Янукович намерен вернуться в Украину — адвокат
Экс-заместитель генпрокурора Виталий Касько незадолго до своей отставки в одном из интервью рассказал, что отсутствие прогресса в расследовании преступлений представителей бывшей власти отвечает именно Виктор Шокин и два его заместителя – Юрий Столярчук и Роман Говда. Последние двое – отвечают в ГПУ за процессуальное руководство в делах бывших чиновников.
Адвокат Януковича Виталий Сердюк утверждает: дела по Януковичу остановлены, расследование вообще не проводится. В интервью «Главкому» защитник рассказал, что Интерпол так и не возобновил розыск экс-президента, а представители ГПУ сами не изъявляют желания ехать в Ростов-на-Дону допрашивать Януковича. Виктор Федорович якобы готов давать показания, но на территории Украины делать это категорически отказывается — переживает за свою безопасность.
Адвокат беглого экс-президента также утверждает, что миллиардов, о которых постоянно пишут СМИ, у Януковича нет. Все его деньги – это два арестованных счета – личный (на нем 28 млн грн) и пенсионный (на нем 50 тысяч грн). Тем не менее, Янукович не бедствует, ему вполне хватает средств на жизнь, аренду частного дома в коттеджном городке в Ростове-на-Дону и оплату адвокатов. Сердюк утверждает: экс-президент хочет обратно в Украину и защита готова принимать правовые шаги для его возвращения.
Виталий, в феврале этого года Генпрокурор Виктор Шокин заявил, что расследование по делу экс-президента Януковича практически закончено. Также он предположил, что как только война на Донбассе закончится, Януковича можно будет «получить» в Украину. По какой процедуре возможно его возвращение в Украину?
Дела Януковича никоим образом не связаны с трагическими событиями на Донбассе. Мешает расследованию на сегодняшний день несколько факторов. Первый и основной – это нежелание ГПУ устанавливать истину и искать фактических виновников трагедии, отрабатывать все версии случившегося. Да и работа ГПУ в этом направлении невозможна после заявлений действующего президента и всех постоянно меняющихся генеральных прокуроров.
Длительное время обществу сообщалась информация о том, что во всем виновен Виктор Янукович, он скрывается от органов правосудия и точка. Защита Януковича вела переписку с Генпрокуратурой, мы неоднократно заявляли о готовности принять участие во всех следственных действиях, которые необходимы для расследования дела Майдана. Но внятных ответных действий не поступало. В связи с этим было подано несколько нотариально заверенных заявлений от клиента, в которых он требует, чтобы все следственные действия, которые производятся по данному делу, проходили бы с его участием. Уголовный процессуальный кодекс (ст. 232 та раздел 9) предусматривает возможность допроса лица в режиме видеоконференции и проведения следственных действий за рубежом. Мы предложили ГПУ, чтобы их представители поехали в Россию, по месту проживания Януковича и провели там все необходимые следственные действия.
В первую очередь, это проведение расширенного допроса Виктора Федоровича в Ростове-на-Дону по месту его жительства. В ГПУ, услышав это предложение, потребовали предоставить им адрес. Мы официально предоставили ГПУ адрес дома в коттеджном городке в Ростове-на-Дону, который арендуется клиентом. Было предоставлено заявление, чуть позже – техническая документация на этот дом. Но в ГПУ заявили, что Виктор Янукович предоставил неполный адрес и это мешает поездке. Хотя эта информация о неполном адресе прямо не соответствовала действительности и тем документам, которые мы предоставили. Далее, вместо того, чтобы поехать, получить информацию и начать ее перепроверять, ГПУ начала вести с защитой длительную переписку о том, что все-таки, давайте, пусть Виктор Янукович придет в посольство Украины в России. Вероятно, они хотели, чтобы допрос провел посол. Но, согласно УПК, посол не является процессуальной фигурой и не может выполнять какие-либо следственные действия. Мы, сторона защиты, подозреваем, что такой «процессуальный финт» был осуществлен с целью заставить защиту выйти на заведомое нарушение процесса для того, чтобы эти показания не смогли в дальнейшем считаться доказательством по делу.
Как часто вы встречаетесь с Виктором Януковичем?
Я проводил с клиентом встречи, на которых мы обсуждали позицию защиты. Он выразил свою решительную готовность участвовать в следственных действиях и рассказать правду о событиях 2014 года на Майдане, указать на тех, кому было выгодно реализовать кровавый сценарий. Подписал необходимые для этого документы.
Давно вы к нему ездили последний раз?
Несколько месяцев назад. Я ожидал, что наша следующая встреча будет вместе со следователем, однако она по тем или иным надуманным причинам, не произошла. Мы делаем вывод о том, что представителям ГПУ не интересны показания Виктора Януковича. Им не интересно установить полноту фактов в этом деле. Они не хотят докапываться до правды.
Вы хотите сказать, что заявление Виктора Шокина, сделанное в начале месяца – это популизм?
Прямой популизм. Его заявление не соответствует фактическим обстоятельствам этого дела. На самом деле государству не выгодно проводить следственные действия с Виктором Януковичем.
Почему?
Это приведет к формированию в деле новой версии, которая будет отличаться от давно навязанной обществу. Следователю надо будет перепроверять полученную информацию, пытаться ее опровергнуть доказательствами, которых нет. Также следствию крайне не выгоден и допрос Януковича, поскольку это автоматически опровергнет позицию о том, что клиент скрывается. Мы постоянно слышим, что Янукович в бегах и препятствует следствию. Но он сам во время первой пресс-конференции заявил, что он в Ростове-на-Дону. Если все останется на своих местах, виновные в массовых убийствах не понесут наказание
Кроме того, дело расследуется на протяжении 2-х лет. Пресекательный срок расследования уголовного дела – один год. Фактически год назад ГПУ должна была или отправить дело в суд или закрыть дело. Но закрыть дело ГПУ не может, поскольку Янукович не допрошен. Есть неполнота следствия, не собрана необходимая для вынесения приговора доказательственная база. Все дела по Януковичу остановлены. Следственные действия по клиенту не производятся. Хотя граждане Украины хотят видеть результат расследования, а не постоянные заявления ГПУ о новых подозрениях. Обществу давно необходимо предоставить все материалы, чтобы каждый смог сделать самостоятельный вывод о том, что произошло на Майдане.
При Януковиче правовые институты работали не лучше…
Согласен. Но то, что «не очень работало» и могло быть обжаловано как незаконные действия, сейчас «вкатывается» уже в тексты законов. Простой пример – разрекламированная спецконфискация, т.е. возможность изъятия и реализации собственности гражданина или предприятия без приговора суда по уголовному делу. Ранее активно применялась в рейдерско-милицейских схемах отжатия имущества бизнесменов: возбудили дело – арестовали приглянувшееся имущество – продали через подставные структуры по заниженной цене как труднохранимое, скоропортящееся. При этом раньше пострадавший от беспредела хоть имел возможность обжаловать такие действия и надеяться на сатисфакцию. Сейчас же, под эгидой визовых законов и борьбой с преступной властью узаконили эту рейдерскую схему, дали зеленый свет грабежу простых граждан, бизнеса без возможности для обжалования и возврата награбленного…
В сентябре 2015 года во Франции в Лионе должна была собраться комиссия Интерпола, которая могла принять решение о возвращении Януковича в международный розыск.
Вопросами взаимодействия с Интерполом занимаются наши английские коллеги. По подтвержденной официальной информации, Интерпол не возобновил розыск Виктора Януковича. Чем дальше, тем больше европейские институты видят, что дело имеет четко политический характер, а права человека, гарантированные Конвенцией, в Украине не реализуются. Интерпол не занимается розыском людей, которые преследуются по политическим мотивам.
Петр Порошенко в одном из последних выступлений (18 февраля) потребовал, чтобы Верховная рада изменила закон о заочном производстве, чтобы разблокировать передачу в суд дела Виктора Януковича. Получается, пока у депутатов не дойдут руки, чтобы проголосовать за это, то процесс передачи дела Януковича в суд будет заблокирован?
Эта инициатива – прямое доказательство политического мотива в расследования против Клиента. Законы принимаются не для улучшения уровня жизни наших сограждан, а для того, чтобы облегчить работу ГПУ и уйти от вопроса проработки всех версий случившегося на Майдане.
Но власть поняла, что законно, по действующим правилам не удается осудить Януковича, поскольку нет доказательств его вины. И международное сообщество признает эти дела политическими. Интерпол отказывает в розыске. Заочное осуждение может быть, если человек скрывается, местонахождение его не известно и если он объявлен в международный розыск. Янукович же требует, чтобы следственные действия проводились, у нас есть все документы, подтверждающие это.
Фактически все идет к принятию закона, которым клиент и остальные представители власти будут признаны виновными без необходимости проведения справедливого суда, сбора доказательств, реализации права на защиту. Наблюдается сворачивание правовых институтов в Украине и неудержимое стремление к возврату действия «расстрельных троек», где судьба человека зависела не от процедуры и собранных доказательств, а от мнения конкретного лица.
На сегодняшний день предъявлено подозрение Виктору Януковичу по «законам 16 января». В этом пакете законов одним из пунктов было внесение изменений в УПК касательно заочного осуждения. Но, мы видим сейчас следующее: аналогичный закон о заочном осуждении был принят для того, чтобы осудить лично Януковича.
О каких тогда изменениях в закон идет речь?
Хотят убрать одну составляющую – международный розыск лица. Но УПК работает в отношении всех граждан Украины. В результате, получив такие изменения, столкнемся с реальностью, что вы или я уедем в отпуск, а правоохранители, работая на стороне ваших оппонентов в любом бытовом конфликте, отправят повестки на несуществующий адрес, выпишут подозрение, инициируют заочную форму расследования и по приезду придется уже знакомиться с решением суда о вашем заочном осуждении и готовится отбывать наказание.
Государство продвигает явно политически ангажированные изменения в закон, по которым из него для возможности заочного осуждения будет исключен пункт о необходимости розыска лица Интерполом. Это развяжет руки недобросовестным представителям прокуратуры и следствия, даст возможность поломать судьбу заочным осуждением любому гражданину Украины, лишить его права на справедливый суд.
В начале года журналисты одного украинского канала побывали в Ростове и якобы разыскали дом Януковича. Он расположен в закрытом коттеджном городке и находится под наблюдением государственной охраны.
Я видел этот репортаж.
Журналисты пришли к выводу, что адрес, который вы давали ГПУ, не обозначен на карте.
Мы предоставляли ГПУ четкий развернутый адрес проживания Виктора Януковича. Он был подтвержден технической документацией на этот дом. Есть договор аренды, подписанный лично Виктором Януковичем. Что еще надо ГПУ? Какие еще документы? После того, как мы предоставили адрес, попросили ГПУ указать, когда они собираются туда ехать. Они ответили, что доказательств того, что этот адрес реальный, нет, и пускай Клиент едет в посольство.
Журналисты, получается, по неправильному адресу дом искали?
Они конкретный дом так и не показали. Только участок, на котором возможно расположен дом. Я не могу утверждать, какой конкретно дом они имели в виду в своем сюжете. Мы требовали ГПУ принять информацию о его месте проживания. Если они не хотят туда ехать – то пускай снимают Януковича с розыска, поскольку нельзя разыскивать лицо, местожительство которого установлено. Фактически это Клиент уже давно разыскивает следователей, по своим делам.
Защита через суд обжаловала нежелание следствия принять информацию о месте проживания Клиента, но суд отказал со ссылкой на отсутствие доказательств, не удосужившись пояснить, почему вышеперечисленные документы с адресом Януковича не считаются доказательством и какие еще необходимы бумаги об его адресе.
Но в Интерполе ограничили доступ к информации о розыске Януковича.
Это игра слов ГПУ. Розыск Интерпола – это красная карточка, информация о поиске лица вывешенная на сайте и в информационной системе. Как я говорил ранее, информация о розыске Клиента на сайте отсутствует, его розыск не производится.
Сколько сейчас дел по Януковичу? Прокурор Владислав Куценко заявлял, что в отношении Виктора Федоровича и его соратников открыты сотни производств. Можете сказать, сколько конкретно?
Я не слышал еще ни одного заявления Куценко, которое бы соответствовало действительности. Не могу понять, как в ГПУ могут так обманывать граждан. Все, что говорится – все не соответствует действительности.
Все дела Виктора Януковича
Куценко утверждал, что очень много дел открыто и против «Семьи», имеются ввиду Александр Янукович, Сергей Арбузов, Николай Азаров и прочие чиновники, ближайшего окружения бывшего президента.
Мы постоянно слышим из СМИ, что арестовывают миллиарды и миллионы. Это все надуманные, не имеющие основания к материалам дела сентенции. Куценко делает такие заявления и не предоставляет ни материалов, ни конкретных фактов. Эту тему выгодно смаковать перед обществом, мол, есть большая группа, которая грабила страну. У Виктора Януковича арестованы всего лишь два счета и частный дом, приобретенный за личные средства на территории Межгорья (не путать с резиденцией Межгорье).
Янукович требует через суд показать людям дело. Не нам, а людям! Что сейчас наработано по делу! В материалах дела нет документов об аресте миллиардов. Ни за границей, ни в Украине.
Ранее вы говорили, что на основном счету Януковича арестовали 28 млн грн и 50 тыс. грн на пенсионном. Вы говорите именно об этих деньгах?
Да, эти деньги. Они официально задекларированы, но сейчас арестованы, и будут находиться на счету до окончания следствия по делу либо до вынесения судом приговора.
Недавно заместитель главы фракции «Народный фронт» Сергей Пашинский заявил, что Верховная Рада, как только начнутся пленарные заседания, проголосует за конфискацию активов Януковича и направит эти деньги на закупку военной техники и оружия. Возможен такой сценарий?
Такие действия играют защите на руку, поскольку это еще одно неоспоримое доказательство для Европейских институций о политической составляющей преследования Януковича. Кроме того, судя по всему, Пашинский, используя громкий лозунг, хочет ликвидировать необходимость судебной системы в Украине и вернуть такую форму процесса из далеких 30-х годов как раскулачивание сограждан на благие цели.
Как же он тогда живет? Вроде бы неплохо устроился…
Я не задавал ему вопроса относительно источника средств для проживания в РФ. Насколько я помню, в одном из первых интервью делалась ссылка на помощь друзей.
Главным экономическим преступлением Януковича наши правоохранители решили сделать растрату более 220 млн грн при приватизации «Укртелекома». Эти деньги якобы выделены для строительства спецсвязи. Николай Азаров также проходит еще по этому делу…
Тут ряд людей. Юрий Колобов, Николай Азаров, руководство Государственной службы специальной связи. Об этом деле «Главком», кстати, ранее сообщал.
Это дело было остановлено по нашей информации 22.07.2014 года до экстрадиции Колобова. Это дело – позор нашей правоохранительной системы. Красиво звучит «приватизация Укртелекома», украли 220 млн. Кто не поверит? Но суть такова, что во время приватизации «Укртелекома» государство по принятому ВРУ закону выделило 228 млн. грн, которые были перечислены Государственной службе специальной связи. Деньги предназначались для закупки спецтехники, которая обеспечивает безопасность и тайну разговоров внутри государства.
Государственная служба спецсвязи заплатила эти деньги государственному предприятию, которое покупало это оборудование за рубежом. Спецтехника была привезена из Америки, принята на баланс Госслужбы спецсвязи. Речь идет о специфическом оборудовании. Если иметь к нему доступ со стороны посторонних лиц, то государственной тайне грош цена. Когда стал вопрос о приватизации, руководитель Госслужбы специальной связи и защиты информации Геннадий Резников на протяжении полугода оббивал пороги по различным инстанциям, это была его зона ответственности. Фактически систему телекоммуникационной сети специального назначения создали, а она не работала. Поскольку на оборудование не было запланировано средств в бюджете.
В конечном итоге он дошел с этой проблемой до последней государственной инстанции — президента Виктора Януковича. Я спрашивал Виктора Федоровича по этому поводу. Он ответил, что глава Госслужбы специальной связи добивался встречи с ним на протяжении долгого времени. В конце концов, Янукович его принял, выслушал проблему и постарался помочь в ее решении.
По этому делу вы общаетесь с адвокатами Николая Азарова?
Нет.
Бывший заместитель Генпрокурора Виталий Касько говорил, что уже в марте могут снять санкции с Януковича и его соратников. Есть ли у вас надежда на это?
За рубежом у него нет арестованного имущества. Санкции – вопрос больше политический. Конечно, Янукович заинтересован в том, чтобы санкции были сняты. Но материального интереса в отмене санкций у него нет.
Есть ли оценка имущества Виктора Януковича тут в Украине?
Насколько мне известно, такая оценка в рамках уголовных производств ГПУ не проводилась.
А что касается Межигорья?
Также арестованный частный дом в Межигорье (не путать с резиденцией). Еще числилась моторная лодка (не яхта).
Сейчас вы можете сказать точный адрес Януковича в Ростове-на-Дону?
Это нежелательно. Мы не озвучиваем адрес с целью обеспечения безопасности Януковича. Например, народный депутат Леонид Емец недавно с экранов ТВ призвал спецслужбы расстрелять Януковича. О каких гарантиях безопасности может идти речь?
У Януковича много охраны сейчас?
Охрана, естественно, есть.
Он часто передвигается по Ростову-на-Дону или больше по территории коттеджного городка?
Не располагаю информацией о частоте и пунктах передвижения. На сегодняшний день в международном розыске он отсутствует и может свободно передвигаться по миру. Но до сих пор существует угроза его жизни, обусловленная нежеланием ГПУ и МВД расследовать дело о покушении и привлекать к ответственности совершивших его преступников. У него есть намерение вернуться в Украину и для этого будут предприниматься правовые шаги. Янукович с себя полномочий президента не слагал и не самоустранялся от руководства страной. Процедура отстранения клиента с должности была проведена с грубым нарушением Конституции Украины. Нельзя было производить данную процедуру не в порядке импичмента, а постановлением Верховного совета.
Предпринимались ли попытки защитой отсудить Межигорье назад?
Вопрос Межгорья рассматривается в рамках уголовного производства, судьба резиденции будет зависеть от результатов его расследования, а не гражданских судебных процедур.
Есть ли у вас информация о состоянии имущества Януковича в Донецке? Какой либо информации по имуществу клиента в Донецке нет, в материалах дела информация об этом не фигурировала.
Бывает ли Виктор Федорович в Москве и правда ли что там у него есть коттедж? (Об этом сообщали в СМИ).
У меня нет такой информации