20 ноября – какой праздник: что и почему важно сделать в этот день
Каждый день в Православном Церковном календаре отмечается днем памяти преподобных, исповедников, мучеников, всех тех, кто пострадали за веру и имя Христово.
«Вести» предлагают своим читателям в этот день вспомнить подвиг великих мучеников и, возможно, почерпнуть для себя из их жизни доказательство великой веры и праведного пути. О значении этого дня читателям «Вестей» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
Поминовение сегодняшнего дня изобилует именно мучениками и священномучениками:
- 33 мученика пострадавших в III веке в Мелитине,
- мученика Феодота Корчемника (303),
- мучеников Меласиппа и Касинии, а также сына их Антонина (363),
- мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии,
- священномученика Кирилла, митрополита Казанского и 14 мучеников, пострадавших в 1937 году,
- священномучеников Сергия, архиепископа Елецкого, Николая пресвитера, Георгия (1937),
- обретение мощей священномученика Константина пресвитера (1995).
«В сегодняшний день мы поминаем мучеников древних времен и времен безбожной советской власти. Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на жизнь и труды священномученика Кирилла, который был арестован и расстрелян 20 ноября 1937 года вместе со священномучениками митрополитом Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым). А причисление к лику святых состоялось в 2000 году на Архиерейском соборе», – рассказал митрополит Павел.
Митрополит Кирилл: биография
Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский
Родился будущий митрополит Кирилл (Смирнов Константин Иларионович) в 1863 году в Кроншадте, недалеко от Санкт-Петербурга, в семье псаломщика.
Получив благочестивое воспитание, Константин поступает в семинарию, а в 1887 году он заканчивает Санкт-Петербургскую академию кандидатом богословия. Его рукополагают в священники, он несет послушание в Воскресной церкви Общества трезвости в Санкт-Петербурге, а также при Елисаветпольской и 2-й гимназиях. Немного позднее он становится настоятелем Кронштадтского кладбищенского храма.
Но неожиданно умирает его маленькая дочь, а вслед за ней и его жена. Прослуживший 15 лет в священническом сане, в 1902 году отец Константин принимает монашество с именем Кирилл. После чего следует назначение в Персию, в Урмийскую Духовную Миссию. А в 1904 году состоялась его хиротония во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии.
Именно владыка Кирилл вводит всенародное пение в Александро-Невской лавре, а святой праведный Иоанн Кронштадтский, умирая, просит, чтобы чин его отпевания провел епископ Кирилл.
Руководя Тамбовской епархией с 1908 по 1928 годы, владыка ездит в самые отдаленные места, чтобы пообщаться с людьми. В 1917 году во время проповеди, он произнес такие слова:
«Если не удержимся над своим прошлым, то напишем такую страницу своей истории, которую следующие будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее, но нет таких ножниц, которыми можно было бы что-то вырезать из памяти истории».
Во время войны именно благодаря инициативе владыки происходят сборы средств для фронта, открываются лазареты при монастырях, приюты для детей, которые остались без родителей, комитеты помощи воинам.
В 1918 году владыка Кирилл назначен на Тифлисскую кафедру, но не успевает уехать, поскольку его арестовывают по обвинению в «контрреволюционной агитации».
Выйдя через год из тюрьмы, он по назначению едет на Казанскую кафедру, но снова подвергается аресту «за выезд из Москвы в Казань без разрешения» и приговаривается к заключению в лагере на пять лет.
Священномученик Кирилл (Смирнов)
Освобожденный по амнистии в 1921 году, в 1922 году он вновь был арестован, его ссылают в нынешний Сыктывкар, затем переводят в Усть-Кулом, позднее в Вятскую область. Но даже будучи в ссылке, он вместе с другими владыками, которые отбывали наказание в лагерях, пишет обращение к верующим, где указывает на все ереси и несоответствия новой обновленческой церкви, которая именовала себя «Живая церковь».
Будучи, согласно распоряжению патриарха Тихона, первым претендентом на должность Патриаршего Местоблюстителя, он не может занять ее, поскольку снова его отправляют в ссылку.
В 1926 году, когда уже истекал срок его ссылки, были собраны подписи за избрание его Патриархом. Но Государственное политическое управление при НКВД предложило допустить интронизацию лишь тогда, когда владыка будет согласовывать свои действия с их структурой. На что получили от владыки Кирилла категорический отказ. И снова пошла волна арестов священников и епископов.
«Чтобы понять, насколько невыносимы были условия в лагерях, достаточно описать ссылку владыки в Туруханском крае с 1932 года. Полгода здесь длится ночь, которая прерывается Северным сиянием, мороз доходит до 60 градусов, ни писем, ни газет. А когда наступает короткое лето, то тогда человека атакуют целые полчища комаров-гнусов. Наступает период различных болезней, к примеру, цинга, отсутствуют элементарные предметы первой необходимости и т.д. Помимо всего прочего, все заключенные жили на отдалении друг от друга, так что и общаться они не могли», – поведал Владыка Павел.
Вышедший ненадолго в 1933 году, владыка недолго проживал в Гжатске, а в 1934 году опять был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и сослан на три года в поселок, в районе Казахстана.
Все время находясь в ссылках, тюрьмах, лагерях, он продолжал отстаивать чистоту веры православной, борясь по мере возможностей с «обновленцами» путем писем и обращений.
Митрополит Кирилл: смерть
Убиение святителя Кирилла, митрополита Казанского 7(20) ноября 1937 года. Фрагмент клейма
В 1937 году, находясь в ссылке в Чимкенте, митрополит Кирилл тройкой НКВДистов приговаривается к расстрелу.
«Невозможно описать все ужасы, страдания, гонения святых людей. Но даже из этого краткого жизнеописания мы видим, как Господь во времена гонений посылает пастырей особой духовной силы и воли, которые твердо и непоколебимо отстаивают веру православную, неся свой архипастырский долг с особым достоинством, терпением и смирением. А сколько таких пастырей и архипастырей, тысячи тысяч, были подвержены пыткам, замучены в лагерях, расстреляны в безбожное время. Ведь власти сажали не за какие-либо преступления, а страшно подумать – за веру в Бога! Это были величайшие умы эпохи, великие подвижники благочестия, образованнейшие люди, которые со смирением и величайшим терпением несли свой крест, не ропща на Бога, а прославляя имя Господне», – подчеркнул митрополит Павел.