Черная пятница 2018: кто в Украине делает честные скидки и как дурят покупателей
До самого крупного в мире сейл-марафона Black Friday («черная пятница») осталось всего две недели. 24 ноября массовые распродажи и скидки до 90% обещают многие магазины крупных мировых брендов, электроники, в том числе в интернете. Впрочем, эксперты скептически оценивают эти украинские распродажи, называя их манипуляцией доверчивыми покупателями. «Вести» разузнали, где и какие скидки смогут поймать украинцы в «черную пятницу».
В фаворе — спорттовары, одежда и техника
Интернет-супермаркет Rozetka и «Цитрус» традиционно готовят покупателям сюрпризы. Но о размерах скидок обещают сообщить только за несколько дней до даты. Интернет-магазин брендовой одежды «Модна Каста» обещает скидки до 70%, однако отметим, что и в обычные дни этот онлайн-маркет громко заявляет о скидках на избранные бренды — до 70% и даже 90%, однако вся соль предложения — в приставке «до», скидки могут быть всего 10–20%.
Брендовые магазины в крупных ТРЦ готовят в среднем понижения на 30%, в некоторых бутиках планируется известная система снижения цен: на две единицы товара — 15% скидки, на три — 30%.
Также в тренде конкурсы накануне «черной пятницы». Условием участия будет покупка товара на конкретную сумму и регистрация чека у продавца. А уже 24 ноября среди участников будут разыграны скидки на покупки и товары
PR-директор ТРЦ «Гулливер» Татьяна Атаджанова рассказала, что традиция отмечать «черную пятницу» в ТРЦ за три года прижилась настолько, что условия честных распродаж даже стали прописывать в договорах с арендателями. «Скидки в этом году будут у нас во всех магазинах от 30 до 70%. Некоторые арендатели, например, Андре Тан, выставляют старые коллекции по цене -80% от стоимости. На новую коллекцию скидки тоже у него не менее 20%. Обычно ажиотаж в «черную пятницу» — к концу дня, но вот в спортивные магазины очередь собирается под ТРЦ еще до открытия. New Balance традиционно уже несколько лет делает скидку -50% на все», — сказала «Вестям» Атаджанова.
Помимо одежды, быттехники и гаджетов со скидками предлагают и развлечения. «В минувшем году в честь «черной пятницы» мы устроили распродажу фильмов, и украинские пользователи на протяжении выходных смогли легально посмотреть больше сотни фильмов со скидкой до 80%. Повторять формат в этом году или предложить что-то новое — пока думаем», — сказали нам в онлайн-кинотеатре MEGOGO.
А вот в книжных магазинах, ночных клубах, салонах красоты и ресторанах скидок ждать не стоит, показал обзвон «Вестей». «Скидки для рестораторов давно стали моветоном. Здесь совсем другой принцип ведения бизнеса. Нет залежей продуктов, от которых нужно выгодно избавиться, а завлекать аудиторию разовой скидкой бессмысленно», — объяснила нам президент Ассоциации ресторанов Украины Ольга Насонова.
«Реальных скидок нет»
Эксперты уверены: реальных распродаж в Украине практически нет. «Если кто-то хочет действительно купить по хорошей цене одежду, то нужно ехать в магазины за границей — в Италию, Францию, Арабские Эмираты. У нас никогда не бывает реальных распродаж. При той высокой марже, которая делается на товары у нас на рынке, даже минус 50–80% от их стоимости — это цена все равно завышенная, — рассказывает «Вестям» директор украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. — Существенная разница между Украиной и, например, США — в конкурентности. У нас заработок строится на единице, а не на объемах. Считают, что лучше поставить наценку 500% и продать одну вещь задорого, чем десять — по нормальной цене. А еще за несколько недель до праздника цены торговцы постепенно поднимают, а потом яркими баннерами зазывают».
Некоторые не утруждают себя даже переоценкой ценников, а просто указывают на наклейке стоимость выше, ее перечеркивают и под ней пишут старую цену — это сплошь и рядомАлександр Дорошенко
По его словам, есть категория покупателей, которые готовы купить товар только со скидкой: «На них и рассчитаны такие маркетинговые акции».