Вокруг автокефалии украинской церкви сплетен накручено уже столько, что украинцы не могут понять, зачем это все нужно, ведь, вроде бы, какая разница на каком языке читают литургию. Об этом в своем блоге пишет украинский блогер, историк Дмитрий Вовнянко. Он добавляет, первое, что поражает – количество несокрушимых атеистов, которые вылезли из всех щелей, стоило только поднять эту тему. «Во времена, когда люди развивают Гугл и нанотехнологии, чем занимаемся мы?» или «Церковь отделена от государства – разве может государство вмешиваться в дела церкви?». По словам Вовнянко, в странах, где развивают Гугл и нанотехнологии, Библию можно найти в каждом номере большинства отелей. С вопросами веры там не шутят.
Блогер пишет, что всем тем, кто говорит, что государство не вмешивается в дела церкви не помешало бы это все рассказать Швеции, стране, где живет самое большое в мире сообщество лютеран. Вообще, тезис невмешательства государства в дела церкви воспринимать можно при условии, что этот принцип соблюдают все церкви – пока же не известен ни один прецедент, чтобы УПЦ МП наказывала священников – сторонников «ДНР». Вопрос автокефалии украинской церкви впервые попытался решить гетман Павел Скоропадский – и он же первый на собственном горьком опыте убедился, что «не вмешиваться государству в дела церкви» это то же, что полностью подарить инициативу Москве. Все идеи автокефалии по факту саботировал митрополит Антоний (Храповицкий) ярый москвофил, для которого Украина была лишь альтернативой большевикам. В современной нашей истории стоит упомянуть, что все попытки поднять вопрос автокефалии президентами Кравчуком и Ющенко нарывались на жесткое сопротивление РПЦ.
Дмитрий Вовнянко пишет, президент Порошенко сказал абсолютную правду о том, что Украина рискует стать крупнейшей православной державой мира. В тот год, когда на Москве назначали патриархом Кирилла, вполне всерьез шли разговоры о шансах стать патриархом для митрополита киевского Владимира – для этого надо было выступить совместно с Белорусской церковью, вместе с белорусами в УПЦ МП верующих было больше, чем во всей России. В случае получения автокефалии вполне возможен процесс перехода к автокефальной церкви части приходов УПЦ МП. Пополнение таким количеством верующих сильно поднимет позиции Вселенского патриарха и наоборот – подорвет позиции РПЦ. Просто не отреагировать на такое Москва не сможет. Здесь – вопрос «кто самый сильный зверь в лесу» на повестке дня.