Главная / Новости / Аналитика / Статьи / Назад в ГАИ. Новая жизнь водителей и пешеходов

Назад в ГАИ. Новая жизнь водителей и пешеходов

175130389
В Украине существенно повысили штрафы за нарушение ПДД. Вступят в силу они уже завтра

С завтрашнего дня в Украине вступают в силу новые штрафы за нарушение правил дорожного движения. За непристегнутый ремень теперь придется выложить 510 грн, а за превышение скорости — до 3,4 тыс. грн. Куда дороже обойдется езда в нетрезвом виде — от 17 тыс. грн. При этом даже после повышения штрафов безопаснее на дорогах не станет. Во всяком случае, в этом убеждены наши собеседники. Эксперты говорят: исправить ситуацию помогут только тотальный контроль и неотвратимость наказания. Преобразиться должна и инфраструктура, которая сегодня провоцирует нарушения.

Что изменится

Закон существенно повышает штрафы за все без исключения виды нарушений. Причем как для водителей, так и для велосипедистов и пешеходов (см. таблицу).



 

Назад в ГАИ. Новая жизнь водителей и пешеходов - фото 1

 

Что касается спорных мер, которые обсуждались во время подготовки закона, то большинство из них вычеркнули. Например, обязанность водителя по требованию сотрудников полиции передать, а не предъявить им водительское удостоверение, техпаспорт и страховку. Кроме того, был пункт об отключении двигателя при остановке полицейскими, а также профилактические остановки для определения трезвости. Осталось лишь требование держать руки водителю на видном месте. То есть выходить из машины или глушить двигатель не требуется.

Впрочем, как говорит «Вестям» адвокат Владимир Караваев, некоторые важные процедурные изменения сохранились. Раньше полиция могла фиксировать нарушения только теми техническими средствами, которые работают, во-первых, в автоматическом режиме, а во-вторых, которые соответствуют закону «О защите информации». Теперь же полицейские получили право фиксировать нарушения даже на свои мобильные телефоны.

«Сейчас у полицейских руки развязаны. Думаю, что теперь мобильные телефоны будут использоваться направо и налево. А водителям в такой ситуации можно посоветовать сохранять спокойствие и внимательно смотреть, есть ли действительно нарушение. Например, вам могут сказать, что вы проехали на запрещающий сигнал светофора. А, извините, как такое нарушение можно снять на телефон? Это как минимум нужно стоять сбоку перекрестка. И никак не сзади. Все эти методы давно известны и описаны в моей книге «100 аргументов в пользу водителя». То есть, по большому счету, мы сегодня возвращаемся к тому, что у нас было десять лет назад в ГАИ«, — сказал «Вестям» Караваев.

Аварийность выросла на 20%

Что касается аварийности, то, по словам Караваева, она может снизиться лишь на какое-то время. «В течение первых трех месяцев об этом будут много говорить, водители будут осторожнее. Затем все начнет возвращаться на круги своя. Ужесточение санкций еще никогда не давало положительных результатов в борьбе с аварийностью. И мы в этом не уникальны. Так происходит во всем мире«, — считает Караваев.

К слову, несмотря на активную установку камер скоростного контроля, по данным патрульной полиции, общее количество ДТП в январе 2021 года выросло на 18,1% по сравнению с январем 2020 года. Больше всего ДТП в первый месяц года произошло в Киеве (3041 случай) и Киевской области (1209). Как объясняет «Вестям» Караваев, причин много. И почти все они сводятся к отсутствию контроля на дорогах.

«В сфере дорожного движения ситуация очень и очень плачевная, и с каждым месяцем она только усугубляется. Начнем с того, что у нас нет должного контроля. Для патрульной полиции дорожная сфера — это всего лишь одна из компетенций. Причем не самая главная. Если патрульный будет ехать на ДТП, а ему придет по рации сообщение, что где-то совершается преступление, то он развернется и поедет на преступление. Камеры такой контроль тоже создать не смогут. Они были эффективны лет двадцать назад, когда их только начали внедрять. А сейчас любое приложение на телефоне может показать, где стоят камеры, и предупредить водителя об этом. В Европе с этой проблемой уже начали бороться с помощью мобильных камер, которые каждый день в разные места разво­зят дорожные службы. Таким образом приложения не успевают их отследить. Во-вторых, нам необходимо менять законодательство — очень много противоречий. И самый главный вопрос — это отсутствие системы государственного контроля в сфере дорожного движения«, — говорит «Вестям» Караваев.

Читайте также   Полная мобилизация, военное положение и тероборона: интервью с генералом ВСУ Кривоносом

На все эти проблемы, по его словам, накладывается постоянно растущее количество автомобилей на дорогах. «В прошлом году в Киеве и пригороде было введено 2,1 млн кв. м жилья. А теперь представьте, что сейчас почти в каждой квартире есть автомобиль, а в некоторых — по два. Население растет, количество автомобилей увеличивается, а в плане развития инфраструктуры, как вы можете сами видеть, никто ничего не делает. В этом и есть причины роста аварийности«, — сказал «Вестям» Караваев.

Инфраструктура способствует нарушениям

В то же время, как говорит «Вестям» директор компании по транспортному моделированию «А+С Украина», член технического совета «Укравтодора» Дмитрий Беспалов, часто нарушениям ПДД способствует сама инфраструктура. «У нас остались магистрали непрерывного движения с высокими расчетными скоростями, которые мы строили еще в 1970–1980 годах, пытаясь подражать американским мегаполисам. Как результат, многие киевские магистрали имеют расчетную скорость — 100 км/ч. А теперь на них установили ограничение 50 км/ч. Не удивительно, что на них никто так не ездит. К тому же, это утомляет водителя. Ведь он чувствует, что может ехать быстрее. И это своего рода провокация на нарушение. К тому же по работе в «Укравтодоре» я часто имею дело с проектами капитальных ремонтов, реконструкции и строительства автомобильных дорог, которые подрядчики направляют в «Укравтодор». И я могу сказать: с точки зрения безопасности дорожного движения, мягко говоря, есть над чем работать. То есть в основном сейчас проектируется точно такая же инфраструктура, которая и была«, — говорит «Вестям Беспалов.

Что касается размера новых штрафов, то, по мнению Беспалова, даже те штрафы, которые были, достаточно существенные. «Поэтому, я думаю, что проблема, скорее, в неотвратимости наказания. А точнее, в его отсутствии. Если бы мы за каждый факт нарушения получали даже старый штраф, то в сумме вышли бы такие суммы, что мало не показалось. Думаю, каждый наблюдал картину, когда едет машина патрульной полиции, а вокруг нее безнаказанно происходят различные нарушения. И это смотрится очень дико. Так что с новыми штрафами при старых подходах серьезных изменений я бы не ждал«, — сказал «Вестям» Беспалов.

Читайте также   Рымарук раскрыл стратегию России с "Украиной в полукольце" и назвал опасные направления

Что делать с пьяными

Если же говорить конкретно о проблеме пьянства за рулем, то и в этом вопросе, как показывает опыт соседних стран, «методом кнута» проблему не решить. «Украине в данном случае ближе всего опыт России. Какими бы ни были политические и военные моменты, что касается дорожных проблем, то они у нас во многом общие. Россия пошла по пути ужесточения санкций за вождение в состоянии опьянения еще лет пять назад. Они начали с того же, что и мы, а именно — лишения права на управление авто. Но к уменьшению количества пьяных за рулем это не привело. Наоборот, там теперь люди ездят пьяными без прав. Причем делают это так, будто терять им уже нечего. Пробовали вводить админарест, уголовную ответственность и даже конфисковывать автомобили. Но ни к чему это так и не привело. Дело в том, что человек садится пьяным за руль по двум причинам. Либо он уже в таком состоянии, что ему море по колено, либо он считает, что его не остановят. Третьего не дано«, — сказал «Вестям» адвокат Вадим Володарский.

Кстати, любители пьяной езды без прав нашлись уже и в Украине. Так, в декабре прошлого года патрульная полиция Белой Церкви опубликовала пост о водителе — чемпионе по нарушениям ПДД. За 2020 год его семь раз лишали водительских прав. Но это не остановило его от работы в такси.

В то же время есть и обратная сторона. Как говорит «Вестям» Володарский, в Украине все еще сохраняется практика, когда протоколы по ст. 130 выписывают на водителей, которые реально были трезвыми. «Бывает, просто пишут, что человек был пьяным. Но что по-настоящему распространено — это развод на «отказ от медицинского осмотра». Многие люди просто не знают, что за отказ от осмотра — ответственность та же, что и за управление в нетрезвом виде«, — говорит «Вестям» адвокат Вадим Володарский.

А вот реально пьяные водители уходят от ответственности. «Полицейские очень часто не соблюдают процессуальные нормы права. И когда такие протоколы попадают в суд, то адвокат без особых проблем, ссылаясь на нарушение этих процессуальных норм, выигрывает дела. Даже твердо зная, что водитель был пьян, суды вынуждены освобождать нарушителя от ответственности из-за того, что полицейские просто не соблюдают пункты 12–15 совместного приказа МВД и МОЗ. Там четко прописана вся процедура. Поэтому, я считаю, что лучше бы полиции сначала добиться максимальной эффективности и подучить своих сотрудников. А потом уже говорить, что штрафы неэффективны и их необходимо увеличивать«, — сказал «Вестям» Караваев.

Еще одно важное изменение, которое может огорчить любителей «пьяной» езды, — это увеличение сроков рассмотрения дела в суде за нарушения, связанные со ст. 130 КУоАП, до одного года. Тогда как сегодня на привлечение пьяного водителя к административной ответственности судам отведено три месяца. Из-за чего многие такие дела закрываются по истечении сроков давности, а пьяный водитель освобождается от ответственности.

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий