Больше на еду, меньше на отдых: на что украинцы тратят свои кровно заработанные
Не секрет, что половину своих доходов украинцы тратят на еду; при этом эксперты отмечают, что такая ситуация сложилась из-за корреляции высоких цен на продукты и низких зарплат. Но помимо еды у наших соотечественников есть и другие обязательные статьи расходов, на которые идет немало денег, а поэтому приходится экономить на чем-то другом.
На что украинцы тратят больше всего, а где пытаются экономить.
Тратят на еду, вредные привычки и оплату коммуналки
Самая большая часть расходов вполне ожидаемо приходится на питание. Так, по данным Государственной службы статистики, за первый квартал этого года украинцы в среднем потратили на еду 42,1% своих доходов – почти 212 млрд грн.
На втором месте по тратам расположились счета за газ, свет, электроэнергию и т.д., за это украинцы отдали 11,6% доходов – 58,3 млрд грн. Следом идут расходы на транспорт – 9,5%, либо же 47,7 млрд грн.
Не особо отстают расходы на алкогольные напитки и табачные изделия, которых украинцы в первом квартале этого года скупили на 37,9 млрд грн – 7,6% от общих доходов.
Довольно печальная статистика с другими тратами: так, меньше всего денег украинцы отдают за образование – всего 6 млрд грн, что составляет 1,2%. Чуть больше, но тоже немного, тратят на рестораны и отдых – 14,5 млрд грн (2,9%) и 16,1 млрд грн (3,2%) соответственно.
Такие показатели не удивительны, ведь, согласно исследованиям различных организаций, украинцы стараются экономить именно на отдыхе, ужинах в ресторанах или кафе, походах в кино или театр, т.е. именно на культурной части времяпрепровождения.
О чем говорит внезапное падение Индекса потребительского доверия
За первые три месяца 2018 г. Индекс потребительского доверия в Украине упал на 3 пункта и сейчас составляет всего 58 пунктов (по шкале от 0 до 200). Если индекс превышает 100 пунктов – это значит, что в стране преобладают оптимистические настрои, если же показатели ниже 100 – это преобладание пессимистических настроев.
«Потребители остаются осторожными в затратах, поскольку уровень их уверенности является самым низким в Европе. Однако даже в условиях потребительского пессимизма бизнес с оптимизмом смотрит в будущее, и эти улучшающиеся тенденции создают почву для развития: бизнес отходит от тактики выживания и вместо этого использует возможности для устойчивого развития конкуренции», – отмечает Вайос Диморагас, Генеральный директор Nielsen в Украине и Беларуси.
Стоит отметить, что это первое ухудшение потребительских настроений за последние полтора года, ведь начиная с третьего квартала 2016 г. индекс в Украине вырос с 50 до 61 пункта.
Почему же индекс упал? Дело в том, что Индекс потребительского довериярассчитывается по трем показателям: оценка потребителями перспектив на рынке труда в ближайший год, уровня финансового благополучия в ближайший год и готовности тратить деньги в данный момент. В Украине же два из трех показателей снизились по сравнению с четвертым кварталом 2017 г., выросла только оценка перспектив на рынке труда, что и вызвало падение индекса.
К тому же, согласно исследованиям, абсолютное большинство украинцев (95%) продолжает считать, что в стране кризис. Рост пессимистических настроений заметен и по тому, что в 2017 г. только 66% наших соотечественников не верили в то, что страна сможет победить кризис в ближайший год, а сейчас в это уже не верят 77% украинцев.
Экономят на одежде, развлечениях и хорошей технике
Так как большинство наших соотечественников уверены, что в стране действительно существенный кризис, стремление экономить деньги вполне понятно. По статистике компании Nielsen 71% украинцев продолжает экономить.
Так, больше всего граждан экономят именно на одежде – 49%. Чуть меньшее число украинцев – 47% – пытаются экономить на газе и электричестве. 46% предпочитает покупать более дешевые продукты питания, а 42% украинцев экономит на развлечениях вне дома. Такое же количество не спешит обновлять свою технику, предпочитая более старые модели гаджетов, которые стоят на порядок дешевле, чем новинки.
К слову, у 28% наших соотечественников свободных денег после обязательных платежей, покупки еды и т.д. попросту не остается. Те, у кого свободные деньги все же остаются, предпочитают тратить их на одежду и отпуск – 31% и 27% соответственно. Интересно отметить, что 21% украинцев откладывает оставшиеся деньги на черный день, а вот 20% – погашает долги.