За 2017 год зарплата среднестатистического украинца увеличилась, причем как номинальная, так и реальная, об этом говорят данные Госслужбы статистики. Причем больше всего заработки выросли в декабре — сразу на 1300 грн, по сравнению с ноябрем, или до 8777 грн. Однако экономисты говорят, что статистика не в полной мере отражает реальную картину и прогнозируют, что в 2018 году зарплаты продолжат расти, но медленнее, чем годом ранее.
ЗАРАБОТКИ И ЦЕНЫ. Из данных Госстатистики видно, что график номинального роста заработков повторяет прошлогодний — в январе имеем снижение, по сравнению с декабрем предыдущего года, с февраля — повышение на 200—220 грн, с марта — еще на столько же, затем относительная стабилизация летом, плавный рост осенью и резкий скачок в декабре. Но в Киеве средние зарплаты повышались рекордными темпами, и за год увеличились почти на 60%, превысив 14 тыс. грн. При этом ни в одной области не платят более 10 тыс. грн, а зарплата в стране выросла в среднем на 35,5%. Весь 2017 год повышение реальной (с учетом инфляции) зарплаты опережало рост цен на 17—21%. Это подтверждает и мониторинг специалистами Госстата годовой динамики изменения цен на основные и наиболее подорожавшие продукты (см. инфографику).
ЭКСПЕРТЫ. Экономисты также говорят, что зарплаты в прошлом году у нас росли намного быстрее, чем цены, правда, далеко не у всех. Это расхождение замечают и простые граждане.
«Я работаю в Киеве, получаю не самую низкую зарплату, но она далека от рассчитанных Госстатом 14 тысяч гривен, даже «грязными»!», — возмущается менеджер Александр Василенко.
Как разъяснил нам финаналитик Александр Охрименко, такие радужная статистика в столице получается за счет высокооплачиваемых чиновников, банкиров, топ-менеджеров компаний, головные офисы которых регистрируют в основном в Киеве.
«Средний киевлянин имеет вдвое меньше. А скачок заработков в декабре объясняется выплатой бонусов и премий по итогам года, у «топов» в филиалах иностранных компаний с белой зарплатой бонусы составляют десятки тысяч гривен и таких компаний в столице зарегистрировано много. В январе будем иметь падение средней зарплаты на 1000 грн и более. Также Госстат в своей методике не учитывает малые предприятия, где работает менее 10 человек, а официальные зарплаты чуть выше минимальных», — говорит Охрименко.
Экономист Иван Никитченко тоже отмечает, что у нас почти каждый год в декабре происходит резкий рост средней зарплаты из-за премий и бонусов, и затем снижение в январе.
«Рост реальной зарплаты в прошлом году действительно был, все-таки минзарплата выросла вдвое в 2017-м по сравнению с 2016-м, а официальный уровень инфляции составил менее 14%, — анализирует Никитченко. — Но из-за большой тенизации экономики официальная статистика не совсем верно отображает реальные данные по рынку. В первую очередь это касается малого и среднего бизнеса, причем не только в Киеве, но и в регионах. В малом бизнесе в большинстве областей средние зарплаты небольшие — минимальная (3700 грн), плюс 2—3 тыс. грн в конверте, и то не везде».
Оклады и цены поднимутся одинаково
Эксперты склоняются к тому, что в 2018 г. рост зарплат затормозится, несмотря на повышение минзарплаты до 3723 грн и дефицит специалистов, многие из которых уезжают за рубеж. Чтобы сдержать отток специалистов, бизнес-структуры поднимают им оклады, обещают соцпакеты в виде страхования жизни и здоровья, мобильной связи и компенсации проезда. «В 2018-м также ожидается рост зарплат, но намного меньше — эффекта от поднятия минималки уже не будет, да и темпы роста экономики очень скромные, поэтому двукратного превышения темпов роста номинальной зарплаты над темпами инфляции ожидать не стоит», — уверен Никитченко. А Охрименко прогнозирует, что инфляция в этом году опередит рост реальных зарплат: «Прошлогодние темпы роста заработков, вызванные повышением минзарплаты с 1600 до 3200 грн и наличием вакансий для станочников, строителей, инженеров, практически исчерпаны. Что касается бюджетников, то у государства нет денег, чтобы поднимать оклады, несмотря на предвыборный год. В лучшем случае зарплаты и цены вырастут одинаково, в худшем — украинцы станут беднее».