8 месяцев блокировки: Как запрет российских сайтов изменил интересы украинцев

8 месяцев блокировки: Как запрет российских сайтов изменил интересы украинцев

Восемь месяцев назад СНБО указал украинским провайдерам блокировать доступ к некоторым российским сайтам. Среди забаненных – популярные площадки «ВКонтакте», «Яндекс», Mail.ru, «Одноклассники», которые традиционно были в топе самых посещаемых украинцами сайтов. Как блокировки повлияли на их позиции в рейтингах, кто от бана выиграл – рассказывает InfoResist.




До бана все четыре российских гиганта были в украинском топ-10 по ежемесячному охвату аудитории

Блокировки начались в середине мая 2017, поэтому апрель – последний полный месяц безпроблемной работы забаненных сайтов в Украине. С ним и будем сравнивать.


Согласно исследованию, которое ежемесячно проводит компания TNS Ukraine, в апреле ВК и «Мэйл.ру» занимали третье и четвертое места по месячному охвату с показателями в 78,3% и 62,3% соответственно. Месячный охват – это доля людей среди целевой аудитории, которые хотя бы раз в месяц заходили на сайт.

Лидировали по этому показателю Google и YouTube, который только месяцем раньше, в марте, вытеснил ВК со второго места. «Яндекс» (62,3%) и «Одноклассники» (46,9%) в апреле были на пятом и девятом местах.



Сразу после бана сильнее других пострадал «Мэйл.ру», больше всех выиграл Facebook

Исследование по итогам мая показало: блокировки работают. “Мэйл.ру” потерял 4,6 процентных пункта по сравнению с апрелем и оказался на шестой позиции вместо четвертой. ВК лишился 2,2 пункта, но остался третьим; «Яндекс» охватил на 3,4 пункта меньше, но задержался на пятом месте; «Одноклассники» опустились на десятую позицию, потеряв 2,3 пункта.

Место «Мэйл.ру» в топ-5 занял Facebook – он увеличил месячный охват в мае по сравнению с апрелем на 7,5 пункта. Социальная сеть перепрыгнула через «Яндекс» и сменила шестое место на четвертое. Оставшийся первым Google прибавил 4,4 пункта и достиг 91,5% охвата.

В июле ни один из заблокированных сайтов уже не был в десятке, их места заняли украинские сервисы

Охват ВК в июле составил 26% – это 11-е место в рейтинге 25 самых популярных среди украинцев сайтов и самая высокая позиция среди сайтов-изгоев. По сравнению с апрелем соцсеть потеряла более 50 процентных пунктов месячного охвата. «Мэйл.ру» и «Яндекс» охватили 21,12% и 16,46% аудитории, их потери по сравнению с апрелем составили 40 и 46 пунктов, они заняли 14-е и 20-е места соответственно. «Одноклассники» вывалились из топ-25 вообще.

Зато в топ-10 появились Ukr.net, Prom.ua, Rozetka.com.ua и Sinoptik.ua – в доблокировочные времена они шли сразу за первой десяткой.

К концу года санкционные ресурсы немного отыгрались, но до полного восстановления позиций далеко

По итогам декабрьского исследования TNS Ukraine, «Одноклассники» вернулись в рейтинг, а остальные слегка увеличили охват по сравнению с июлем. ВК прибавил 6 пунктов и достиг десятого места с показателем в 34,2%. «Мэйл.ру» остался 14-м, хотя и охватил в декабре на три пункта больше, чем в июле. “Яндекс” охватил 23,2% – на семь пунктов больше по сравнению и с июлем, и это позволило ему занять 17-е место. “Одноклассники” протиснулись в топ-25, как тетка с сумками в переполненную маршрутку, и заняли 24-место.

Больше всех в процентных пунктах пока потерял ВК, в процентах – “Яндекс”

По сравнению с с последним месяцем нормальной работы в Украине охват “ВКонтакте” упал на 43,88 процентных пункта – соцсеть потеряла больше половины украинской аудитории. Охват “Яндекса” за тот же период снизился на 39,11 пункта, “Мэйл.ру” – на 37,49, “Одноклассников” – на 28,89 пункта.

В процентном отношении сильнее остальных пострадал “Яндекс”: он потерял 62,7% украинской аудитории. “Одноклассники” лишились 61,5% посетителей, “Мэйл.ру” – 60,1%, “Вконтакте” – 56%.

Аудитория ВК разбрелась по Facebook, YouTube и мессенджерам, наследие “Мэйл.ру” поделили Ukr.net и Gmail

Издание AIN.ua приводит оценку Ярослава Огоцкого, стратегического директора Isobar Ukraine, который считает: примерно половина пользователей ВК и “Одноклассников” параллельно сидели и в Facebook. Поэтому именно туда перебрались окончательно те, кому лень возиться с VPN и анонимайзерами, а отказываться от соцсетей неохота. И поэтому же блокировка ВК не создала им большого дискомфорта: у них уже была готовая замена.

Это же касается поисковиков: примерно 90% пользователей “Яндекса” искали и в Google тоже, так что переход вряд ли был болезненным.

YouTube перехватил тех, кто ходил во “ВКонтакте” ради видео. А люди, использовавшие российскую соцсеть для общения, перешли в мессенджеры. Так, аудитория Telegram к ноябрю выросла на 188% по сравнению с апрелем, Messenger – на 126%, WhatsApp – на 36%, Viber – на 7%.

Те, кто после блокировки бросил “Мэйл.ру”, стали пользоваться в основном почтами Gmail и Ukr.net, что и позволило последнему закрепится в десятке популярных сайтов.

Как видим, большинство украинских пользователей не стали усложнять себе жизнь анонимайзерами ради российских сайтов и предпочли найти альтернативу.

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий