Пашут как рабы за 15 грн в час: раскрыты схемы в украинских тюрьмах
В Украине заключенные работают на вредных производствах без необходимых средств защиты за ничтожную плату.
Как сообщают журналисты ТСН, с помощью рассказов арестантов, они узнали о теневых схемах в местах лишения воли.
По словам одного из собеседников издания – Сергея – каждый день ему приходится носить в деревообрабатывающем цехе 15-ти килограммовые доски. За день он переносит более тонны древесины, при этом за час работы получает 15 грн.
«А что делать?» — говорит заключенный.
На предприятии изготавливают поддоны для Германии — ежемесячно отправляют продукции на 10 тыс. евро, а на руки мужчина получает меньше 2 тыс. грн.
Отмечается, что в сети появилось видео труда заключенных на производстве бытовой химии без спецзащиты.
«Бывшие узники говорят, что за решеткой до сих пор существует практика нелегальных производств, а на легальных могут действовать теневые схемы», — отмечает издание.
В местах заключения официально функционирует 99 предприятий.
«В Игренском исправительном центре № 133 документами указано переработку полимера и изготовление моющих средств, но на снятом самими заключенными видео видно, как в печах в форме бочек выжигают уголь из древесины. На полимерном же производстве осужденные в едком дыму вручную плавят разную применяемую тару — о соблюдении правил техники безопасности и санитарных нормах говорить в этом случае не приходится», — указывают журналисты.
Глава пенитенциарной системы Денис Чернышев утверждает, что уже видел скандальное видео, а в колонии происходит проверка.
«Я никогда не комментирую, пока не пройдет внутренняя проверка — мы же должны виновных установить. Здесь надо быть осторожным, чтобы не спугнуть вора, на которого мы охотимся», — пояснил заместитель министра юстиции.
По словам самих бывших заключенных, теневой бизнес присутствует едва ли не в каждой колонии, а об обороте средств там можно только догадываться.
«10% через бухгалтерию — за что платится зарплата, налоги», — утверждает правозащитник Руслан Еременко.
Осужденных никто не заставляет работать — они это делают лишь по собственному желанию. Но работа способствует досрочному выходу на свободу, поэтому на камеру никто на жалуется. Интервью узники дают под надзором руководства, поэтому особенно откровенными быть себе не позволяют.
«У нас такого нет, что мы вне нормы работаем», — утверждают они.
Отмечается, что в прошлом году было открыто 5 уголовных производств в отношении нелегальных тюремных производств.
В Министерстве юстиции рассказали, что исправить ситуацию можно, если их предприятия загружать госзаказами, а менеджмент заинтересовать.
«Как большинство стран боролись с этими явлениями? Это легализация. Если 10% прибыли отдавать на менеджмент, то я вам скажу, что через год-два мы увидим, что все предприятия прибыльны. Нет у них стимула и мотивации работать суперэффективно», — пояснил Чернышов.