Этого Порошенко и Яценюку никогда не простят! Смотрите как зарабатывают на войне бешеные…
На четвертый год войны армия остается без современных средств связи только потому, что люди Порошенко и Яценюка не могут поделить госзаказ стоимостью 350 млн долларов!
Пишет издание UA1
Стоит отметить, что из-за отсутствия современных средств связи погибло сотни молодых ребят! В нынешних условиях ведения боевых действий, связь это все!
Скандал с закупкой радиостанций для ВСУ по завышенным ценам набирает обороты: в уголовном производстве по этому поводу уже фигурируют чиновники из Минобороны, Торгово-промышленной палаты и структур «Укроборонпрома».
Предварительно Генпрокуратура инкриминирует им препятствование деятельности ВСУ (от 5 до 8 лет тюрьмы), создание преступной организации (от 5 до 12 лет заключения) и служебную халатность (до трех лет лишения свободы). Это дело внесено в Единый реестр досудебных расследований под № 42017000000002027.
Таков итог ожесточенной борьбы за то, какой именно из двух бизнес-кланов, взявших под контроль Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), сможет получить свой интерес в весьма денежном контракте на поставку средств связи для армии.
Группа представителей от Порошенко лоббирует израильского поставщика, люди Яценюка настаивают на турецком. И пока каждый из них обвиняет другого в коррупционных интересах, войска остаются без качественной современной связи.
Положение дел на фронте верхушку БПП и «Народного фронта» интересует гораздо меньше, чем возможность получить «откат» до 30% стоимости госзаказа, а это более 100 млн долларов.
Все для победы
Эпопея с закупками раций и радиостанций для армии началась еще в 2015 году. Как раз перед визитом Петра Порошенко в Израиль Минобороны подписало контракт с израильской фирмой Elbit на поставку средств связи на четыре миллиона долларов.
Но год спустя начальник войск связи генерал-майор Владимир Рапко внезапно выступил с инициативой организовать демонстрацию образцов турецкой компании Aselsan.
Сразу же после этой демонстрации на основании рекомендаций Генштаба в Минобороны решили, что оборудование для ВСУ будет поставлять исключительно турецкая компания.
И тут разразился скандал: оказалось, что стоимость первой поставки на 1,5 млн долларов завышена минимум на 30%. И по этой же цене планируют закупить остальное оборудование на сумму в 350 млн долларов. Соответственно, переплата в этом случае составит более 100 млн долларов.
За контроль над денежными потоками в «Укроборонпроме» борются две бизнес-группы, представляющие интересы Порошенко и Яценюка.
Представители Порошенко в СНБО забеспокоились, засуетились и подняли вопрос: а откуда, собственно, взялась эта турецкая компания? Кто ее порекомендовал? На что генерал Рапко незамедлительно ответил – компанию настоятельно советует глава парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Пашинский, экс-глава наблюдательного совета «Укроборонпрома» и ближайший соратник Арсения Яценюка.
По случайному стечению обстоятельств сын Пашинского Антон возглавляет один из департаментов госпредприятия «Спецтехноэкспорт» из структуры «Укроборонпрома». Именно это предприятие отвечает за внешнюю торговлю и продвигает турецкого поставщика.
Примечательно, что при Сергее Пашинском «Укроборонпром» прославился грандиозной растратой выделенной на вооружение суммы в более чем 600 млн гривен.
В частности, как удалось установить сотрудникам ГПУ, 300 млн были выведены через конвертационные центры и фиктивные предприятия. А следы десятков миллионов гривен вообще терялись в засекреченных контрактах на производство и поставку вооружения. Просто потому, что с 2014 года на всех госзаказах, которые выполнял «Укроборонпром», стоит гриф «совершенно секретно», и даже нардепы с доступом к гостайне не могли получить детальную информацию по этому поводу.
Как только уголовные производства ГПУ начали выводить следователей на верхушку «Укроборонпрома», Сергей Пашинский спешно покинул пост главы наблюдательного совета этого госконцерна. Но свои люди, в том числе и его сын, остались там работать. И теперь лоббируют закупку армейских средств связи у турецкого производителя.
Это крайне возмутило людей Порошенко в СНБО, которые уже подсчитывали выгоду от контракта на 350 млн с израильской компанией. Причем, как ни парадоксально, спор между двумя кланами происходит не по поводу имиджа и опыта производителя, не о технических характеристиках оборудования и даже не об условиях контракта. Суть противостояния в том, кто именно приведет поставщика и получит от него приятный бонус.
Битва за бонус
О том, что любая заинтересованная в крупных госконтрактах иностранная компания так или иначе поощряет украинских чиновников отстаивать ее интересы, в Верховной Раде говорят уже давно.
По свидетельству близких к руководству СНБО народных депутатов, область так называемых «заводящих» в военной сфере разделена между двумя бизнес-группами, которые борются за контроль над денежными потоками в «Укроборонпроме».
Интересы президента и его окружения представляет его давний бизнес-партнер, первый заместитель секретаря Совбеза Олег Гладковский. А за тем, чтобы не ущемлялись бизнес-интересы Арсения Яценюка, тщательно следят его однопартийцы – секретарь СНБО Александр Турчинов и глава комитета по нацбезопасности Сергей Пашинский.
Именно между этими двумя уже почти открыто враждующими группировками и вспыхнула эпическая битва за шанс «завести» иностранного поставщика на контракт в 350 млн долларов. При этом израильтяне заручились поддержкой президента Порошенко и премьера Гройсмана, а турки сделали ставку на Пашинского и Турчинова.
Уже после того, как Минобороны решило закупать средства связи у турецкого производителя, премьер настоятельно потребовал провести объективное и равноправное сравнение образцов и уже тогда принимать решение. А программу по закупке армейских радиостанций вернул на доработку в Минобороны.
«Это недопустимо! – разнервничался в ответ на такое решение всегда близко к сердцу принимающий все финансовые проблемы Пашинский. – Я публично обращаюсь, уважаемый Владимир Борисович Гройсман, ваши попытки сорвать переоснащение вызывают пока что удивление. А после удивления наступает другое».
Тем не менее, мужества ослушаться вышестоящее начальство не хватило, и сравнительные испытания образцов турецкой и израильской компаний все же запустили.
Компенсацией за эту уступку стало назначение руководства комиссии – ее сформировали из генералов, поддерживающих точку зрения Пашинского. А чтобы не подставлять их под неудобные вопросы нардепов и журналистов, результаты испытаний засекретили.
Засекреченность оборонного бюджета только приводит к коррупции и ничего не защищает.
Но резонанс этих событий, а также пристальное внимание Генпрокуратуры к фигурантам скандала привели к тому, что нардепы настояли на рассмотрении указанного контракта на предмет коррупционной составляющей.
И тут их ждал настоящий сюрприз: на закрытом (из-за обсуждения гостайны) заседании парламентского антикоррупционного комитета генералы признали, что закупать нужно не турецкие и не израильские армейские радиостанции, а продукцию совсем другого производителя.
Секретная коррупция
«Господа генералы сами признали, что лучшими радиостанциями являются американские Harris, – сказал после заседания комитета его глава Егор Соболев. – Беда в том, что Харрис не дает взяток, и американское правительство преследует как другие государства, так и собственные компании, если они замешаны в коррупции. Думаю это та причина, по которой эти радиостанции у нас не закупают».
Нардеп косвенно признал, что любые выходящие на украинский рынок иностранные компании активно ищут лоббистов своих интересов среди украинских чиновников.
То же самое сейчас происходит при закупках армейских систем связи: одним чинам вдруг резко понравились турецкие, другие готовы лечь костьми за израильские.
Хотя только американские имеют высший уровень качества и защищенности, а США ни при каких условиях не передаст технологии России, что невозможно гарантировать в случае покупки оборудования у турецкой или израильской компании.
Как бы то ни было, никто из лоббистов, входящих в два враждующих клана СНБО, отступать от своего не хотят. А чтобы хоть как-то продвинутся в этом вопросе, договорились, что турецкое и израильское оборудование в виде эксперимента поставят в отдельные подразделения, где аппаратура покажет себя в боевых условиях. И уже на основании анализа полученных результатов будет приниматься окончательное решение – кто «заведет» поставщика на 350-миллионный контракт.
По мнению Соболева, подобные ситуации до сих пор возможны только потому, что весь оборонный бюджет засекречен, а это прекрасный подвод для коррупции.
«Нам нужно законодательство как в США – у них практически всю информацию по оборонным закупкам можно найти на сайте, и каждый плательщик налогов может посмотреть, что, за сколько и для чего закупается, – приводит пример нардеп. – А наша совковая секретность приводит только к коррупции и ничего не защищает, а наоборот обкрадывает солдат».