Проверить всех: кого и почему могут оставить без пенсий и субсидий в Украине и как проходить будет верификация
Вместо запланированной экономии в пять миллиардов гривен за 2016 года, Минфину удалось найти нарушений всего на 102 миллиона гривен
В Украине в этом году может стартовать новый этап верификации получателей социальной помощи. В министерствах финансов и социальной политики готовят два новых законопроекта, которые обеспечат ревизором доступ в дома украинцев, а чиновникам позволят эффективнее проверять благосостояние граждан. Сайт «Сегодня« выяснил, какие итоги дала обещанная верификация и чего ждать в этом году.
Куда уходят деньги и почему верификация не удалась
За все время независимости в стране так и не создали единый реестр льготников и пенсионеров, в населенных пунктах до сих пор ведут бумажную документацию. Если оказывается, что человек неправомерно получал субсидию, пенсию либо любую другую социальную помощь, вернуть деньги можно только через суд. Для работников социальной службы, которые незаконно назначили эту помощь, или украинцев, которые получали деньги, никаких штрафов и санкций законодательством не предусмотрено.
Учитывая, что на социальную сферу Украина ежегодно тратит сотни миллиардов гривен, отсутствие жесткого контроля приводит к злоупотреблениям. Украинцы скрывают часть своего дохода и оформляют субсидии, получают социальную помощь и пользуются льготами. В прошлом году на социальную защиту потратили 258 миллиардов гривен, это 31% от общего бюджета страны.
Фото: архив
«Основным механизмом выявления злоупотреблений является работа социальных инспекторов. Данные свидетельствуют о низком уровне эффективности их работы. В частности, уровень выявленных нарушений от общего количества проведенных проверок составляет лишь 0,9%», – говорится в отчете Офиса по финансовому и экономическому анализов в Верховной Раде.
«Уровень выявленных нарушений от общего количества проведенных проверок составляет лишь 0,9%», – говорится в отчете Офиса по финансовому и экономическому анализов в Верховной Раде.
Однако эффективность таких инспекторов, уверены в Раде, небольшая. Социальные инспекторы должны контролировать работу социальной службы, однако при этом они находятся у этой службы в подчинении. Еще в 2015 году исправить ситуацию решили в Министерстве финансов. Там создали специальный отдел, который занялся верификацией всех получателей социальных выплат. Фактически, министерство собирало информацию об украинцах из разных источников (в том числе банков, налоговой и т.д.) и сопоставляла ее. За счет верификации правительство планировало сэкономить пять миллиардов бюджетных гривен. Однако, по словам госсекретаря Минфина Евгения Капинуса, сэкономить удалось всего 102 миллиона гривен.В прошлом году нашли всего лишь 59 пенсионеров (из 12 миллионов), которые незаконно получили пенсии.
Получить хоть какой-либо существенный результат не удалось. «Обмену данных мешает отсутствие определенного единого идентификатора, который использовался бы во всех реестрах. Кроме того, часто информацию по определенным реестрам не объединяют в электронном виде на центральном уровне, а взамен существуют отдельные областные реестры. В частности, по словам начальника Управления верификации и мониторинга выплат Минфина Андрея Рязанцева, в декабре 2016 отсутствует даже централизованная база паспортов. Поэтому обмен информацией стал большим вызовом для инициаторов верификации», – пришли к выводу эксперты Офиса.
Верификация 2.0: Как будут проверять украинцев
Правительство готовят два законопроекта, которые позволят проверять украинцев по-новому. Министерство финансов готовит проект закона «О верификации», а Министерство социальной политики уже разработало законопроект о социальной инспекции.
Главное новшество – появление ревизоров (социальных инспекторов), которые смогут ходить по семьям и проверять, действительно ли они нуждаются в помощи от государства. Инспектор имеет право «инициировать исследование социальным аудитором материально-бытовых условий семьи, которая обратилась за социальной помощью» и «посещать получателей социальной помощи по адресу их проживания». Социальные инспекторы будут работать в органах социальной защиты на местах. Для этого создадут целую структуру во главе с региональными руководителями, которых назначит госсекретарь Министерства социальной политики.
Социальные инспекторы заработают с 2018-го (до этого документ должны поддержать парламентарии) и обойдутся бюджету примерно в 50 миллионов гривен. Идея социальных инспекторов не новая, еще в прошлом году, на тот момент министр социальной политики Павел Розенко, зарегистрировал в парламенте законопроект, который предполагал создание социальной инспекции. Однако документ в апреле 2016-го отозвали.
Инспекторы – дополнительный человеческий фактор, без которого можно было бы обойтись, создав открытый реестр всех получателей соцвыплат, уверен экономист Александр Жолудь.
Фото: архив
К слову, уже в этом году «скидку на коммуналку» будут получать девять из 15 миллионов украинских семей. Сейчас есть всего две причины, по которым украинцев могут оставить без субсидии: покупка на сумму от 50 тысяч гривен и дополнительный доход, который не указали в декларации. Минфин из реестров проверяет, кто покупал участки земли, недвижимость и машины на сумму от 50 тыс. и сопоставляет эту информацию со списком субсидиантов. Если покупка была сделана в прошлом году – субсидию могут забрать, если в этом – то в субсидии откажут в следующем сезоне.
Проверять также будут матерей-одиночек, пенсионеров, переселенцев и др. В Пенсионном фонде (ПФ) заявляют, что и сами регулярно проводят «ревизии». Поэтому результат верификации в их ведомстве незначительный. «Системный нарушений не выявлено», – рассказывают о верификации в ПФ.
Международный опыт
Не так давно процесс верификации прошел в Греции. Тогда среди пенсионеров нашли 200 000 нарушителей, вспоминает Александр Жолудь. «В Греции нашли несколько человек, у которых было семь пенсий одновременно. Было более 100 тыс. людей, которые получали две пенсии, было десятки тысяч тех, кто получал две пенсии. У нас ситуация несколько иная, но основная идея – верификацию можно провести», – вспоминает экономист.
В Индии в 2003 году провели аудит жилой и кредитной программы. Оказалось, что каждый второй получатель не имел право на льготный кредит. В 2007 году в Гданьском регионе Польши по просьбе Министерства труда и пенсионного обеспечения Великобритании была проведена проверка лиц, получают пособие при рождении ребенка в Англии. Согласно европейскому законодательству, получить помощь на ребенка можно только в стране происхождения. Оказалось, что от трети до половины человек получили помощь сразу в двух странах.