Впервые украинские хирурги провели ребенку операцию по смене пола
Львовские хирурги сменили пол ребенку, у которого были обнаружили признаки гермафродитизма.
В семье Н-ов с нетерпением ждали рождения третьего ребенка. У супругов уже было две дочери, поэтому когда на УЗИ сказали, что родится мальчик, родители, особенно папа, безмерно радовались. Всю беременность женщина перенесла нормально. И когда после родов неонатолог осмотрел ребенка, выяснилось, что с ним не все в порядке. По внешнему виду ребенка можно было утверждать, что родился мальчик. Однако, кроме мужских половых органов, у него были еще и женские, пишет Zaxid.net.
Родители были в отчаянии. Что делать? Родным, друзьям, знакомым сообщили, что родился мальчик и окрестили его как мальчика, назвав Виктором. Родные подождали, пока ребенок немного окрепнет, а потом начался поход по врачам. Со своими проблемами они пришли во Львовскую областную детскую больницу «ОХМАТДЕТ».
«Когда родители ребенка приехали к нам, мы сразу направили их в Институт наследственной патологии Национальной академии медицинских наук Украины, в медико-генетический центр, потому что ребенок был непонятного пола, мы обнаружили у него признаки гермафродитизма, — говорит заместитель главного врача Львовской областной детской больницы «ОХМАТДЕТ», главный детский хирург Львовщины Александра Бурда. – Специалисты центра должны были провести комплексное генетическое обследование, в частности, исследование кариотипа, другими словами, установить набор хромосом, по которым определяют, какого пола ребенок: женского или мужского».
Однако данное исследование не дало четкого ответа на вопрос, потому что у малыша обнаружили так называемый синдром Клайнфельтера. Это наиболее распространенное хромосомное заболевание у мужчин, вызванное наличием дополнительной «женской» хромосомы, которая тормозит развитие мальчика и придает ему признаков женственности. И проявляется не при рождении, а только при половом созревании ребенка или еще позже в связи с бесплодием. У этого ребеночка обнаружили такой кариотип – 47 хромосом, две ХХ-хромосомы и Y-хромосому, то есть три половые хромосомы: две женские , одна – мужская.
В норме должно быть 46 хромосом (22 пары соматические и две половые Х (женская) и Y (мужская)). Девочки имеют 46 хромосом, из них две – ХХ-хромосомы, мальчики – 46 хромосом, из которых две – ХУ. У малыша была одна лишняя женская, но она, по мнению врачей, не могла бы привести к половой неопределенности.
Врачи собрали расширенный консилиум. Совместно они пришли к такому выводу: не спешить с определением пола ребенка, а провести тщательное внутреннее обследование детского организма.
Во Львове, да и в целом в Украине, не делали никакой операции по смене пола детям. Раньше, при союзе, такие операции проводили только в Москве. Сейчас в Киеве проводят оперативные вмешательства по изменению пола, но только взрослым.
Врачи ознакомили родителей с выводами генетиков и раскрыли перед ними все сложности операции. Если формировать мальчика, то операцию придется делать в несколько этапов, она будет довольно травматична, но главное – мальчик, когда вырастет, не будет полноценным мужчиной, он только по внешним признакам его напоминать. Это будет для него большая психологическая травма и неизвестно, как он на это отреагирует.
Природа распорядилась так, что анатомическое строение тела ребенка больше склонялась в сторону девочки. Но последнее слово было за родителями. Они, взвесив все «за» и «против», приняли решение: формировать девочку.
Чтобы взяться за сверхсложную операцию, хирурги, прежде всего, должны были иметь юридические основания. То есть, надо было переделать ребенку документы, изменить свидетельство о рождении, в котором указать, что родился не Виктор, а Виктория. А это оказалось не так просто и заняло довольно много времени.
Пока шла замена документов, родители психологически готовили ребенка к переходу в другой пол. Они переехали на некоторое время к бабушке в город, где о них никто ничего не знал, отпустили ребенку волосы, завязывали банты, одевали в платьица.
В состав операционной бригады вошло пять хирургов: Александра Бурда, Андрей Поцюрко, Игорь Гримак, Даниил Иваськевич, Богдан Гижа и анестезиолог Оксана Гаврилишин. Операция длилась пять часов.
Хирургам удалось полностью доделать то, чего по каким-то причинам не сделала природа.
«Девочка сейчас будет расти и развиваться, как и ее ровесники, — говорит Александра Бурда. – А вот в период полового созревания ей нужна будет помощь квалифицированного детского гинеколога, детского эндокринолога. Если его будут правильно вести, то в будущем эта девочка, вполне вероятно сможет выносить и родить ребенка».