Что значит блокировка сайтов РФ для бизнеса и рядовых украинцев
Украинских провайдеров уже обязали технически подготовится к отключению российских веб-ресурсов. Бизнесу теперь придется пересмотреть площадки, планы и бюджеты для общения со своей аудиторией, а простые украинцы озадачены поиском альтернативных программных решений.
Как рассказали UBR.ua эксперты, социальные сети — это даже не вершина айсберга, это лишь маленькая «побочная часть». А основной удар придется по российским производителям программного обеспечения.
К примеру, Яндекс является крупным производителем ПО, а не только владельцем сервиса «Карты». То же самое касается Mail.ru Group, которая в первую очередь, многопрофильная софтверная компания, а не почтовый сервис, как считает большинство пользователей.
Кроме того, будет ограничена деятельность в Украине российских системных интеграторов, которые до сих пор оставались полноценными игроками на нашем IT-рынке и, хоть и изредка, но продолжали поставлять софт и аппаратное оборудование украинским компаниям-заказчикам.
По оценке главы Интернет-ассоциации Украины Александра Федиенко, на техническое обеспечение и дополнительный персонал украинским провайдерам необходимо будет потратить в целом порядка $1 млрд.
Блокировки предлагается осуществить по доменным именам второго и третьего уровня, а также в некоторых случаях по URL. Это означает, что провайдеры, если и будут проводить блокировки, то только исключительно в рамках списка доменных имен в решении. Например, так как в решении нет доменов <drweb.ua> и <Kaspersky.ua>, то доступ к этим ресурсам ограничен не будет.
Сложнее ситуация с социальными сетями и сервисами Яндекс. Вероятно, переход на новые домены с технологической точки зрения не будет настолько прост. Но тут вопрос в другом: с какими ресурсами были синхронизированы сервисы Яндекс и что начнет «ломаться» или не работать в украинских сегментах интернета, рынка электронной коммерции после блокировок (те же Яндекс.Деньги, например).
Как рассказали в Лаборатории Касперского, сертификаты, предоставляемые продуктам компании, означают, что те могут использоваться для обеспечения IT-безопасности государственных органов и бизнеса, и санкции не окажут существенного влияния и на них.
Есть лазейки и для Mail.ru, говорят эксперты.
«Если внимательно читать указ, то санкции применены к компании Mail.Ru Group, то есть речь идет о блокировке их сервисов в целом. Теоретически компания может дать права на доступ к ним другому юрлицу, и создать «зеркала» своих сайтов», — отметил IT-эксперт Виктор Валеев.
К тому же международная практика применения блокировок свидетельствует о том, что такие ситуации лишь приводят к поиску новых способов обхода запретов. В том числе, и самими пользователями. Самый простой вариант, скачать браузер «Тор» с помощью которого можно просматривать заблокированные сайты.
Активными пользователями российских соцсетей является и украинский бизнес. Более 10 млн наших соотечественников ходят в российские соцсети, поэтому наши интернет-магазины используют эти площадки как инструмент для работы с клиентами и партнерами. Для малого бизнеса, который часто не имеет собственного сайта, группы и страницы в социальных сетях являются едва ли не основным каналом продаж.
Так, часть интернет-магазинов перейдет за своими клиентами в Facebook и другие сервисы, говорят эксперты, а те, которые там были представлены ранее, будут агитировать пользователей переходить на свои площадки. Произойдет перераспределение трафика, ведь украинцы начнут проводить больше времени на других сервисах.
Поэтому украинским предпринимателям, которые ориентируются на продажи в социальных сетях придется пересмотреть стратегию взаимодействия с аудиторией.
«Посетители, которые переходили на наш сайт с сервисов Яндекса и mail.ru «генерили» нам совокупно не более 5% реальных продаж. Думаю, пользователи «перетекут» в другие поисковые службы. Но зато более 25% подписчиков в нашей базе использовали сервисы yandex и mail.ru для почты. Но думаю, все быстро освоят разные службы VPN, особенно молодая аудитория Вконтакте», — говорит управляющий партнер интернет-магазина F.ua Дмитрий Покотило.
Иначе дело обстоит с ресурсами для бизнеса, в частности, с программой 1С для предприятий, которая за последние 20 лет по факту стала монополистом в данном направлении.
С одной стороны, под санкции попали юридические лица (в том числе дистрибьюторы в Украине), а не сам продукт. С другой — санкции предусматривают блокирование активов и деятельности таких юрлиц, и на данный момент трудно предположить, как это повлияет на работу продуктов 1С в Украине.
«Хорошо, если у автора данных санкционных документов есть идеи, как бизнесу безболезненно «уйти» от 1С, к которой привыкли также и фискальные органы, и какая есть альтернатива. Если таких идей нет, то, наверное, пользователям придется самостоятельно подыскивать замену (например, SAP), или же довериться компании «1С», которая заявляет, что введение санкций не повлияет на обслуживание программных продуктов для бухгалтерского учета», — отметила в разговоре с UBR.ua старший юрисконсульт SBT Systems Ukraine Елена Талалай.
Стоит также отметить, что в первую очередь указ касается ограничений экономико-хозяйственной деятельности компаний, но он не запрещает использование ранее приобретенных продуктов.
Например, Яндекс не сможет продавать рекламу, поэтому они будут вынуждены уйти с рынка, так же и «1С».
По словам экспертов, сегодня быстро заменить продукты «1С» нечем, так как среди аналогов есть только нишевые более дорогие решения, которые не по карману среднему и малому бизнесу.
«Например, мы как поставщик видим, что у Microsoft есть промышленные системы, которые смогут прийти на замену «1С». Хотя цена этих решений выше, но и функционал значительно шире. Что касается продукции компании «Парус», то мы думаем, что увидим довольно быструю замену этого ПО, поскольку ранее государственные органы пользовались продуктом этого производителя довольно активно», — говорит Иван Сидоренко.