Чем «аукнется» украинцам прощание Коломойского с Приватом
Украинский олигарх Игорь Коломойский уже давно намекает на готовность распрощаться с одним из своих ключевых активов — «ПриватБанком». Единственное, что пока откладывает это — нерешенный вопрос стоимости сделки и нежелание продавать финучреждение его остальных собственников в лице Геннадия Боголюбова и семьи Дубилетов.
Об этом сообщает ZN.UA.
В четверг, 8 декабря, глава Национального банка Валерия Гонтарева заявила, что до конца 2016 года — по завершении идущей сейчас верификации — регулятор примет решение, выполнил ли «ПриватБанк» программу докапитализации.
Однако она не озвучила никаких дополнительных цифр, критериев и данных о текущем ходе выполнения программы. То есть, несмотря на множество спекуляций и домыслов по поводу возможной национализации крупнейшего финучреждения Украины, НБУ продолжает избегать каких-либо четких и внятных разъяснений по этому поводу, не исключая, но и не подтверждая такую возможность. Причем упомянутое заявление Гонтаревой вовсе не говорит о том, что и через месяц регулятор будет готов открыто обсуждать возможные варианты решения этой проблемы, даже если созреет ее признать.
Такая позиция является не совсем честной по отношению к налогоплательщикам, которым в итоге придется заплатить за весьма вероятные ошибки и просчеты. К тому же оправдывать невнятность формулировок нежеланием посеять панику в секторе уже не получается. Ведь именно нарастающая неопределенность и вызывает тревожные ожидания рынка, провоцируя сплетни и не давая трезво взглянуть на проблему, промедление в решении которой только множит возможные потери государства и риски развития неблагоприятного сценария.
Главной причиной нерешительности чиновников очевидна называют тот факт, что с проблемой подобного масштаба им не приходилось сталкиваться ранее. Причем эта проблема носит ярко выраженный социальный характер.
Ее масштаб, как и непредсказуемость дальнейшего развития ситуации постоянно растут, из-за чего в заложниках у одного человека уже давно оказалась не только финансовая система, но и вся страна.
Дальнейшее затягивание процесса выгодно, в первую очередь, главному акционеру «ПриватБанка» — Коломойскому —, так как позволяет не только сохранять политическое и бизнес-влияние, но и спокойно финансировать за счет собираемых вкладов как собственный бизнес, так и операции, которые должны вызывать крайне пристальное внимание правоохранительных и контролирующих органов. Ведь львиная доля собранных банком вкладов была в итоге выведена из страны (в том числе и через валютные спекуляции). Поэтому отвечать по его обязательствам, весьма вероятно, придется в итоге государству, а расплачиваться — налогоплательщикам.
Предусмотренный программой рекапитализации и согласованный с Международный валютным фондом оптимальный «мирный» сценарий решения проблемы (постепенный выход банка на выполнение всех нормативных требований) оказался под серьезнейшей угрозой срыва.
Главная его проблема не столько в объемах кредитов или резервов, сколько в залогах (а точнее, в их фактическом отсутствии). Это признает и руководство банка, отмечая, что основной способ улучшения капитализации финучреждения — работа с залогами. Однако по определенному регулятором сценарию трехлетней докапитализации «ПриватБанк» продвигается с огромным трудом — корпоративный кредитный портфель не сокращается, дебиторская задолженность от юридических лиц растет, резервы под обесценивание кредитов на стабильно низком уровне.
Из первоначально выставленного его собственникам требования привести в соответствие нестыковки в балансе на 138-141 млрд грн пока были предоставлены залоги на 31 млрд, из которых аудиторы верифицировали 26 млрд грн, в результате чего для приведения нормативов в норму необходимо закрыть еще около 105-110 млрд грн «хвостов».
Интересно, что в тексте все еще действующей программы МВФ весьма детально — на двух страницах — описана процедура национализации единственного негосударственного системного банка — «Привата». Кроме того, в документе предусмотрена возможность выпуска правительством государственных облигаций для докапитализации банков и поддержки Фонда гарантирования вкладов физических лиц на 166 млрд грн, причем на уже уходящий 2016 год. Следовательно, факты свидетельствуют о неслучайности указанных формулировок (к тому же 13 пункт меморандума, о котором, идет речь, готовился не украинской стороной, а экспертами МВФ).
Безусловно, из вышеуказанной суммы необходимо вычесть объемы выпуска гособлигаций для докапитализации государственных «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» в целом на 14,3 млрд гривен. Еще 16 млрд грн Госбюджет-2016 предусматривал для поддержки ФГВФЛ. Оставшиеся 135,7 млрд грн, получается, зарезервированы для единственного оставшегося системного учреждения, которое, в случае чего, обязано поддерживать государство из-за угрозы развала всего финансового сектора, то есть для «ПриватБанка». Все это свидетельствует о том, что у составителей меморандума сложился альтернативный взгляд на его текущую деятельность и совсем иная оценка масштаба проблемы.