Банк Михайловский золотодонный: крупнейшая банковская афера в Украине. От Кауфмана — Рожковой до Зинкова — Дорошенко
Банк Михайловский стал самой крупной банковской аферой после Родовид банка. Борис Кауфман, Грановский, Рожкова, Дмитрий Зинков, а также Игорь Дорошенко сыграли каждый свою роль почти безупречно, но в том-то и дело, что почти…
Скажите: ну кто захочет давать многомиллиардные кредиты стране, где миллиарды разворовываются прямо из банков, что называется, средь бела дня: под носом (если не при пособничестве) регулятора и других властей? Больше 80 банков «упали» за последние два с половиной года, но такого наглого мародёрства, как в деле «Михайловского», не было, пожалуй, ещё со времён разграбления активов банка «Украина».
Банк Михайловский. Воровать миллиардами будь готов!
Самые знаковые события в нашей истории произошли 19 мая этого года, в советский «день пионерии», поэтому произошедшее с деньгами вкладчиков наречём эвфемизмом: их «спионерили». Так вот, ещё утром 19 мая на балансе некого финансового учреждения «Инвестиционно-расчетный центр» было всего 38 миллионов гривен. И вдруг на её счёт заходит около полутора миллиардов (!) гривен, которые тут же как бы улетучиваются на счета вкладчиков, открытые в «Михайловском». Почему «как бы»? Да потому что Фонд гарантирования вкладов физических лиц считает эти транзакции фиктивными – «перегонялись» пустые цифры, а не реальные деньги и делалось это с одной целью: избавить «ИРЦ» от долговых обязательств перед вкладчиками и повесить их на ФГВФЛ, то есть на бюджет. То есть на всех нас. Подробнее о схемах обмана вкладчиков и государства поговорим чуть позже – там очень много невероятного и захватывающего!
И так же 19 мая банк «Михайловский» продаёт (переуступает право требования) свои кредиты двум интересным финансовым компаниям. Сначала – некоей «Плеяде», которая тут же передала их некоему «Фагору» – о них тоже разговор будет чуть позже. А вот цитата из официального сообщения на сайте банка «Михайловский»: «19 мая 2016 года произошли изменения в структуре собственности ООО «ЭКОСИПАН», которому принадлежит 100% акций ПАО «БАНК МИХАЙЛОВСКИЙ». Владелец существенной доли Виктор Полищукпродал принадлежащую ему долю в уставном капитале ООО «ЭКОСИПАН» в размере 92,501% в пользу группы инвесторов – физических лиц. Вследствие такого приобретения ни один из инвесторов не получил существенной доли в ПАО «БАНК МИХАЙЛОВСКИЙ». В соответствии с нормами действующего законодательства был проинформирован НБУ». Заметьте: всё это время в банке был контролёр от Нацбанка, но регулятор ничего подозрительного в упор не видел! И даже внезапное увольнение накануне, 18 мая, председателя правления банка Игоря Дорошенко не насторожило НБУ! В тот же день, 18 мая, Игорь Дорошенко был назначен главным исполнительным директором (CEO) кипрской компании PT Platinum Public Ltd, которая владеет «Платинум Банком» и тоже без согласования с регулятором. А «Платинум Банк» у нас ещё всплывёт чуть ниже.
Дмитрий Зинков. И ртом и попой
Уж простите за такой подзаголовок, но именно так называют ситуации, когда жадность не знает вообще никаких границ и только так можно охарактеризовать действия владельцев «Михайловского». Итак, банк кредитовал на очень выгодных условиях прежде всего другие бизнесы своих владельцев и топов. Причём кредиты он с лёгкостью выдавал под проценты, которые были НИЖЕ, чем по привлечённым депозитам граждан! То есть банк работал как бы себе в убыток (опять «как бы», но мы же понимаем, что на самом деле убыток причинялся не владельцам, а вкладчикам). Нужным людям кредиты спокойно выдавались и под залог ничего не стоящих как бы «ценных бумаг». После очередной проверки НБУ банк, так и быть, заменил залог: с макулатуры на земельные участки (правда, со значительно завышенной оценочной стоимостью).
При этом банк под обещания высоченных депозитов привлекал депозитов намного больше, чем имел по закону право «проглотить». И вот для этого владельцы банка два года назад «клонировали» дополнительный «желудок» в виде компании «Инвестиционно-расчетный центр»: вкладчикам «Михайловского» менеджеры рассказывали, что там и проценты выше и защищены их вклады там не менее надёжно. Врали, конечно: «ИРЦ» после падения банка ничего своим вкладчикам не должен, а вклады людей застрахованы не были. Но вы оцените красоту игры: перед «смертью» банка на счета вкладчиков «ИРЦ» (которые были открыты, конечно же, в «Михайловском») перечислил виртуальный миллиард с хвостиком – чтобы вместо дельцов-финансистов перед людьми отдувался ФГВФЛ (то есть госбюджет), а не они! А вот реальные – живые – деньги, полученные от обманутых вкладчиков, по хитроумной цепочке ушли в карманы мошенников. А вот вам и «вишенка на торте»: перед объявлением неплатежеспособным (произошло это 23 мая) банк, как мы уже говорили, продал свой кредитный портфель (111 тысяч договоров общей суммой в 682 миллиона гривен!) по заниженной цене упомянутым выше подконтрольным фирмам. Это сделали для того, чтобы и эти деньги получили от должников именно нужные люди, а не обанкротившийся банк, а через него – его вкладчики. Вот уж действительно банкиры глотали деньги одновременно «и ртом и попой».
«Президент, помоги!»
Этим скандированием вкладчики «Михайловского» (и «ИРЦ») смогли докричаться лично до президента Украины Петра Порошенко 23 августа под стенами ФГВФЛ. Он – глава государства – был вынужден сам «выгребать» от людей за свою протеже, главу НБУ Валерию Гонтареву.
Президент Украины озвучил немного неожиданный с юридической точки зрения, но зато очень понятный простым вкладчикам сценарий развития событий: у банкиров-«кровопийц» всё отнимут и поделят между вкладчиками. Где-то я такое уже раньше слышал …
Но незадолго до этого президентского «экспромта» появилась информация от Фонда гарантирования вкладов физических лиц о том, что там ищут способ компенсировать вклады за счет экс-руководства и акционеров лопнувшего банка. Источник в ФГВФЛ сообщил прессе: «Возможно, будет принято политическое решение: компенсировать потери вкладчикам «финок» «Михайловского». Мы предлагаем такую модель. Фонд меняет правовую позицию в отношении вкладчиков финкомпаний «Михайловского», и возвращает им деньги в пределах гарантированных 200 000, — сказал «Минфину» сотрудник Фонда, попросивший не раскрывать его имя. — Уголовное производство относительно акционеров и руководителей «Михайловского» позволяет арестовать, а позже конфисковать контролируемое ими имущество и другие активы. Люди они не бедные, а их действия в банке могут быть квалифицированы, как минимум, как мошенничество».
Так вот президент сказал обманутым вкладчикам, что уже почти всё и все установлены, схемы выясняются и возмездие не за горами (это вольный пересказ, из первых уст его слова можно услышать по ссылке выше). Вопрос первый: а зачем же Нацбанк во главе с «отлично справляющейся» (по оценке президента) со своими обязанностями Валерией Гонтаревой за месяц до объявления «Михайловского» неплатежеспособным снял целый ряд ограничений? Среди прочих – и ограничение на совершение действий, которые могут увеличить нагрузку на ФГВФЛ. А ведь проблемным этот банк НБУ объявил ещё в декабре и тогда же ввёл туда куратора. Причём это уже было повторное признание его проблемным, а впервые – ещё за год до «падения».
И вопрос второй: почему же НБУ не настораживали заоблачные проценты по депозитам? А также то, что депозиты эти часто неправдивыми убеждениями, а иногда и вообще без предупреждения направлялись в «ИРЦ», а банк выступал в таких случаях всего лишь местом проведения сделки? Имеется в виду, что вкладчиков устно об этом не уведомляли, ведь договоры люди обычно не читают, а даже вчитавшись они могли бы не понять, в чём разница между словами «Банк» и «Фирма». А знаете почему НБУ не заметил ничего подозрительного в последний день перед «клинической смертью» банка? Нет, там не праздновали день пионерии, а якобы не работала операционная система банка… И вот теперь президент должен помочь вкладчикам – это прекрасно, конечно, но как он поможет снова вернуть веру людей в банковскую систему, которую алчные жулики перед носом НБУ и ГПУ рвали на части в тяжелейшее для страны время?!
Янукович виноват?
Вот как лаконично описывает мошенническую схему с «финками» издание FinСlub: «18 мая ИРЦ продал банку 106 тыс. кредитов за 870 млн грн. «Банк якобы перечислил средства, но кредитных договоров не получил», – утверждают в ФГВФЛ. На следующий день, 19 мая, Банк «Михайловский» купил за 741,6 млн грн у ИРЦ и КИЦ (ООО «Кредитно-инвестиционный центр» – ред.) фиктивные права требования на денежные средства по договорам продажи «мусорных» ценных бумаг. В результате этих манипуляций в бухгалтерском учете, сумма на счетах ИРЦ и КИЦ подскочила до 1,612 млрд грн. «И они потом их якобы использовали для погашения обязательств ИРЦ и КИЦ перед физическими лицами по договорам займов», – отмечают в Фонде. Якобы ИРЦ вернуло своим кредиторам 1,298 млрд грн, а КИЦ – 206 млн грн».
Если толково прижать рядовых менеджеров, то они в обмен на условных срок (или вообще на освобождение от наказания) наверняка расскажут: кто из руководителей приказывал подсовывать клиентам депозитные договора не с банком, а с фирмой-прокладкой «ИРЦ». А уж те под тяжестью доказательств (а может и чистосердечно) расколются по поводу роли в этом высшего куроводства. Между прочим, и бывшего главу правления «Михайловского» Игоря Дорошенко, и директора компании «ИРЦ» Михаила Канюка уже арестовали (при этом обоих – с возможностью залога в 137,8 миллионов гривен). Дорошенко подозревается в хищении 870 миллионов гривен. Канюка же называют одним из ключевых фигурантов дела о хищении 2,3 миллиарда гривен банка «Михайловский» (пресс-центр СБУ: «Правоохранители установили, что задержанный возглавлял коммерческую структуру, созданную топ-менеджментом банка для привлечения денег физических лиц под «заманчивые» условия. Полученные деньги злоумышленники направили на кредитование собственных бизнес-проектов»).
Главный полицейский Киева Андрей Крищенко сообщил, что в результате обысков у руководителей банка «изъяли золото, деньги и – самое главное – спрятанные документы и печати». В Нацбанке, правда, гневно грозили посадкой за мошенничество всех виновных, но бывший владелец банка чувствует себя, судя по всему, неплохо. В прессе его связывают с бывшим главой Минсдоха времён Януковича Александром Клименко. Но неужели и тут Янукович виноват? Впрочем, зачем мелочиться – может сразу сам Путин? Главное, чтобы не Гонтарева…
Действующие лица и исполнители
Tем временем, пока президент лично успокаивает обманутых вкладчиков (ещё бы – очередной транш кредита МВФ под угрозой!), а Гонтарева грозит злодеям пятью годами тюрьмы, и.о. заместителя главы НБУ Катерина Рожкова на телекамеры очень удивляется всему произошедшему (ну прямо как герой юмористического сериала, коронной фразой которого была «а кто же это сделал?!»). «То, что произошло в банке «Михайловский», – чистой воды мошенничество со стороны собственника и топ-менеджмента банка, – заявляет Рожкова прессе. – Как только Нацбанк узнал об этом мошенничестве, сразу же признал банк неплатежеспособным». Ну, о «куриной слепоте» кураторов «Михайловского» от НБУ мы уже говорили. Пора поговорить о роли во всей этой истории самого руководства Нацбанка. Для понимания всей серьёзности ситуации: ФГВФЛ считает никчемными транзакции по переводу «мыльного пузыря» в виде якобы миллиарда с лишним на счета вкладчиков «Михайловского» от «ИРЦ» (те самые, что произошли накануне «падения» банка). Ну то есть как ни пытались мошенники повесить эту проблему на шею государства, а уполномоченный орган отвечать за фиктивные вклады отказывается. Но для вкладчиков-то это совсем даже не фиктивные, а их кровные деньги, для большинства – это всё, что у них за душой было! Вот им-то президент и обещает вернуть вклады за счёт отнятого у преступников. Но как такие деньжищи вообще смогли попасть к ним в руки и это не вызвало своевременной реакции НБУ?!
А теперь знакомьтесь поближе: исполняющая обязанности заместителя главы НБУ Катерина Рожкова. До этого она исполняла обязанности председателя правления «Платинум Банка» (вот он и всплыл снова). К этой профессиональной исполнительнице различных обязанностей, наконец-то, появились вопросы у полиции.
Пока лишь по поводу того, что же она исполняла в «ПБ»: ещё 9 июля следователи киевской полиции внесли в Единый реестр досудебных расследований уголовное производство №12016100010006910 по признакам совершения преступления, предусмотренного статьёй 191 УК Украины (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением). В ответ на запрос адвоката Вадима Хабибуллина полицейские написали, что усмотрели признаки уголовного правонарушения по указанной статье УК из материалов, полученных от столичных налоговиков «относительно фактов совершения противоправных действий Смольским Константином Валериевичем, Грановским Александром Ивановичем, Рожковой Катериной Викторовной и другими неустановенными (!) лицами которые, будучи должностными лицами ПАТ «Платинум банк», злоупотребляя своим служебным положением, совершили растрату чужого имущества в особо крупных размерах».
«Подходящая» характеристика для продвижения по службе из частного банка в Национальный банк Украины, не так ли?
А вот адвокат Хабибуллин заявил, что как раз совершенно не удивлён таким назначением, поскольку уверен: на таких должностях нужны не независимые и принципиальные люди, а те, на кого компромата в избытке и которые ни в коем случае не откажут высшим сферам о чём бы те ни попросили. А стоит ли говорить, что г-жа Рожкова и по поводу уголовного дела в отношении себя была якобы совершенно не в курсе и узнала об этом от журналистов?
Банк Михайловский. Эпилог
Нам же интересно вот что: по каким именно фактам расследуется дело, где фигурирует вечно удивлённая «и.о.» Катерина Рожкова? Поскольку фирма «Плеяда», фигурировавшая в липовой покупке кредитов «Михайловского» тесно связала с «ПБ». И в этом же финансовом учреждении оказались топы «Михайловского» сразу после его дерибана: не только бывший глава правления «Михайловского» Игорь Дорошенко работал на момент ареста советником правления «ПБ», но и его бывший первый заместитель в «Михайловском» Виталий Шастун, с именем которого связывают схему привлечения депозитов населения через финансовые компании.
Тот же Хабибуллин и раньше писал многочисленные запросы по возможному финансированию «ПБ» и «Финбанком» сепаратизма – ответов нет. И тот же Хабибуллин куда только не обращался с запросами о проверке соответствия г-жи Рожковой занимаемой должности в НБУ, но никого её репутация не смутила.
А вот сегодняшний пост в Facebook редактора и ведущего программы «Гроші» (канал 1+1) Александра Дубинского, который давно и пристально следит за этой же историей: «Когда вокруг банка «Михайловский» только разгорелся скандал, я писал, что трио Кауфман-Зинков-Дорошенко проводили переговоры с Сергеем Тигипко. Целью этих переговоров был поиск финансирования для покупки с дисконтом кредитного портфеля «Михайловского» на 700 млн грн (того самого, скандального, ныне «висящего» на компании «Фагор»). Так вот, кажется, переговоры тогда увенчались успехом. Пару недель назад ФГВФЛ разрешил «ТАС-комбанку» выводить неплатежеспособные банки с рынка. А вот сегодня Фонд гарантирования вкладов сообщил о замене своего уполномоченного ликвидатора «Михайловского». Вместо Ирклиенко, который выполнил задачу по «кидку» вкладчиков в безналоговый депозиты «Михайловского» (просто вытерев из данные из базы) – в банк заходит некто Александр Волков. Которого мои источники называют человеком Тигипко. Волков работал при нем в НБУ, а затем в банках группы «ТАС». Подозреваю, что после его появления в «Михайловском» финансовая компания «Фагор» (которую контролируют люди Кауфмана) быстро проиграет суды и вернет злополучный кредитный портфель в ликвидируемый банк. А дальше его уже «освоят» люди Сергея Леонидовича – через своего ликвидатора и «ТАС-комбанк».
Что тут добавить? Только то, что даже после вмешательства президента и его «личный контроль» за этим делом проблемы есть не только с получением депозитов вкладчиками, но даже и с погашением кредитов перед «Михайловским»! Их, кредиты, требует с должников «Фагор» (звонят, угрожают), но ФГВФЛ считает покупку кредитного портфеля (сначала «Плеядой», а потом «Фагором») никчемной и платежи людей по реквизитам «Фагора» не засчитываются в погашение долга перед банком…
Разве возможно придумать что-то, что могло бы ещё сильнее подорвать доверие граждан к банкам, чем действия и бездействие властей во всей этой истории? У меня лично фантазии не хватило. Поэтому с моей скудной фантазией и я не банкир и не при власти.
Источник: fttc