по делу «бриллиантовых прокуроров», – сказал нам источник в ГПУ.
Впрочем, у президента и его окружения есть еще как минимум четыре «удобных человека»: Луценко, Грицак, Матиос и Жебривський. Юрий Витальевич публично опроверг подобные слухи. Да и профильного образования и необходимого стажа работы в органах прокуратуры для занятия должности главы ГПУ у Луценко нет. «Никаких официальных предложений по этому поводу я не получал. Я видел, что на партийном чате кто-то об этом пишет. Видел сообщение Мустафы (нардеп от БПП Мустафа Найем заявлял, что во фракции обсуждают кандидатуру Луценко на должность главы ГПУ – Авт.), который превратился в журналиста хроник «светской жизни», – заявил Луценко.
На прошлой неделе слухи о возможном назначении Павла Жебривського подтвердил Егор Соболев: «Слышал от членов комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, именно они следят за такими назначениями, у них спрашивают, как они отнесутся к кандидатуре Юрия Луценко или Павла Жебривского».
Сам Жебривський, как и Луценко, опроверг эти слухи, заявив, что у него много работы на должности главы Донецкой военно-гражданской администрации. Анатолий Матиос и Василий Грицак пока отказываются комментировать возможное назначение на пост генерального.
КОНКУРС. Впрочем, под куполом не столько переживают о возможных преемниках Шокина, сколько о процедуре назначения нового генпрокурора. По словам Егора Соболева, «Самопомич» уже давно настаивает на том, чтобы главу ГПУ выбрали на конкурсе, как глав НАБУ и Специальной антикоррупционной прокуратуры. «Я считаю, что генеральный прокурор должен сажать друзей президента, а не быть другом президента… он должен быть действительно независимым, и поэтому мы очень настаиваем, чтобы новый генпрокурор был избран по конкурсу», – считает Соболев.
По Конституции, инициатива назначения генерального прокурора входит в компетенцию президента: он подает в Раду соответствующее представление на назначение и увольнение. По проекту изменений в Конституцию по части правосудия, который парламент уже принял в первом чтении, у ВР хотели забрать право выражать недоверие генпрокурору. Позже президент изменил свое мнение: внес правки в проект и перерегистрировал его в Раде.
Правда это не совсем то, что рекомендовала Венецианская комиссия. Оценивая проект в Комиссии заявили: «Венецианская комиссия считает, что назначение и увольнение с должности генпрокурора президентом совместно с Верховной Радой следует сберечь. Нормы о выражении парламентом недоверия генпрокурору следует убрать. Кроме того, чтобы институт отвечал стандартам Совета Европы, генпрокурор должен назначаться на один срок, который должен длиться значительно дольше, чем 5 лет».
По словам члена Венецианской комиссии в 2009-2013 годах Марины Ставнийчук, пять лет берутся за основу, потому что это срок полномочий президента и парламента: «Поэтому, чтобы не было политической привязки к политическим институциям, предлагался единый срок полномочий генпрокурора – семь лет. Фактически семь лет – это общий подход, который используется в большинстве европейских стран».
По уже принятому проекту изменений в Конституцию срок полномочий генпрокурора – 6 лет без права занимать этот пост повторно. Но все это не касается преемника Виктора Шокина – он будет избираться на 5 лет. Да и выбирать генпрокурора на открытом конкурсе, на чем так настаивают эксперты «Реанимационного пакета реформ» и «Самопомич», никто не будет. Для этого нужно менять Конституцию, а 300 голосов в Раде нет. Да и анализ конституционных положений разных европейских стран показывает, что процедура назначения генерального такая же, как и в Украине. А по рекомендации Венецианской комиссии связку назначения генпрокурора «президент-Верховная Рада» в Конституции следует оставить, чтобы уменьшить попытки политического влияния на Генеральную прокуратуру.