Что стоит за грядущим повышением тарифов на электроэнергию
НКРЭКУ пытается использовать конкурсы по продаже облэнерго в 2017 году как оправдание очередного ценового скачка.
Сообщает портал «АНТИКОР» со ссылкой на СМИ.
Как и ожидалось, Фонд госимущества перенес конкурсы по продаже последних, оставшихся в собственности государства, шести энергопоставляющих компаний на следующий год. Минувшей осенью Украина к продаже контрольных пакетов акций «Запорожье-», «Харьков-», «Николаев-», «Хмельницк-» и «Черкассыоблэнерго», а также 50,99% акций «Тернопольоблэнерго» оказалась неготовой.
В поисках правил игры
В первую очередь государство не успело подготовить для возможности эффективных продаж необходимое законодательное и регуляторное поле, не внедрило методику стимулирующего тарифообразования для региональных монополистов-энергопоставщиков, не решило, что делать с миллиардными долгами энергорынка и как обеспечить 100-процентные расчеты за электричество.
Впрочем, есть надежда, что уже в первой половине 2017 года обстановка для проведения аукционов окажется более благоприятной.
Во всяком случае, 23 ноября президент Петр Порошенко подписал закон о независимом статусе НКРЭКУ, а в феврале-марте 2017 года Верховная Рада может принять во втором чтении законопроект о рынке электрической энергии Украины. Это те два базовых документа, которые определяют будущее отечественного энергорынка и его регуляторного органа в лице Нацкомиссии. Потенциальные инвесторы, таким образом, смогут получить хоть какое-то представление о правилах игры в энергетической отрасли.
Речь пока идет не о всех энергопоставляющих компаниях, а только о тех из них, которые успеют к этой дате выполнить надлежащие условия. В частности, лицензиат должен провести оценку регуляторной базы активов, полностью погасить или реструктурировать долги перед ГП «Энергорынок», а также подтвердить способность придерживаться стандартов качества передачи электроэнергии, включая нормативы количества отключений. В условиях отечественной энергетической отрасли это не так уж и мало.
По-настоящему к переходу на RAB-регулирование сегодня готовы далеко не все облэнерго, а только та часть приватизированных компаний, которая готовилась к новой методике еще в 2013 году, но так и не смогла на нее перейти из-за моратория экс-премьера Николая Азарова на повышение энерготарифов.
Что касается государственных «облов», которые должны быть проданы на конкурсах в 2017 году, они перейти на RAB-регулирование до 1 июля вряд ли успеют, если даже конкурсы и состоятся. Дело в том, что переоценка активов в энергопоставляющей компании – процесс достаточно длительный. Только на инвентаризацию оборудования, которое состоит из 30-60 тысяч единиц наименований, необходимо полгода. В целом же переоценка активов в облэнерго занимает около полутора лет и требует отвлечения усилий множества инженеров и экономистов. И это даже в частных энергокомпаниях, которые в программно-техническом смысле гораздо более развиты, чем государственные.
Именно по этой причине в 2016 году никто в тех шести облэнерго, которые будут выставлены на аукционы, приступать к переоценке активов с целью перехода на стимулирующие тарифы и не пытался. Процесс решили возложить на будущих частных собственников. Тем более, что для самих потенциальных покупателей энергообъектов не столь важно, переведут их компании на стимулирующие тарифы годом раньше или годом позже. Инвестора в первую очередь интересуют стабильность и предсказуемость правил игры в отрасли, а также возможность долгосрочного бизнес-планирования своей деятельности.
Удар по карманам потребителей
Не так важна для инвестора и сама ставка доходности на активы в рамках RAB-регулирования, которая сейчас служит основным предметом споров в дискуссиях об условиях приватизации и которая повлияет непосредственно на уровень повышения энерготарифов. Главное для участников конкурсов – чтобы эту ставку доходности не пересматривали и не отменяли задним числом, что в украинских условиях вполне вероятно. Причем чем выше ставка – тем выше риск ее пересмотра.
Тем не менее Дмитрий Вовк твердо придерживается мнения, что ставка доходности на базу переоцененных активов облэнерго должна соответствовать средней ставке доходности на капитал в стране, и называет цифру 19%. Речь идет о единой ставке доходности как на старую, так и на новую базу активов. Позиция главы Нацкомиссии ранее была отражена в соответствующем проекте постановления регулятора, опубликованном 29 июня. Этим документом НКРЭКУ предложила увеличить ставку на новую и на старую базу активов соответственно с 14,79% и 5%, утвержденных еще в 2013 году, до единых 19,11%.
Позже, в ходе парламентского круглого стола по энергоприватизации, прошедшего в октябре, председатель НКРЭКУ заявил, что денежная выручка от продаж облэнерго будет напрямую зависеть именно от размера ставки доходности и может колебаться от 7 до 30 млрд гривен.
Впрочем, у большинства украинских экспертов подобные прогнозы вызвали лишь усмешку в силу вышеописанного фактора неопределенности законов, правил и чиновничьих настроений в Украине. Более того, специалисты отрасли, включая даже представителей самих облэнерго, считают ставку в 19,11% неоправданно завышенной и в целом нежелательной как для самих энергокомпаний, так и для их потребителей.
Также согласно расчетам Ассоциации, применение ставки 19,11% к старым активам вместо 5% может привести к увеличению годового тарифного дохода всех облэнерго на 20,6 млрд грн при прогнозной стоимости их переоцененных активов 120 млрд грн. Это повлечет за собой в общем итоге рост розничной цены электричества для небытовых потребителей при переходе к RAB-регулированию на 35%.
«Такое стремительное повышение тарифов станет не только предметом политических спекуляций, но и в целом дискредитирует идею стимулирующего регулирования в обществе, что приостановит его внедрение», – говорится в письме.
Кроме того, энергопоставляющие компании, при ставке доходности 19,11% на старые активы, просто не смогут в ближайшие 2-3 года освоить полученные деньги в своих инвестиционных программах в силу ограниченных возможностей подрядчиков и поставщиков оборудования, отсутствия отработанных проектных решений, а также по причине режимных и системных ограничений при проведении реконструкций в электросетях.
Схожее с ЭАУ мнение высказал в беседе с Forbes и представитель одной из консалтинговых компаний, работающей в электроэнергетической отрасли.
«Если исходить из классической теории RAB-регулирования, ставка доходности как на новые, так и на старые активы облэнерго должна действительно соответствовать 19%, поскольку она учитывает все риски инвесторов. Однако изначально RAB-регулирование готовилось для западных компаний, которые были переинвестированы. В Украине же одномоментное введение такой ставки для облэнерго, которые сейчас находятся на голодном пайке, приведет к скачку розничных тарифов на 30-40% и к увеличению размера инвестпрограмм с нынешних 2-3 млрд грн до, предположим, 30 млрд грн. Ни энергокомпании, ни национальная экономика не готовы к такому повышению», – считает источник, по мнению которого, ставка 5% доходности на старые активы на первом 3-летнем этапе стимулирующего тарифного регулирования вполне достаточна.
Председатель ЭАУ Василий Котко при этом предлагает поэтапное повышение ставки на старые активы в разные регуляторные периоды с 5% до 7%, 9% и 10-11% с соответствующим снижением ставки на новые активы с 19% до 17%, 14% и 10-11%.
Позицию экспертов поддерживают и некоторые народные депутаты. «Такое впечатление, что у нас выбрали самые жесткие ставки для потребителя в мировой практике», – говорит председатель подкомитета по электроэнергетике парламентского комитета по ТЭК Лев Пидлесецкий.
К сказанному остается добавить слова партнера департамента корпоративных финансов компании Deloitte Артура Огаджаняна, который 9 декабря на круглом столе по приватизации в парламенте заявил: «Никто из иностранных инвесторов не придет на аукционы по шести облэнерго – они не видят единых и неизменяемых правил игры». И если прогноз господина Огаджаняна сбудется, возникает риторический вопрос: а для кого, собственно, затевается ставка в 19,11%, которая не нужна ни потребителю, ни самим облэнерго?