Черный ворон, я не твой: зачем было задерживать Антона Шевцова
Вся история с бывшим начальником полиции Винницкой области уместилась в одну неделю. В понедельник, 14 марта, он был уволен с должности после информационной волны, поднявшейся в социальных сетях, 17-го его задержала Служба безопасности Украины в рамках уголовного производства по подозрению в государственной измене. В воскресенье вечером суд, не избрав за трое суток меры пресечения, отпустил Шевцова на свободу. Можно считать, что инцидент исчерпан. Тем более что на следующий день, 21 марта, другой суд – в Донецке Ростовской области РФ – должен был объявить приговор Надежде Савченко и это главное событие способно переключить все внимание общества от второстепенных новостей в нужном направлении
Мы не первый раз наблюдаем, когда скандал, спровоцированный отдельными общественниками и раздутый СМИ, приводит к отставке чиновника – вышестоящее начальство удовлетворяет его заявление об увольнении по собственному желанию, и о нем все забывают. Здесь же все было наоборот. Нет, не в том смысле, что пресса раскопала компрометирующую информацию, а социальные сети и отдельные активисты ее подхватили, в итоге человек потерял место на государственной службе.
Дело в том, что в известной цепочке появился новый участник, не имеющий прямого отношения к ситуации, – это СБУ. Спецслужба подняла случай бытового сепаратизма до уровня государственной измены, но не смогла довести дело до конца, и суд расставил все по местам.
«В связи с истечением срока рассмотрения ходатайства следователя СБУ о применении меры пресечения – оставить его без рассмотрения», – постановил судья Винницкого городского суда Юрий Колбаса.
Всем спасибо, все свободны.
Шевцов, который на протяжении судебного заседания неоднократно жаловался на здоровье, почувствовав прилив сил, чуть ли не растолкал врачей скорой помощи, дежуривших в зале суда, вышел на улицу, сел в ожидавший его черный джип и был таков.
Можно рассматривать освобождение Шевцова как следование общей тенденции: за последнее время из-под стражи были освобождены такие фигуранты громких дел, как бизнесмен Геннадий Корбан, народный депутат Игорь Мосийчук, пасынок Дмитрия Фирташа Сергей Калиновский, полицейский Сергей Олийнык, руководитель гражданского корпуса «Азов-Крым» Станислав Краснов. А также суд смягчил меру пресечения Андрею Медведько и Денису Полищуку, подозреваемым в убийстве Олеся Бузины.
Мы наблюдаем, как на фоне возрастающего народного недовольства действиями органов власти, ответственных за борьбу с коррупцией, множатся призывы к более решительным действиям со стороны судов, прокуратуры, МВД и СБУ. В ответ общество получает от государства недвусмысленный ответ: всем спасибо, все свободны.
Не только ни одно дело по обвинениям чиновникам из окружения Виктора Януковича не доведено до суда. Общество не смогло дождаться ни одного судебного процесса по «героям нашего времени».
При этом и Шевцову, и Краснову СБУ выдвигала обвинения по статьям, которые хотя и предусмотрены Уголовным кодексом, но имеют политический характер: звучали слова «терроризм», «сепаратизм». На выходе – пшик.
Известно, что сотрудники СБУ не лишены коммерческих талантов – служба имеет десятилетний опыт вымогательства. Не поддается подсчету, сколько было обещаний отлучить СБУ от бизнеса, сколько реформ спецслужбы проводилось под этими лозунгами еще задолго до того, как очищение власти и прозрачность деятельности не стали разменной монетой в политической игре.
Результат мы видим на примере того же Шевцова.
После того как был опубликован документ, из которого следует, что в результате проверки кандидата на должность начальника полиции Винницкой области СБУ не нашла в его биографии и служебной деятельности никаких препятствий для высокого назначения, Шевцов был задержан сотрудниками спецслужбы на границе с Беларусью с авиабилетом до Москвы. Ему инкриминировали государственную измену (ч. 1 ст. 111 Уголовного кодекса), а 19 марта предъявили подозрение в государственной измене.
Пресс-служба СБУ уточнила, что речь идет о предварительной квалификации действий подозреваемого и в ходе следствия против Шевцова могут быть выдвинуты обвинения по другим статьям Уголовного кодекса.
С началом суда по избранию меры пресечения Шевцову складывалось впечатление, что СБУ готова взять свои слова обратно и ее представители не меньше подозреваемого заинтересованы в скорейшем завершении истории, которая чем дальше, тем больше начинала походить на скверный анекдот.
На поверхности только одно объяснение рвению, проявленному СБУ, – это публикация Шевцовым на своей странице в Facebook копии документа, который свидетельствует об отсутствии к нему претензий. Спецслужба не нашла информации, подтверждающей его причастность к «деятельности, направленной на нарушение территориальной целостности и неприкосновенности Украины, насильственное изменение и свержение конституционного строя или на захват государственной власти, а также к участию в не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формированиях т. н. ДНР/ЛНР и террористической деятельности».
Получается, после того как социальные сети разожгли пожар скандала из фотографий в личных аккаунтах Шевцова и его жены, он сам невольно подлил масла в огонь публикацией справки, выданной СБУ. И, кроме внутривидовой борьбы в спецслужбе, попыток сместить неугодного сотрудника при помощи подвернувшегося случая, других причин мы не находим.
Источник: politeka