В Украине усилят «весовой» контроль на дорогах: что нужно знать
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман поручил усилить весовой контроль на дорогах. Сейчас, по разным оценкам, около 50% транспорта ездит, нарушая весовые нормы. Значит, даже вкладывая в инфраструктуру космические суммы, – желаемого эффекта не добиться.
Что изменит новый подход к весовому контролю и почему без него не обойтись – в материале «Обозревателя«.
Зачем нужно усиление весового контроля?
Пришло время для реализации принятой Кабинетом министров целевой программы по капитальному ремонту дорог в 2018-2023 годах. Только в текущем году на финансирование отрасли запланировано примерно 50 млрд гривен.
По словам главы правительства, проблему с украинскими дорогами реально решить за три-пять лет. Задача амбициозная, но выполнимая. Правда, при трех условиях:
— стабильные финансовые вливания;
— контроль качества ремонта и строительства дорог;
— контроль эксплуатации дорог.
Ключевым элементом последнего пункта как раз и является выполнение весовых норм. Ведь основным фактором разрушения дорог являются большегрузные автомобили.
«Порядок на дорогах, слаженная работа на наших весовых комплексах – принципиально важный вопрос. Контроль надо обеспечить. Мы тратим миллиарды гривен на строительство, но транспорт нагружают и перегружают, разрушая таким образом дороги. Должны это остановить», – заявил Гройсман.
Более решительный подход к проблеме стал объективной необходимостью, поскольку на просьбы и призывы украинские водители, увы, не реагируют. Статистика говорит сама за себя. В 2017 году «Укртрансбезопасность» обнаружила нарушений габаритно-весовых норм почти на 68% больше, чем в 2016-м. То есть ситуация продолжает ухудшаться.
Какие требования и как проходят проверки?
Весовые требования к транспорту начали действовать в Украине с 2016 года. Правила позволяют штрафовать и задерживать авто с перегрузом.
Вес автомобиля с грузом может составлять 38 тонн, контейнеровозов – 44 тонны. На специальных маршрутах норма увеличена на 2 тонны (до 40 и 46 тонн соответственно). При взвешивании допускается погрешность в 2%.
На глаз перегруз определить нереально. Проверку веса в дороге можно проводить на стационарных или мобильных пунктах весового контроля.Перед стационарными пунктами вмонтированы кварцевые сенсоры, определяющие перегруз еще в движении. Параллельно срабатывают видеокамеры, которые фиксируют номер, скорость авто, а также время и дату.
В Украине есть и 78 мобильных комплексов. За исключением видеофиксации и удаленного взвешивания, способ их работы схож со стационаром.
Контролем за нагрузкой транспорта занимается Государственная служба Украины по безопасности на транспорте. Впрочем, премьер-министр предлагает привлечь к этому процессу силы и средства Министерства внутренних дел: речь, прежде всего, идет о камерах наблюдения.
«У нас, например, есть 78 комплексов. Давайте поставим камеры, и все сделаем. Думаю, руководители МВД с удовольствием окажут помощь», – пояснил Гройсман.
А что с наказанием?
Если уж вас поймали на нарушении весовых норм, по действующим нормам, вы получите акт, согласно которому придется заплатить административный штраф – 1700 грн. Конечно, при условии, если вы не оспорите действия персонала пункта контроля в суде – такая возможность тоже есть.
Кстати, в сравнении с европейскими странами, штраф чисто символический. Например, в Венгрии за аналогичное нарушение придется раскошелиться на 30 тысяч гривен, а в Румынии на 25 тысяч. Возможно, именно поэтому в Европейском Союзе весовые нарушения сведены к минимуму, а дороги там куда лучше украинских.