Десять міфів про субсидії
«Коммуналка» постоянно дорожает. В этих условиях все больше семей не способны оплачивать по высоким тарифам самостоятельно, поэтому вынуждены обращаться за субсидией.
По прогнозам, в новом отопительном сезоне в государственной поддержке для оплаты ЖКУ будут нуждаться не менее 7 – 8 миллионов семей, то есть каждое второе домохозяйство. Нередко среди населения распространяется немало слухов о том, как назначают субсидию.
Развенчать основные мифы газета «Экспресс» попросила начальника отдела льгот, социальных пособий и компенсационных выплат управления соцзащиты горсовета Лесю Дронь.
Миф первый. Хлопот с оформлением субсидий много, а на самом деле она может составлять ничтожную сумму.
С мая 2015 назначения жилищной субсидии максимально упрощено. Для получения субсидии необходимо заполнить заявление о назначении жилищной субсидии и декларацию о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии. Заполненные документы следует подать в орган социальной защиты по месту регистрации или прислать по почте или в электронной форме с использованием, в частности, электронной цифровой подписи. Сейчас, с помощью портала госуслуг iGov.org.ua сделать это стало еще проще.
Субсидия рассчитывается как разница между размером платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и объемом обязательного процента платежа. Обязательная доля платы за услуги является индивидуальной для каждой семьи и зависит от ее дохода, количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении и которым начисляется плата за услуги. Чем выше (ниже) доходы семьи, тем больше (меньше) семья будет платить за услуги.
Миф второй. Субсидию не предоставляют, если в домохозяйстве зарегистрированные безработные трудоспособного возраста.
Трудоспособным гражданам, которые не работают (не учатся, не стоят на учете в службе занятости), назначается жилищная субсидия. Однако для назначения субсидии с 1 мая этого года в совокупный доход этих граждан включают доход на уровне двух прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц (в настоящее время это 2 900 гривен).
Миф третий. Нужно использовать газ, воду и другие коммунальные услуги в полном объеме, на которые назначена субсидия, иначе ее перестанут предоставлять.
Граждане, которым назначена субсидия, обязаны ежемесячно оплачивать фактически потребленной услуги. В случае, когда стоимость фактически использованной услуги меньше, чем обязательная доля расходов на оплату этой услуги, граждане платят ее фактическую стоимость.
Миф четвертый. Субсидию не предоставляют, если при проверке деклараций выясняется, что люди имеют в собственности несколько квартир или машин.
Это не является причиной для отказа в предоставлении субсидии. Граждане могут иметь в собственности несколько квартир (жилых домов), но получат субсидию только на одно жилое помещение (жилой дом) – по месту регистрации. Единственная преграда для назначения субсидии – приобретение дорогостоящих товаров, оплата услуг (кроме медицинских) на сумму, превышающую 50 тысяч гривен за прошлый год.
Миф пятый. За ошибки при заполнении декларации придется возвращать субсидии.
Предоставление ранее назначенной субсидии прекращается, если гражданин скрыл или сознательно подал недостоверные данные о доходах (не указал один из видов доходов) и имущественное положение, повлиявших на установление права на субсидию, в результате чего ему была излишне перечисленная сумма субсидии – с месяца, в котором выявлено нарушение.
Заполняя заявление и декларацию, граждане должны указывать полную, достоверную и правильную информацию, ничего не скрывая (в частности, доходов). Информацию о доходах граждан органы социальной защиты получают в Государственной фискальной службе. Если выяснится, что при обращении за назначением субсидии граждане подали недостоверную информацию, которая повлияла на право семьи на субсидию, то, к сожалению, такая семья должна вернуть полученную субсидию. Однако если, подав недостоверную информацию, семья все-таки имела право на субсидию, а ее размер завышен, то орган социальной защиты с учетом вновь открывшихся обстоятельств (например, новая информация о доходах) проведет перерасчет субсидии. При этом возврату подлежит только чрезмерно предоставленная субсидия.
Миф шестой. Субсидии не предоставляют, когда есть задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Наличие задолженности по оплате ЖКУ не влияет на назначение субсидии. Это дает возможность семьям, имеющим задолженность, оформив субсидию, не накапливать новых долгов. Однако в случае назначения жилищной субсидии граждане должны платить свою долю платы, а также по возможности платить задолженность, которая образовалась до момента назначения жилищной субсидии.
Миф седьмой. Для оформления субсидии нужно указывать проценты от депозита как один из видов дохода.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления жилищных субсидий в совокупный доход не учитывают доходы от размещения депозитов. Минфин действительно проводит верификацию (проверку) доходов получателей жилищных субсидий. Результаты проверки подают органам социальной защиты, которые назначали субсидию для анализа. Если окажется, что граждане подали недостоверную информацию, которая повлияла на право на назначение субсидии, то граждане обязаны вернуть субсидию.
Миф восьмой. Оформление субсидии в будущем может помешать продаже квартиры или дома помешает оформить наследство.
Такие мысли беспочвенны. В Порядке назначения и предоставления жилищных субсидий четко установлено, что субсидия является безвозвратной и ее предоставление не влечет за собой изменения формы собственности жилья.
Миф девятый. Граждане потеряют субсидию, если будут покупать валюту.
Покупка валюты не указана в перечне стоимостных покупок, осуществление которых лишает права на получение жилищной субсидии.
Миф десятый. Субсидию не назначают родителям-пенсионерам, в доме которых зарегистрированы совершеннолетние дети, которые проживают в другом месте.
Субсидия назначается одному из зарегистрированных в жилом помещении лиц. Если совершеннолетние дети зарегистрированы в жилом помещении с родителями, но фактически не проживают с ними, предоставление родителям субсидии (без учета детей) возможно на основании решения соответствующей комиссии. При этом плата за услуги начисляется только на тех лиц, которые зарегистрированы и фактически проживают в жилом помещении (без учета детей, не проживающих). Доходы детей, не проживающих и на которых не начисляется плата за услуги, не включают в совокупный доход лиц (семьи), которые зарегистрированы и проживают в жилом помещении и которым предоставляется субсидия.