Гражданин Украины при средней зарплате 10,6 тыс. грн 186 дней работает на себя, а 179 – на государство
Бизнес жалуется на высокие налоги, но чиновники кивают на другие страны, где сборы еще выше. Действительно ли налоговая система мешает украинской экономике развиваться и стоит ли уменьшать налоги, пишет pozachasom.
Министерство финансов Грузии предложило снизить налог для малого бизнеса с 5% до 1%. В случае принятия инициативы мелкие предприниматели также будут освобождены от лишних бухгалтерских операций и предварительной выплаты налогов. Возможно ли подобное в Украине?
Сколько отдаем государству
По подсчетам Украинского товарищества экономических свобод, среднестатистический гражданин при средней зарплате 10,6 тыс. грн 186 дней работает на себя, а 179 – на государство.
Для того, чтобы быть “чистым” перед законом, с зарплаты нужно уплатить ЕСВ (22% – платит работодатель), НДФЛ (18%), военный сбор (1,5%). А уже после получения зарплаты мы платим 20% НДС, акцизы и импортные пошлины.
То есть из всего фонда оплаты труда вам остается 51% заработанных средств. Соответственно, 49% — это налоги, подсчитали в УТЕС.
Кажется, что это очень много, однако, если сравнивать с другими налоговыми системами в мире – наша выглядит не столь вымогательской.
В 2017 году Украина поднялась на 43 место в рейтинге “Налогообложение-2018” (Paying Taxes 2018), составляемом Всемирным банком и консалтинговой компанией “PwC”. Для сравнения, в 2012 году Украина в этом рейтинге занимала 181 место.
Согласно документу, Украине удалось снизить налоговую нагрузку до 37,8%, что меньше, чем в Евросоюзе – 40,5% и в среднем по миру – 39,6%.
Однако все еще высоким остается показатель времени, которое нужно потратить для уплаты налогов в Украине – согласно рейтингу Paying Taxes 2018, украинцам нужно потратить для этого 328 часов. Средний показатель для стран Центральной Азии и Восточной Европы – 230 часов. Поэтому в когорте этих стран по затратам времени Украина занимает предпоследнее место.
В ЕС этот показатель – в среднем 161 час. Меньше времени на уплату налогов тратят эстонцы – всего 50 часов.
Опыт Грузии
Ряд предпринимателей и экономистов призывают снизить налоговую нагрузку в Украине еще больше, ссылаясь на опыт Грузии.
Так, в 2004 году грузины платили 22 налоги, а уже в 2007 году – всего 6. Не побоялись даже убрать пошлину на импортную продукцию.
Более того, так называемый “органический” закон команды Кахи Бендукидзе Об экономической свободе запретил повышение налоговых ставок или введение новых налогов без проведения национального референдума. Это гарантировало стабильность.
Источник: Лига
Как следствие, Грузия поднялась на 100 пунктов в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business
(с 111 места в 2005 году до 12 в 2011 году). Доля компаний, которые платят налоги выросла с 35% до 78-85%. Доходы бюджета относительно ВВП выросли почти вдвое, от 16% в 2003 году до 31% в 2011 году.
Пример Грузии вдохновил немало предпринимателей и экономистов требовать изменения налоговой системы в Украине. Некоторые изменения предусмотрены в ближайшие годы.
Уже немало времени обсуждают замену налога на прибыль предприятий на налог на выведенный капитал (ПВК). Это предполагает, что налогом будет облагаться не финансовая прибыль предприятия, а распределенная прибыль и капитал. По оценкам экономистов, сначала это может принести дефицит бюджета в размере 23-47 млрд грн, ведь предприятия могут отложить уплату налогов на последующие годы. Однако, по замыслу законодателей, это должно стимулировать законодателей показать свои настоящие доходы.
Законопроект о ЧВК был утвержден КМУ и одобрен Президентом Украины. Ожидают, что он заработает с 2019 года.
Сначала помочь малым
В ЕС малый бизнес признан “позвоночником экономики”, поэтому для его защиты разработали специальный Акт под условным названием “Сначала думай о малом бизнесе”.
В Украине малый и средний бизнес обеспечивает 79% рабочих мест, но создает всего 15% ВВП. Такие данные приводит МЭРТ.
Малый и средний бизнес важен еще и потому, что способен обеспечить развитие экономики и создавать рабочие места даже после “пришествия” роботов и искусственного интеллекта. В Украине малый бизнес может рассчитывать на упрощенную систему налогообложения, однако предприниматели все равно жалуются, что рабочие места им тяжело обеспечивать из-за налогового давления.
Из-за низкого качества налогового администрирования малый и средний бизнес несет непропорционально большие затраты на соблюдение налогового законодательства по сравнению с большим. Авторы исследования МВФ подсчитали, что при таких условиях производительность малых предприятий составляет лишь половину (50%) от производительности больших.
В Украине же соотношение затрат на соблюдение налогового законодательства к выручке для малых и средних предприятий на 117% выше, чем для крупных, пишет VoxUkraine.
Маленькие рыбины надо отпускать, а крупные уже имеют достаточно ресурсов, чтобы быть честными. Таким должен быть контракт между бизнесом и властью.
“А у нас он противоположный: пока ты маленький – тебя душат, а если становишься большим – тогда получаешь какие угодно правила. Должно быть наоборот”, – объясняет президент Киевской школы экономики Тимофей Милованов в интервью “Українському тижню”.
Немало инициатив касается еще большего сокращения ЕСВ. Например, в “Доктрине сбалансированного развития. Украина-2030” экономисты предлагают снизить ЕСВ до 15%. Но при этом ввести уголовную ответственность за наем работников без заключения трудовых схем и уклонения от уплаты налогов.
Проблему зарплат в конвертах можно решить только путем сокращения налога на труд (который должен быть отменен) и налога на доходы физических лиц — последний не должен превышать 10%, как и налог на выведенный капитал, считаетстарший экономист CASE Украина Владимир Дубровский.
Экономист Реанимационного пакета реформ Олег Гетьман предлагает свести ЕСВ и НДФЛ в одного налога, который суммарно должен составлять 25%. Подобным путем в свое время пошла Грузия, объединив в 2008-м социальный налог с подоходным по общей ставке 25%, а в 2009 году – 20%.
Наиболее радикально изменить налоговую систему Украины предлагают в Институте “Свободная экономика”. Активисты считают, что нужно отменить все налоги и сборы, которые действуют в Украине сейчас. Зато ввести лишь два налога: налог на затраты (4%) и налог на выведенный капитал (10%). К тому же предлагают упразднить разделение на упрощенную систему и общую “для всех предпринимателей и частных лиц применяются одни и те же правила налогообложения и ставки налогов”, пишет в их программе.
Почему не все так просто
Работодатели жалуются, что рост экономики очень вялый из-за того, что налоги “съедают” 41,5% суммы, предусмотренной для оплаты труда. Поэтому деньги для развития бизнеса негде брать.
Поэтому популярными являются схемы “минимизации этих расходов за счет перевода части работников на ФЛП или выплаты зарплаты частями (одна из которых облагается, другая – в конверте).
Читайте также: ЗаФОПлення: сколько украинская экономика теряет от “упрощенцев” и стоит ли что-то менять
Сокращение ЕСВ почти на половину, по расчетам Минфина, должно было дать работодателям возможность существенно увеличить заплати. И похоже, что часть из них восприняла “сэкономленные” средства за дополнительную прибыль, поэтому немало экономической деятельности и далее пребывает в сумерках.
По данным Министерства экономического развития и торговли, теневая экономика в Украине за 9 месяцев 2017 года составляла 33% от ВВП.
По оценкам Минсоцполитики, 40% плательщиков ЕСВ с зарплаты декларировали минималку, поэтому в 2017 году Соцстрах получил лишь 16,6 млрд грн. Дефицит Пенсионного фонда после снижения ЕСВ вырос с 80 до 145 миллиардов, возмущаетсяминистр социальной политики Андрей Рева.
Большой проблемой украинской экономики является ее зависимость от перераспределения публичных финансов. В этом году государство взяло на себя ответственность собрать и перераспределить 44,5% от ВВП, что даже больше, чем в прошлом году. Эти средства должны пойти на здравоохранение, образование, социальные выплаты.
Для примера, ⅔ собранного НДФЛ остается в местных бюджетах, а 87% от собранного по стране ЕСВ идут в Пенсионный фонд и выплачивается пенсионерам.
Экономисты Центра экономической стратегии подсчитали, что оптимальный уровень государственных расходов – 37% от ВВП. Более высокие затраты сдерживают экономический рост и делают бюджетную политику неэффективной.
Государственные расходы в перераспределении ВВП Украины Источник: Центр экономических исследований
Но ⅔ опрошенных граждан считают, что государство должно оказывать им услуги бесплатно.
Об этом свидетельствуют данные опроса фонда “Демократические инициативы” и КМИС. Люди согласны ради этого даже платить более высокие налоги.
И лишь 5-ая часть опрошенных считает, что роль государства нужно минимизировать и снизить налоги для людей, которые сами готовы платить за здравоохранение, образование и накапливать себе пенсию самостоятельно.
Поэтому вполне вероятно, что вместо снижения налогов для наполнения бюджета государство вскоре предложит предпринимателям очередное повышение минимальной зарплаты, о котором в декабре заявил президент.