“С годовщиной всех! Не забыли?”, – Мочанов поздравил украинцев с “памятной” датой
Исполнилось ровно 4 года с момента принятия “диктаторских” законов Януковича.
Напомним, что 16 января 2014 года, Верховная Рада Украины приняла так званые “Диктаторские законы”.
«Законы» были приняты с грубым нарушением регламента и законодательной процедуры и, несмотря на острую критику, подписанных Президентом на следующий день 17 января.
Они принимались поднятием рук, без использования системы «Рада» и без обсуждения, а их тексты стали доступны только после того, как депутаты за них проголосовали.
Эти законодательные акты, по мнению большинства экспертов, ограничивали права граждан, предоставляли органам государственной власти большую свободу действий в сфере наказания участников акций протеста и имели целью криминализировать оппозицию и гражданское общество.
Принятие законов стало реакцией властей на массовые протесты граждан. Законы в определенной степени заимствовали нормы российского законодательства, некоторые нормы были жестче российские аналоги. Примером прямого заимствования введены в законодательство понятие экстремистская деятельность и иностранный агент.
Вот, что об этом на своей персональной странице Facebook написал общественный деятель, журналист и волонтер Алексей Мочанов.
С годовщиной всех!
Не забыли?..
Законы 16 января», или «Законы о диктатуре» – неофициальное наименование, которое было дано представителями оппозиции 2014 года пакету законов, принятых Верховной радой Украины 16 января 2014 года и подписанных президентом Украины Виктором Януковичем на следующий день.
9 из 12 актов, принятых 16 января, были отменены Верховной радой Украины 28 января 2014 года.
По данным начальника управления специальных расследований Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Сергея Горбатюка от 18 ноября 2015 года, инициатором принятия законов был президент Украины Виктор Янукович.
Соавторами пакета законов стали депутаты от Партии регионов Владимир Олейник и Вадим Колесниченко. Владимир Олейник в интервью Радио Свобода подтвердил, что большинство норм, ужесточающих законодательство, вызваны к жизни такими явлениями, как Евромайдан и Автомайдан. Авторы законопроектов в определённой степени заимствовали нормы зарубежного законодательства, в том числе российского (например, введены в законодательство понятия «экстремистская деятельность» и «иностранный агент»).
16 января 2014 года Верховная рада (фракции Партии регионов и КПУ) простым поднятием рук, без обсуждения и реального подсчёта голосов, приняли 11 законов и одно постановление.
Законы были опубликованы в электронной версии газеты парламента «Голос Украины» в номере за 21 января 2014 года и вступили в силу
в 00:00 22 января.
Принятие этих законов привело к острому силовому противостоянию митингующих и правоохранителей, а протесты вышли за пределы Киева и охватили почти всю территорию Украины.
В ходе столкновений были арестованы и ранены сотни людей, появились первые жертвы.
На фоне глубокого кризиса государственного управления и доверия к власти, в условиях силового давления президент В. Янукович вступил в прямые переговоры с оппозицией, результатом которых стала отмена Верховной радой 28 января 2014 года антипротестных законов, отставка правительства Николая Азарова и амнистия для задержанных милицией.
28 января 2014 года за отмену пакета этих законов проголосовал 361 из 412 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале,
не голосовала только фракция КПУ.
Депутаты встретили решение аплодисментами.
Также была объявлена амнистия участникам протестов.
2 февраля закон об отмене вступил в силу; однако ряд положений законов 16 января по технико-юридическим причинам оставался в силе до 2 марта 2014 года, когда вступил в силу принятый 23 февраля закон о прекращении их действия.
После этого из всего комплекса принятых 16 января ограничительных мер в силе оставались лишь предложенные КПУ нормы Уголовного кодекса Украины, предусматривающие ответственность за надругательство над памятниками и могилами тех, кто боролся с нацизмом в годы Второй мировой войны, а также за публичное отрицание или оправдание преступлений фашизма и пропаганду неонацистской идеологии (эти положения 28 января 2014 года были заново приняты Верховной Радой после вышеупомянутого голосования за отмену всех законов 16 января) они, однако, подверглись кардинальной ревизии весной 2015 года.
Вводилась процедура заочного уголовного преследования, предусматривавшая в случае предполагаемого уклонения лица от явки в органы досудебного расследования или в суд возможность привлечения его к уголовной ответственности заочно.
Устанавливалась административная ответственность за движение колонн численностью более пяти транспортных средств без согласования с ГАИ, в случае создания ими помех дорожному движению.
Запрещалась деятельность СМИ, не имеющих государственной регистрации.
Упрощалась процедура привлечения депутатов парламента к уголовной ответственности.
Нарушение правил проведения митингов каралась штрафом или заключением до 10 суток. Запрещалось участие в демонстрациях с использованием средств, затрудняющих идентификацию личности, присутствие на митинге с открытым огнём, пиротехникой, оружием, газовыми балончиками, взрывчаткой и т. п. средствами, а также в одежде, «похожей на форму сотрудников правоохранительных органов»,
с наказанием в виде штрафа или ареста до 15 суток.
Аналогичное наказание предусматривалось за несанкционированную установку палаток, сцены, звукоусиливающей аппаратуры.
Вводился штраф за невыполнение законных требований представителей СБУ или препятствование их действиям и ужесточалось наказание за аналогичные действия по отношению к сотрудникам правоохранительных органов.
Вводилась уголовная ответственность за «экстремистскую деятельность» – изготовление и распространение, в том числе через Интернет, материалов, которые призывают (обосновывают, оправдывают) к насильственной смене или захвату власти, нарушению суверенитета или территориальной целостности государства, незаконному вмешательству в деятельность властей, а также к нарушению прав, пропаганде неравенства или разжиганию вражды по какому-либо критерию (в том числе социальному) и мотивированным этой враждой массовым беспорядкам, нарушениям гражданского порядка, хулиганским действиям, актам вандализма.
Запрещалось осуществление экстремистской деятельности общественными объединениями и религиозными организациями.
Вводилась уголовная ответственность за клевету – штраф, исправительные работы или ограничение свободы до 2 лет (в случае заведомо ложного обвинения в тяжком преступлении).
Вводилась уголовная ответственность за блокирование государственных и общественных зданий (до 5 лет), за блокирование доступа к жилищу (в том числе группой лиц, за что предусматривалось лишение свободы на срок от двух до шести лет)
и ужесточалась – за блокирование транспортных коммуникаций (вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет) и захват государственных и общественных зданий (лишение свободы на срок от 3 до 5 лет).
Ужесточалась уголовная ответственность за хулиганство (в том числе по отношению к охраняющим общественный порядок при исполнении ими обязанностей — лишение свободы на срок от 2 до 6 лет), уничтожение имущества (в том числе сотрудника правоохранительных органов при исполнении обязанностей или членов его семьи — вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет), групповое нарушение общественного порядка (вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет), массовые беспорядки (вплоть до лишения свободы на срок от 3 до 6 лет).
Вводилась уголовная ответственность за незаконный сбор и распространение конфиденциальной информации о сотруднике правоохранительных или судебных органов, а также его родственниках; или распространение материалов, демонстрирующих явное неуважение к сотруднику этих органов.
Вводилась уголовная ответственность за несанкционированное вмешательство в работу государственных информационных ресурсов или распространение секретной информации.
Предусматривался контроль Службы безопасности Украины над соблюдением всеми юридическими лицами норм технической защиты информации, разработка которых также возлагалась на СБУ.
Ужесточалось регулирование деятельности общественных организаций и увеличивалось количество законных оснований для их запрета.
В частности, вводилось понятие «общественных объединений, исполняющих функции иностранных агентов» – организаций, финансирование которых осуществлялось из иностранных источников и которые принимали участие в политической деятельности (последняя, в свою очередь, определялась как «участие (в том числе путём финансирования) в организации и проведении политических акций, имеющих целью влияние на принятие решений государственными органами, изменение определенной ими государственной политики, а также для формирования мнения общества в указанных целях»).
В отношении таких общественных организаций не действовали правовые нормы об освобождении от налогообложения; они обязаны были под угрозой запрета регулярно публиковать отчеты о своей деятельности и источниках финансирования; названия таких организаций и все издаваемые или распространяемые ими материалы должны были содержать словосочетание «общественное объединение, исполняющее функции иностранного агента».
Государственная охрана и правовая защита, предоставляемая работникам правоохранительных органов (в том числе в Вооружённых силах),
прокуратуры, судов и спецслужб, отныне распространялась также на членов их семей и близких родственников на расстоянии трех поколений (от прадедов до правнуков).
Президент и Верховная рада получили возможность досрочно прекращать полномочия назначенных ими членов Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания.
Национальная комиссия по госрегулированию связи и информатизации получала право без решения суда ограничивать доступ к интернет-ресурсам, распространяющим противозаконную информацию, либо осуществляющим деятельность информационного агентства без регистрации.
Предоставление услуг мобильной связи разрешалось только при условии заключения письменного договора между оператором и потребителем.
Вводилась возможность наложения по решению суда запрета на посещение отдельными лицами футбольных матчей.
Упрощался порядок привлечения к административной ответственности за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме приборами фото- и видеонаблюдения – в частности, устанавливалась презумпция виновности лиц, на которые зарегистрированы фигурирующие в фото- или видеоматериалах транспортные средства.
Вводилась уголовная ответственность за надругательство над памятниками и могилами тех, кто боролся с нацизмом в годы Второй мировой войны (ограничение или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет, в случае повторного нарушения – ограничение или лишение свободы на срок от 4 до 7 лет, при наличии особо тяжких последствий – от 7 до 12 лет), а также за публичное отрицание или оправдание преступлений фашизма и пропаганду неонацистской идеологии (вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет).