В Украине грозят судами за мужчин в доме
Социальные службы начали борьбу с матерями-одиночками. Они опрашивают соседей и приходят к ним домой с проверками. Если в доме застукали мужчину, то мамам грозят даже судимости. Также проверяют и тех, кто оформляет субсидии. В парламенте тем временем обсуждают проект закона, по которому социнспекторам собираются дать больше прав. Правда, сами депутаты говорят, что пока этот документ непроходной.
В марте этого года жительница села Заремля Барановского района Житомирской области была признана виновной в том, что незаконно оформила как мать-одиночка материальную помощь на ребенка. «При оформлении документов Яна М. указала, что с отцом ребенка не проживает, он не помогает. Но по факту выяснилось, что они проживают вместе с 2014 года, связаны общим бытом, ведут хозяйство и воспитывают общего ребенка. В итоге обвиняемая нанесла ущерб государству на 8,5 тыс. грн», — установило следствие.
Женщина призналась, что пошла на такой шаг из-за денег, которых катастрофически не хватает. Ее приговорили к штрафу — чуть более 2 тыс. грн и одному году заключения с испытательным сроком. Согласно данным реестра судебных решений, только с начала года было несколько десятков подобных приговоров. Еще около сотни дел сейчас расследуются — следователи получают через суды доступ к личным делам и документам молодых мам. Больше всего таких случаев в Закарпатье, также открыты уголовные производства в Житомирской, Сумской, Черниговской, Черкасской и Донецкой областях. Все случаи идентичны — проживали с отцами, а при оформлении документов указывали, что не знают, где те находятся. Суды, как правило, назначают разные наказания: некоторые отделываются денежными штрафами, но большинство — условными сроками на год. Правда, чаще всего в зале суда мамы подпадают под амнистию.
ПОЛЬЗУЮТСЯ РОМЫ
Одинокие молодые мамы говорят, что помощь положена не всем, а только малоимущим. «Это зависит от дохода. Нужно собрать кучу документов: кто прописан, выписку из реестра ЗАГСа, что в браке не состоишь, а ребенок был зарегистрирован без отца. Дальше каждые полгода все это собирать по новой и выстаивать очереди.
К слову, когда я оформляла помощь, то в собесе предупредили, что могут прийти с проверкой. Хватило меня только на один раз, дальше посчитала, что потраченное время того не стоит. Но я видела мам, которые живут с отцами детей, судя по вещам, не бедствуют, ходят с дорогими телефонами, а помощь как одиночки получают, еще и субсидии оформляют», — рассказала нам жительница Винницы Анастасия.
Один из соцработников Закарпатской области рассказал нам, что чаще всего льготными выплатами злоупотребляют представители ромской национальности. «Кроме того, что они оформляют пособие как матери-одиночки, у них на поток поставлен другой вид мошенничества. Несовершеннолетние цыганки рожают детей, отказываются от них, а над малышами оформляют опекунство их бабушки. В таком случае выплаты составляют несколько тысяч гривен, на эти деньги может жить вся семья. Правда, часто социальные карточки у них отбирают цыганские бароны», — рассказал нам соцработник.
СОЦСЛУЖБЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В СПЕЦСЛУЖБЫ
К маме-одиночке из Киева Анастасии приходили с проверкой — есть ли дома мужчина. «Сначала попросили показать детские вещи, коляску, кроватку. Смотрели, нет ли дома мужских вещей. Но о том, кто живет в квартире, еще выясняют у дворников и почтальонов. Они про всех все знают, кто с кем и где живет», — говорит Анастасия.
Адвокат Иван Либерман добавляет, что чаще всего о «фиктивном одиночестве» узнают от соседей и друзей, с которыми побили горшки. «Участковый обошел соседей рядом, сверху и снизу — выяснил, живет ли там мужчина. Как часто бывает дома, гуляет ли с ребенком. Но иногда о таких схемах узнают от бывших подруг, с которыми поссорились. А был случай, когда неофициальная свекровь поквиталась с невесткой, она сама позвонила в орган опеки и сообщила о такой авантюре», — говорит Либерман.
Дальше, по его словам, соцслужбы обращаются в правоохранительные органы, а те уже берут через суды разрешения на доступ к вещам и личным вещам родителей, запасаются показаниями свидетелей. После этого, через суд не составляет труда доказать, что ребенок воспитывается в полной семье с биологическим отцом. «Матери же признаются виновными в «мошенничестве» и «подделке документов», получают штрафы или небольшие уголовные сроки. А потом попадают под амнистию. При этом подобных уголовных дел и всевозможных проверяющих органов настолько много, что, по моим прогнозам, лет через пять судимости за хищения из бюджетов будут у четверти населения страны. Я знаю о подобных случаях, и теперь эти мамы ждут амнистии», — уверен Либерман.
Но больше всего такие аферы ударяют и по действительным матерям-одиночкам. Они находятся под прицелом десятков проверяющих органов, которые из соцслужб превратились в спецслужбыИван Либерман
По словам министра соцполитики Андрея Ревы, каждый пятый ребенок в Украине рождается вне брака, в так называемом теневом браке. «Количество матерей-одиночек за последние 15 лет выросло в 22 раза», — сказал глава ведомства несколько месяцев назад. Возможно, это заявление и стало разнарядкой для соцработников. И они пошли по домам проверять наличие отцов.
МОНИТОРЯТ И СУБСИДИИ
Также соцслужбы мониторят и выплату субсидий. По домам в таком случае они ходят реже, зато узнают о покупках и имуществе субсидиантов в банках, реестрах недвижимости, у соседей и друзей. Например, в Полтавской области санитарка из роддома скрыла информацию, что сын купил машину за 169 тыс. грн за несколько месяцев до оформления субсидии. Таким образом она нанесла государству ущерб в 3389 грн. А в Житомирской области местный житель скрыл при оформлении субсидии офис. Раскрыть «преступление» помогла бывшая теща, которая написала жалобу в соцорганы. Мужчине также пришлось вернуть более 5 тыс. грн субсидии.
ПРАВ БОЛЬШЕ НЕ ДАДУТ
Первый замглавы комитета по социальной политики Рады Сергей Каплин говорит, что инспекторы действительно «пошли в народ» — они очень активно ищут всех, кто получает льготы. «Социальные инспекторы действительно сейчас работают. Скажу больше, у нас правительство взяло огромный кредит в 10 млрд грн на модернизацию социальной системы. А вот что касается проверок, то думаю, в данное время никакого морального права проверять людей никто не имеет. Поскольку уже доказано, что наш прожиточный минимум — это касается набора продуктов, калорий — равен пыткам. На эти деньги вынуждены выживать и мамы-одиночки, и пенсионеры. Поэтому проверять, есть там мужчина в доме или нет — никто не должен», — говорит Каплин.
Он считает, что закон о социальных инспекторах в парламенте не будет проголосован. «В парламенте действительно есть законопроект, который дает больше прав социальным работникам, они смогут ходить по домам, заглядывать в холодильник. Но за него никогда депутаты не проголосуют, хотя этого от нас и требуют западные партнеры. Во-первых, накануне выборов никто на это не пойдет. Да и после выборов вряд ли его поддержат», — считает Каплин.