Что спасет гривну от обвала этой весной

В феврале НБУ по чайной ложке отмерял валюту для удовлетворения спроса на межбанковском рынке. Но спрос по-прежнему превышал предложение. Курс гривны продолжает падать

Весь февраль гривна теряла в цене, обесценившись в результате до 27,2 грн за один безналичный доллар. Так, к концу месяца за вечнозеленую валюту стали давать на 1,4 грн больше, чем в начале. Котировка наличного доллара поднялись до 27,45 грн. Как мы писали в предыдущем обзоре, гривна попытается найти понятные ориентиры в экономике и политике. Увы, национальная валюта новых ориентиров явно не нашла, а предыдущие частично потеряла. НБУ выпустил в свет очередной невнятный комментарий, не заботясь о доходчивости объяснений и возможности оценить их правдивость. Общие фразы регулятора вроде «сезонный спад деловой активности», «политическая нестабильность», увы, не дают нам никаких представлений в деньгах и сроках, доколе сей бардак будет продолжаться. Разберемся с этим сами.




Правда — в цифрах


Помесячное сравнение торгов межбанковского валютного рынка показывает, что объемы продаж долларов США января-февраля 2016 года на 21% меньше аналогичного периода прошлого года. В январе текущего года было продано на 1 млрд 200 млн долл. меньше, чем в прошлом году, а в феврале — на 770 млн долл. меньше. Причем, если в прошлогоднем феврале Нацбанк всего три раза выходил с продажей валюты, а объем заявок на ее покупку составлял лишь 30 млн долл., то февраль 2016 года собрал заявок уже на 363 млн долл., количество выходов регулятора — 8, продано валюты на 216 млн долл. Таким образом, около 4,7% всей проданной за февраль валюты — это интервенции НБУ.

Учитывая закрытость статистики Нацбанка, ручной характер допуска заявок для участия в аукционе, невозможно объективно оценить, были ли распродажи валюты рыночными, или же формальным оформлением сделки на межбанке по покупке валюты государственными корпорациями вроде «Нафтогаза» или «Энергоатома», а то и просто необходимость выпустить из страны нужных людей с валютой. По оживлению февральских торгов видно, что деловая активность начинает повышаться по сравнению с январским провалом. Но предложения пока недостаточно, чтобы удовлетворить спрос, да и объемы меньше прошлогодних. НБУ вынужден скупо по чайной ложке скармливать на межбанк валюту, чтобы сдерживать спрос, при этом жадно экономя золотовалютные резервы.



Экспорт продолжает ужиматься

Статистика торгов на межбанковском валютном рынке за последние два года прямо указывает на болезненное состояние украинского экспорта, который продолжает угасать. Меньше торги — скромнее выручка. А начало 2016 года еще и совпало с очередным витком торговой войны с Россией, блокировкой транзитных перевозок. Как заявила на заседании Генерального совета ВТО в Женеве торговый представитель Украины Наталья Микольская, это снизило наш экспорт на 80% в страны Средней Азии, Кавказа, Китай и Монголию. И хотя есть надежда на возобновление транзитных перевозок, февраль прошел под акцией блокады российских фур в Украине и украинских в России. Для перевозчиков такая ситуация — сплошные убытки. Для отправителей — неполучение выручки за отправленный, но не доставленный товар.

Гривна — заложник политики

То, что чиновники называют расплывчатым выражением «политическая нестабильность», в деньгах отображается как недополученные средства: инвестиции в страну не идут, кредиты тоже. Ладно, с инвестициями понятно — пока в Украине война, очередей из инвесторов все равно не будет. Разве что единичные случаи. Но такой рисковый институциональный инвестор, как МВФ, «помощь в последней инстанции», уже вложивший в нашу страну десятки миллиардов долларов, вдруг стал тянуть с выдачей очередной порции денег. А тут к гадалке не ходи — не будет очередного транша, гривне долго не продержаться.

Для МВФ важно, чтобы подписанный с ним договор выполнялся. А для этого необходимо сочетание нескольких факторов: поддержка депутатами правительства и выполнение последним взятых на себя обязательств. Сам по себе даже идеальный Кабмин в одиночку не в состоянии выполнить требования кредиторов — деньги-то выдаются под определенные структурные изменения экономики (реформы). Роль парламентариев создать условия (законы), а правительства — их внедрять и выполнять, как и положено исполнительной власти. Если между двумя ветвями власти возникает конфликт, перерастающий в публичную грызню, понятно, что ожидания кредитора в таких условиях невыполнимы. Можно сколько угодно слугам народа разных ветвей власти на фотокамеры демонстрировать #МИРАЗОМ (хэштэг, введенный на официальной странице НБУ в Facebook в знак якобы солидарности с правительством), но кредиторов лозунгами не обманешь. Тем более — селфи-фотками в соцсетях.

Гривну спасет «договорняк»

Ситуация с подвешенным Кабинетом министров, которому выразили недоверие, но в отставку не отправили, — такая же юридическая уловка, как обозвать войну с Россией АТО. Ведь странам в состоянии войны кредиты не дают, и править в это время Конституцию в демократических странах тоже запрещено. Если бы Кабмин отправили в отставку, то МВФ официально приостановил бы сотрудничество до появления нового правительства, формирования понятного большинства в парламенте, которое поддерживает правительство, и гарантий, что ранее взятые на себя обязательства будут выполняться. С учетом предыдущего опыта международных финансовых доноров, просто бумаге и обещаниям они верить уже не станут. Следовательно, затребуют внеочередного отчета о проделанной работе, в том числе по борьбе с коррупцией и реформам управления. Получат, естественно, «липу» — устроят публичную порку, которую на языке дипломатии назовут: «выразили неудовлетворение проведенной работой» и «озабоченность темпами проведения реформ». В результате — денег не дадут, а поставят условия: вечером стулья (реальные результаты), утром деньги. С учетом скорости движения внутренних шестеренок такой мегабюрократической машины, как МВФ, и горлопанно-барыжного поведения депутатов с поправкой на их четко выраженный шкурный интерес, вопрос выделения столь ожидаемого транша растянется на год. Это все при условии: без роспуска парламента. С перевыборами — все еще хуже. Даже не буду прогнозировать — полная «Пустошь Смауга» с орками, гоблинами, гномами и магами. Поэтому задача, которую сейчас решает президент, — технично слить правительство, не дав МВФ юридической возможности (официально) включить ручной тормоз. Неофициально Украина и так поставлена в режим ожидания, но это не формальная процедура, а значит, всегда можно договориться. Это как раз тот редкий положительный случай, когда «договорняк» внутри парламента совместно с «договорняком» с кредитором может спасти гривну от резкого соскальзывания вниз. Остается только надеяться.

racurs

 

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий