«Трупы из вагонов доставали десятками»

«Трупы из вагонов доставали десятками»

В ту ночь накануне празднования 69 годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции поезда «Кривой Рог-Киев» и «Киев – Донецк» были забиты до отказа. Многие не могли достать билеты и покупали их втридорога у перекупщиков. Пассажирский поезд № 635 «Кривой Рог-Киев» шел под управлением локомотивной бригады в составе 45-летнего машиниста Александра Галущенко, и его 26-летнего помощника Анатолия Шишки.




Локомотивных бригад в депо не хватало, и в очередной рейс Шишка отправился не выспавшимся.


— Условия для полноценного отдыха у меня отсутствовали, — признавался Анатолий Шишка – Я снимал однокомнатную квартиру, семья с двумя детьми жила в тесноте. Типичных выходных как у всех людей, у нас не было, отдыхали по графику. Много было и переработок, это ведь был чернобыльский год и мы трудились сверхурочно, эвакуируя людей…Перед поездкой на 635-м я две ночи тоже провел на работе…

Сначала поезд вел машинист Галущенко, затем он доверил управление Шишке, чтобы тот прошел практическую обкатку на получение прав управления электровозом. Шишка ехал несколько последних поездок помощником. Дальше он должен был выходить в рейс самостоятельно как машинист.Мерно гудели двигатели. Вибрация и монотонный шум вскоре сморили машиниста Галущенко. Локомотивные бригады знают, что если кто-то из двоих начинает засыпать, то «заражает сном» и другого. Вслед за Галущенко задремал и его помощник Шишка…



Из рации раздался истерический крик

Развязка путей на станции Користовка Кировоградской области сложная. Какое-то время поезда практически идут лоб в лоб, а потом расходятся каждый по своему съезду. В три часа ночи неуправляемый поезд, не остановившись на запрещающий сигнал светофора, взрезал стрелку и въехал на второй путь, на маршрут встречного скорого поезда №38 «Киев — Донецк» под названием «Уголек».

— На участке криворожский и «Уголек» появились одновременно, — вспоминала дежурная по станции. — Диспетчер дал команду первым пропустить скорый донецкий. Я дважды вызывала машиниста криворожского поезда. Но тот молчал. Когда я вызвала его в третий раз, внезапно загорелись все лампочки на диспетчерском пульте, а из рации раздался истерический крик…

— Когда мы подходили к станции Користовка, и на светофоре на секунду загорелся желтый, я сразу же доложил об этом машинисту , — рассказывал помощник машиниста поезда «Киев — Донецк». —. Он сбросил скорость примерно до 50 километров в час. Маршрутный светофор мы проследовали со скоростью около 40 километров. Я заметил, что с третьего пути на станцию заходит поезд, и, чтобы не слепить друг друга, переключил прожектор на тусклый свет. При подобном «скрещении» поездов на станции Користовка, если встречный поезд принимается на третий путь, то свет его прожектора должен немного отклониться. Но свет в сторону не уходил. Это означало только одно: второй поезд мчится нам прямо в лоб!..

«Люди гибли целыми семьями»

Машинист «Уголька» экстренно затормозил. Но было поздно.

Когда на станцию примчались кареты скорой и спасатели, глазам открылась страшная картина. Один локомотив взлетел прямо на крышу другого. Из вагонов, смятых в гармошку, доносились крики и стоны.

— Я был один из первых, кто прибыл на место происшествия, — вспоминал экс-председатель Кировоградского облисполкома Владимир Желиба, который руководил спасательными работами. Автору этих строк несколько лет назад удалось разыскать Владимира Желибу, который закончил свою карьеру на посту Чрезвычайного и Полномочного посла Украины в Республике Беларусь, и жил уже в Киеве. (К сожалению, Владимир Иванович скончался в 2013 году). — Я увидел трясущегося от нервного стресса машиниста поезда «Киев — Донецк». Это был худенький парень лет двадцати семи. Пассажиры его поезда практически не пострадали. Весь удар на себя приняли первые вагоны криворожского. Особенно первый общий, в который набилось 138 человек, в основном, студентов. А вот в почтовом вагоне этого поезда, который находился между локомотивом и общим вагоном, два охранника уцелели чудом, лишь получили ранения.

В поезде ехал молодежный отряд, отправлявшийся на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Прибежавшие работники станции принесли ломы и ребята стали выбивать окна вагонов и помогать пострадавшим выбраться наружу. Работали два пожарных расчета и три отделения горноспасателей. Они никак не могли добраться до зажатого в искореженном вагоне раненого пассажира, который, считая, что  он обречен, кричал: «Добейте меня!». Удивительно, но тот мужчина выжил.

Вдруг ко мне подбежал полураздетый человек. «Представляешь, браток, если бы не вышел в тамбур покурить, меня бы уже в живых не было!» — хриплым голосом сказал он.

Люди гибли целыми семьями. Один из потерпевших потерял всю семью — жену, 17-летнего сына и 11-летнюю дочь. Помню 12-летнего мальчика, которого вытащили внешне без единой царапины. Ребенка в поезд посадили родители в Кривом Роге, а в Киеве его должны были встречать родственники. «Мене звуть Коля Бондаренко, — сказал он. — Дядя, менi хочеться плакати, але я не буду. В мене всерединi все болить…». К сожалению, Коля скончался. Трупы выносили из вагонов десятками. Помню погибшую девушку в нарядном платье: она ехала в армию к жениху в Чехословакию выходить замуж…

— Я очень хорошо запомнил этот день, пятницу 7 ноября 1986 года, — рассказывает житель Кривого Рога Николай. — Родители были на кухне. Неожиданно за несколько минут до начала трансляции парада из Москвы которая начиналась в 10.00, диктор Криворожского городского радио сообшил: «Усім, хто проводжав своїх друзів,родичів чи знайомих 6 листопада.1986 року поїздом №635 «Кривий Ріг – Київ» негайно зателефонувати за номерами…». Далее шли номера телефонов всех исполкомов, отделений милиций и бюро судмедэкспертиз.

Страна, громко праздновавшая годовщину Октября, о случившемся не узнала. Одна из самых крупных железнодорожных катастроф советского времени, в которой погибли 44 человека и было ранено около ста, осталась «незамеченной».

— О трагедии осторожно намекнули разве что в Кривом Роге, — рассказывал Владимир Желиба. — Широко оповещать о таких катастрофах в масштабе страны в те годы было не принято. Это усложняло опознание тел. Личности погибших зачастую устанавливали по ничтожным данным. Место проживания одной до неузнаваемости изуродованной пассажирки без документов определили по найденному в кармане одежды троллейбусному талончику, где был обозначен город Днепропетровск.

«Ищите женщину»

«Уснувших» железнодорожников осудили на 15 и 12 лет лишения свободы. От занимаемых должностей освободили ряд должностных лиц. Тем не менее, коллеги осужденных по сей день считают, что суд не выяснил всю правду до конца, и на  скамью подсудимых сели не все виновные.

— Дело расследовали как-то уж очень поспешно, как будто торопились поскорее отрапортовать, — рассказал в беседе со мной один из коллег машиниста Галущенко Юрий. — Следствие длилось полтора месяца, суд — три дня. Общественного зашитника у обвиняемых не было.

— В  таком случае, кто же виноват?

— Ищите, как говорится, женщину.

В пользу версии «с женщиной» говорят и форумы железнодорожников.

«Впервые я услышал эту версию спустя где-то полтора суток после крушения, — пишет посетитель форума «Крушение по станции Користовка ОДЖД». — 38-й скорый «Киев — Донецк» шел с опозданием. Дежурная решила, что успеет принять 635-й криворожский, и сделала маршрут ему. Об этом свидетельствует включенный на некоторое время желтый входной сигнал для 38-го. Дальше на подходе к станции появился донецкий поезд. Старые машинисты помнят, что это был один из тех скорых, за задержку которого хорошо «давали по шапке». Забыв про криворожский 635-й, дежурная переделала маршрут (то есть перевела стрелки тому поезду, который приближался первым. — авт.), чтобы принять уже 38-й. Таким образом, красный загорелся перед самым носом у 635-го.

Конечно, машинист криворожского поезда не имел права передавать управление на станции помощнику. И будь он за пультом сам, возможно, молниеносно бы отреагировал и успел сбить пять-семь километров скорости, уменьшив тем самым масштаб трагедии.

Осознав масштабы крушения, дежурная по станции пыталась броситься с моста, но ее удержали. Позже дежурный связист, сжалившись над женщиной, у которой было трое детей, отмотал счетчик переключений сигналов. Все стало выглядеть так, вроде бы бригада 635-го проигнорировала красный свет. После того как машинист 635-го отбыл наказание и устроился в то же депо мастером, в разговоре с моим отцом он утверждал, что в ту ночь он не спал».

Источник: «КП»

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий