Сбежавший на Донбасс эксперт по одесской трагедии оказался «засланным казачком»?
Украинские и российские СМИ с 9 августа активно тиражируют новость «Люди в Доме Профсоюзов в Одессе погибли в результате применения хлороформа».
Все они ссылаются на участника расследования, криминалиста Сергея Искрука.
Как ранее писали журналисты украинского оппозиционного издания «Голос Правды», Искрук проводил экспертизы по одесской трагедии в Доме Профсоюзов, затем пожаловался на давление со стороны Генпрокуратуры и местных националистов, после чего – сбежал вместе с документами.
Он утверждал, что радикалы «Правого сектора» требовали от него отказаться от обнародования отчёта:
«Сказали, что мне привезут новую готовую экспертизу, а я должен буду лишь поставить свою подпись. После этого я принял решение покинуть территорию Украины».
И вот 9 августа Искрук появился на публике и даже провёл пресс-конференцию. Но, судя по всему, представленный отчёт был подготовлен как раз «Правым сектором».
К примеру, Искрук утверждает, что люди в Доме Профсоюзов погибли от хлороформа. Хотя эту версию ещё в мае 2014 года активно распространяли лояльные киевскому режиму СМИ.
По словам специалистов, «нужны тонны хлороформа, чтобы сделать смертельную концентрацию в помещениях с высокими потолками, разбитыми/открытыми окнами и длинными коридорами Дома Профсоюзов».
Не верят в версию и одесские журналисты:
«Я не являюсь в этой области экспертом, но, насколько мне известно, для того чтобы было какое-то такое действие отравляющих веществ, они должны достигать большой концентрации, — говорит главный редактор одесского издания «Таймер», член общественной комиссии по расследованию событий 2 мая Юрий Ткачев. — Были выбиты все окна. Более того, в здании существовала тяга, вентиляция. Даже если предположим, что вещества были применены в достаточном количестве, мне кажется, что мы бы видели результаты воздействия этих веществ, во-первых, в других частях этого здания, во-вторых, на людей, которые находились на улицах. В частности, мы бы видели отравления в несмертельных дозах, с которыми бы так или иначе столкнулись бы медики. Таких данных у меня нет».
Журналист, бывший политзаключённый Одессе Артем Бузила считает, что Искруку следует предоставить какое-то материальное подтверждение своих слов – например, ксерокопии экспертиз, чтобы не выглядеть голословным:
«У меня мало надежды на объективность расследования в условиях ангажированности следствия – под судом, напоминаю, находятся только участники «Антимайдана», а убийцы отпущены на свободу».
А вот независимые эксперты утверждают, что некоторые погибшие могли потерять сознание от сильного заряда электрошокера, ведь точно известно: в рядах с протестующими находились «двойные агенты» – как боец украинского спецбатальона «Шторм» Александр Посмиченко. «Антимайдановцы» считали его тогда «своим». Сколько ещё было таких «своих» – неизвестно.
«Находясь в группе «Антимайдана», в здании Дома Профсоюзов эти «наши» применяли электрошокер большой мощности… Никто бы и не додумался, что «наш» может быть убийцей — все были заняты улицей и окнами, а этот «наш» был рядом и бил шокером в шею, в затылок», – говорит известный своими громкими расследованиями #пазлыТКПодесский журналист, вынужденный скрываться от преследования СБУ под прозвищем Джельсомино ЖукОв.
По его мнению, обездвиженные электрошокером люди «могли задохнуться в дыму». Также он не исключает компактные отравляющие взрывпакеты и хим-гранаты.
Журналист уверен: задача версии с хлороформом ещё в 2014-м году была одна – увести в сторону от спецбатальона. В качестве доказательств своей правоты он представил фильм-расследование #пазлыТКП.