Парадоксы Гройсмана

В воскресенье и понедельник, после заявления об отставке Яценюка с поста Премьер-министра Украины, мне пришлось неоднократно отвечать на вопросы о Гройсмане, как о возможном новом главе правительства. И когда я говорил, что Гройсмана недооценивают и он будет достаточно самостоятельным Премьером, это нередко воспринималось с иронией или недоверием. Но вот уже второй день идут жесткие переговоры по составу Кабинета министров. И мы видим неуступчивого Гройсмана, упрямо пробивающего свои кандидатуры в состав правительства. И речь идет не только о людях из своей «винницкой команды», но и о молодых технократах-реформаторах, работавших в Министерстве экономики под началом Абромавичюса.




Миф о «марионетке Порошенко» развенчивается на глазах. Конечно же, Гройсман не будет оппонентом и конкурентом Президенту Порошенко, скорее он готов быть конструктивным партнером. Но он явно не собирается выполнять роль пассивного исполнителя чужой воли и будет претендовать на широкую автономию в процессе принятия решений.


Очень показательно, что Гройсман стремится поставить своего человека на пост министра Кабинета министров. Он прекрасно понимает суровую логику политической бюрократии — кто контролирует аппарат и канцелярию правительства, тот контролирует и его реальную деятельность. Однако в борьбе за собственные кадровые интересы Гройсман должен понимать и другую проблему — в такой сложной игре важно не переиграть. Ведь иначе есть риск войти в жесткий конфликт с Президентом и потерять саму возможность стать Премьер-министром.

Парадокс же нынешней ситуации заключается в том, что выдвиженец фракции Блока Петра Порошенко на должность Премьер-министра начинает свою собственную политическую игру, которая не всегда будет соответствовать (и в некоторых кадровых вопросах уже не соответствует) интересам влиятельных людей в этой фракции.



Второй парадокс Гройсмана связан с восприятием его политической фигуры. Когда он был мэром Винницы, его воспринимали как мэра-реформатора, самого прогрессивного на то время (2006-2014 гг.) главу городской власти в Украине.

После переезда в Киев и карьерного взлета, Гройсмана преимущественно стали воспринимать как высокопоставленного политического чиновника. Хотя склонность к реформам он демонстрировал и на работе вице-премьером в первом правительстве Яценюка (инициирование и подготовка реформы бюджетной децентрализации) и на посту председателя Верховной Рады Украины (разработка проекта масштабной парламентской реформы совместно с Европарламентом и рядом авторитетных общественных организаций в Украине).

У Владимира Гройсмана явно есть сильный реформаторский потенциал. Но при этом ему пока не удалось найти политический образ, привлекательный для широкой массы простых украинцев.

В заключение еще один интересный парадокс, связанный с Гройсманом. Если ему все-таки удастся стать Премьер-министром Украины, то вряд ли от его правительства будут ожидать каких-либо революционных реформаторских свершений, экономического чуда, победы над коррупцией и т.п. Это заметно по нынешним настроениям в политической среде. Как это ни парадоксально, но именно это может сыграть в пользу Владимира Гройсмана.

В украинской политике завышенные ожидания довольно быстро оборачиваются сильным разочарованием. Жертвой таких эмоциональных качелей стал в свое время Виктор Ющенко, а теперь и Арсений Яценюк. Гройсман может избежать этих проблем, а если ему еще удастся показать достаточно очевидные положительные результаты в работе своего правительства, то у него будет шанс продемонстрировать себя в качестве сильного и эффективного Премьер-министра.

Но для того, чтобы этот шанс реализовать, надо для начала стать Премьер-министром. Если переговорный клинч затянется и зайдет в тупик, то вместо нового правительства с новым Премьер-министром мы получим досрочные парламентские выборы в конце июня.

Источник: uainfo

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий