100 дней Луценко: ссоры, взятки и «побег» в Израиль

100 дней Луценко: ссоры, взятки и «побег» в Израиль

Луценко обнулил свои успехи в Генпрокуратуре скандалом с НАБУ

Кресло генпрокурора Украины весной пустовало почти полтора месяца, пока 12 мая парламент не назначил главой ГПУ Юрия Луценко. Исполнилось ровно 100 дней, как экс-глава МВД и экс-нардеп занял высокий пост в Генпрокуратуре. «Сегодня» разобралась, чем отличился Луценко-прокурор, а также вспомнила его спорные заявления на новом месте.




НАЗНАЧЕНИЕ. Пост для Луценко стал реальным лишь благодаря правкам в закон о прокуратуре: они позволили стать главой ГПУ человеку без юридического образования и стажа. К слову, сам новоиспеченный генпрокурор скромно назвал это «не очень правильной практикой», но от поста не отказался. При этом голосование за назначение и лишение его депутатских полномочий прошло настолько стремительно, что пользователи соцсетей тогда шутили, мол, следующего генпрокурора можно будет заказать на «Макдрайве» вместе с бигмак-меню. Сам Юрий Витальевич тогда заявил, что пришел на полтора года. «Ни в душе, ни по жизни  — я не прокурор. Я хотел бы не задерживаться, поскольку у меня другие взгляды на жизнь», — отметил он. Среди главных своих приоритетов на ближайший год он назвал обновление прокурорского корпуса, передачу «дела Януковича» в суд и несколько волн спецопераций против мафиозных структур.


ГРОМКИЕ ДЕЛА. Времени на раскачку Луценко решил не брать, и уже через неделю после его назначения начались задержания. ГПУ поймала на взятке сотрудников ГСЧС, на коррупционной схеме попался замминистра здравоохранения Роман Василишин, Луценко задержал экс-замминистра времен Януковича Александра Сухомлина и так далее. Одним из самых громких было ходатайство об аресте нардепа Александра Онищенко, которое Луценко подписал в середине июня. Онищенко, напомним, подозревают в хищении 3 млрд грн при добыче и продаже газа, а также организации ОПГ из 20 человек. Вторым наиболее резонансным событием стало задержание экс-нардепа Александра Ефремова в аэропорту  — экс-регионал хотел вылететь в Вену. В ГПУ его обвиняют по трем статьям, среди которых и содействие в создании террористической организации.

ССОРА С НАБУ. Конфликт с Национальным антикоррупционным агентством начался еще 6 июля, когда Луценко усомнился в целесообразности и необходимости проведения Национальным антикоррупционным бюро Украины обысков у адвокатов нардепа Александра Онищенко. Тогда проблему замяли, но уже через месяц конфликт перешел в острую фазу — 5 августа в НАБУ пришли следователи из Генпрокуратуры с обыском. Причиной стала незаконная прослушка телефонных разговоров работников ГПУ со стороны антикоррупционеров. В итоге обе стороны заявили об избиении своих сотрудников спецназом другого ведомства, а вопросом занялась СБУ.



МНЕНИЯ. По мнению политолога Вадима Карасева, за прошедшие 100 дней Луценко удалось привлечь внимание к работе ГПУ и посеять большие надежды в обществе: «Мы увидели активность по расследованию дел, связанных с сепаратизмом. Но все эти 100 дней фактически обнулились конфликтом с НАБУ. Луценко даже пришлось ездить в Израиль. По слухам, он туда ездил за Ставицким (экс-глава Минэнерго, который мигрировал в Израиль. — Авт.), но, скорее всего, уехал он туда от скандала. Переждал его, вернулся и свел этот конфликт к условной ничьей, но реально — в пользу НАБУ».

По мнению его коллеги Андрея Бузарова, деятельность Луценко на посту генпрокурора можно сравнить с периодом его деятельности в качестве главы МВД. «То есть много шума и никаких результатов. Идут избирательные показательные аресты, но многих других чиновников, связанных с коррупцией, никто не задерживает. Также можно вспомнить заполитизированность Луценко — это самое главное, что мешает в объективном подходе к работе ГПУ. То есть он не решил самой главной проблемы — не отделил правоохранительные органы от политики».

ЗАДАЧИ: «ТРИ ОРЕШКА» ДЛЯ ГЕНПРОКУРОРА

Политэксперт Владимир Фесенко отмечает: «Главное, чем следует заняться Юрию Луценко до конца текущего года, это доведение нескольких принципиально важных для страны дел хотя бы до судебного процесса. И желательно, чтобы свою годовщину на посту главы ГПУ в мае 2017-го он встретил хотя бы с одним-двумя судебными приговорами».

Фесенко называет «три крепких орешка» — первоочередных дела, которые генпрокурору необходимо до конца этого года довести до суда. «Самое главное, и я думаю, что сам Луценко будет к этому стремиться, — это «дело Януковича». Второе — дело о расстреле Майдана зимой 2014 года. Третье — дело народного депутата Онищенко. Если Луценко удастся хотя бы по одному из них выйти на судебный приговор, то, я думаю, можно будет считать его работу удовлетворительной», — резюмирует политолог. Напомним, в начале лета Генпрокуратура задержала четверых беркутовцев, которых подозревают в совершении убийств на Майдане. Следствие идет до сих пор. Явных подвижек не озвучено пока и по остальным громким делам.

 

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий