Скандальное заявление Луценко: Секретные агенты по открытому конкурсу. А так можно?

Скандальное заявление Луценко: Секретные агенты по открытому конкурсу. А так можно?

Конфликт между Генеральной прокуратурой и Национальным антикоррупционным бюро набирает новые обороты. Сначала ГПУ завела дело против директора бюро Артема Сытника из-за возможного разглашения данных следствия. Вскоре НАБУ открыто дело по отношению к Луценко из-за возможного незаконного обогащения. Позже Генпрокуратура начала еще одно производство против НАБУ — на этот раз из-за закупки одежды у фигуранта дела о «рюкзаках Авакова».




После этого вспыхнул скандал с задержанием секретного агента Антикоррупционного бюро во время спецоперации по выявлению коррупционных схем в Государственной миграционной службе. Луценко обвинил НАБУ в незаконных методах работы. Сытник заявил, что ГПУ и СБУ сорвали все спецоперации агентов Бюро под прикрытием.


Следующим витком в межведомственном конфликте стали резонансные заявления генпрокурора.

Что сказал Луценко, какие последствия это может повлечь и как отреагировало общество — в нашем материале.



Высказывания Луценко

Юрий Луценко вечером 3 декабря заявил, что агенты НАБУ наняты с нарушением законодательства — главный прокурор страны утверждает, что набирать их были должны на основе открытого конкурса.

Так называемые агенты НАБУ набраны с нарушением закона. Закон требует всех работников набирать на открытом конкурсе. Однако десятки агентов, в том числе, и те двое, которые были зафиксированы на конспиративной квартире, были выбраны на закрытых процедурах, что противоречит закону, — рассказал Луценко, комментируя ситуацию с обысками и задержаниями агентов НАБУ по делу о коррупции первой замглавы Госмиграционной службы Дины Пимаховой.

Генпрокурор отмечает, что никто из агентов не допущен к государственной тайне, но при этом они имеют доступ к данным прослушки СБУ, что является уголовным преступлением. И тем более используют прослушивающую технику, которая не зарегистрирована в Украине.

Весь аппарат агентов сейчас вне закона, — подчеркнул Луценко.

Наступление на независимость НАБУ

Именно так в Национальном антикоррупционном бюро Украины отреагировали на высказывания генпрокурора.

В НАБУ опровергли его слова о незаконности работы агентов.

Заявления Генерального прокурора Украины о якобы незаконности работы отдельных подразделений Национального бюро не соответствуют действительности, а иногда и противоречат здравому смыслу. Поскольку господин Луценко, судя по его заявлениям, не в полной мере знаком с базовыми правовыми принципами проведения оперативно-розыскных действий, информируем, что в оперативно-розыскной деятельности НАБУ руководствуется требованиями Закона «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В частности, согласно ст. 8 последнего, для выполнения задач в рамках ОРД могут привлекаться гласные и негласные штатные и внештатные работники, — заявили в пресс-службе ведомства.

В Антикоррупционном бюро отметили, что все сотрудники нанимаются на конкурсной основе, но с учетом требований Закона «О государственной тайне», агенты могут набираться негласно. При этом, как штатные, так внештатные сотрудники имеют право доступа к государственной тайне.

В НАБУ подчеркивают, что раскрывать личные данные сотрудников небезопасно и представляет угрозу жизни и здоровью правоохранителей и их близких.

Таким образом, разглашая сведения о негласных сотрудниках НАБУ, Генпрокуратура и СБУ сознательно подвергли сотрудников Бюро опасности и сорвали несколько спецопераций под прикрытием, — отметили в ведомстве.

В Национальном антикоррупционном бюро также ответили по поводу заявлению Луценко об использовании «контрабандной» и «нелегальной» техники для прослушки: «Все технические средства, которые НАБУ использует при осуществлении ОРД, приобретенные официально и находятся на учете, как того требует законодательство».

Считаем недопустимой ситуацию, когда Генеральный прокурор сознательно вводит общество в заблуждение, сообщая ложные факты и предлагая «произвольное» трактовки законодательства. Таким образом он фактически дает «зеленый свет» дальнейшей атаке на вновь антикоррупционные органы, — добавили в НАБУ.

Ожидание прозрачности

Бывший глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж поделился мнением с InfoResist, что конфликты между ведомствами — борьба за сферы влияния.

uacrisis.org
uacrisis.org

Он отметил, что перед проведением конкурса все ожидали максимальной прозрачности — изучение жизни кандидата «от момента рождения и до сегодняшнего дня».

Был ли в каких-то правоохранительных структурах или адвокатская деятельность, с кем контактировал, с какими мэрами, бизнесменами и т.д., носили ли взятки? Это все должно было быть проведено. Это не было проведено, — сказал он.

Из-за этого, по его словам, представители НАБУ, ГПУ и НАБУ теперь имеют свои проблемы — «с одной стороны нарушают закон, с другой стороны имеют пробелы в своей биографии, поэтому на них можно давить с разных сторон».

Вот это как раз та модель, которая показывает на то, что ни объективный, ни чрезвычайно мощный прозрачный конкурс под контролем общества, профессиональных клубов, СМИ не позволил бы выбрать тех людей, которые были бы кристально чистым и действительно смогли проводить работу независимо и никто не мог их ничем подавить. Ни прокуратура, ни СБУ, если бы возникала конкуренция между ними или были бы конфликты, — добавил он.

Как на это отреагировали

Общество достаточно резко встретило заявление генпрокурора. Кто-то указывает на его некомпетентность, кто-то считает смехотворным такие заявления. Некоторые и вовсе засомневались в адекватности Юрия Витальевича.

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий