Дорожная реформа: что нового ждет водителей, пешеходов и велосипедистов

Дорожная реформа: что нового ждет водителей, пешеходов и велосипедистов
Новую редакцию законопроекта «О дорожном движении и его безопасности» утвердили больше недели назад. Она предусматривает серьезные изменения правил и условий дорожного движения, в частности для водителей, пешеходов, велосипедистов, словом для всех участников движения.

После того как этот законопроект пройдет процедуру рассмотрения в Верховной Раде, начнется подготовка ко второму этапу – внесение изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, рассказал в комментарии сайту «24» Владимир Караваев, правозащитник, эксперт по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения, один из разработчиков этого законопроекта.




Отметим, этот проект закона, который в СМИ назвали «Дорожной конституцией», направленный на комплексное реформирование сферы дорожного движения, документ достаточно объемный и абсолютно все нововведения охватить не удастся – это почти 100 страниц различных положений, плюс приложения и иллюстрации . Мы предлагаем вам ознакомиться с ключевыми.


Для чего это надо?

Собственно основным законом в сфере дорожного движения и его безопасности в настоящее время является Закон «О дорожном движении», который действует еще с 1993 года. Современная редакция Правил дорожного движения – с 2001 года. Хотя изменения в эти документы вносились много раз, эксперты утверждают, что они не соответствуют требованиям современности, содержат противоречия, некоторые положения дублируются – поэтому нуждаются в изменениях. Цель же нового законопроекта – благодаря адаптированным под современные условия дополнениям повысить безопасность дорожного движения, и, что не менее важно, приблизить «дорожное» законодательства к европейским нормам.

«Правила дорожного движения, которые сегодня используют, были прописаны в далекие времена. Изменения вносились очень много раз, но даже те изменения уже не соответствуют реалиям, которые сейчас есть. А реалии говорят о том, что количество транспортных средств и интенсивность на дорогах увеличились», — отметил Караваев.

Исходя из этого и прописаны новые требования. Еще в 2002 году Европейская конференция министров транспорта определила три основные проблемы в сфере дорожного движения. Первая – водители просто не соблюдают правила дорожного движения, вторая – водители не соблюдают правила дорожного движения, потому что они противоречивы и не всегда понятны водителю. Третья проблема – это неэффективность системы государственного управления и их ресурсов.



«Обязанности государственных органов не прописаны конкретно и получается, что все отвечают за все, а в итоге никто ни за что не отвечает», — добавил эксперт.

Поэтому этот законопроект начинается с того, что изменяет полномочия государственных органов власти, устанавливает новые принципы государственного управления и прописывает конкретные требования для каждого участника дорожного движения. Причем самое главное, что все это основывается на директивах ЕС. То есть, законопроект максимально приближен к европейским нормам и учитывает реальные условия, которые существуют в настоящее время на автодорогах.

Новые Правила дорожного движения

Согласно новым ПДД, за агрессивную манеру вождения будет предусмотрена ответственность. Изменятся правила остановки и стоянки. Полиция сможет проезжать на запрещающий сигнал светофора, обязательно при этом включая специальный звуковой сигнал. Упростится проезд карет скорой помощи и других оперативных служб, но без существенного дискомфорта для других водителей авто. Также некоторые ограничения коснутся автомобилей, не оборудованных ремнями безопасности.

«Основная проблема с водителями – то, что они не пользуются ремнями безопасности и не требуют этого от пассажиров. Поэтому в новом законе среди требований и к пассажирам транспортного средства и к водителям – обязательно пользоваться ремнями безопасности», — отмечает Караваев.

К слову, отделаться лишь оплатой штрафа за нарушение правил ПДД станет почти невозможно. При регулярных нарушениях водителю нужно будет проходить дополнительный медосмотр для того, чтобы подтвердить способность к безопасному управлению автомобилем.

Для велосипедистов

Велосипедисты, как и мотоциклисты смогут пользоваться полосами для общественного транспорта, причем двухколесных отнесут к «уязвимым участникам дорожного движения», и запретят пользоваться средствами связи, навигации, аудио-, фото-, видео устройствами, держа их в руке. Обязательным для велосипедистов, если они будут двигаться по проезжей части, станет шлем.

По сути, отмечает Караваев, к велосипедистам будут такие же требования, как и к водителям. Нетрезвых велосипедистов обещают наказывать и ввести ответственность не только на бумаге, но и наказывать их за нарушение – на уровне с водителями авто.

«Как только велосипедисты попадают на дорогу – становятся такими же участниками дорожного движения, как и все остальные. Вот в чистом поле велосипедист в состоянии алкогольного опьянения – пожалуйста. Как только выезжаешь на автомобильную дорогу – все, действуют правила», — отмечает эксперт по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения.

А еще «двухколесным» запретят выезжать левее половины правой полосы движения проезжей части дороги. Однако будут исключения. Левый поворот на дороге с более чем одной полосой останется запрещенным.

Для пешеходов

Любые требования в новом законопроекте направлены, прежде всего, на сохранение жизни на дороге. Конечно, осталось много старых требований, однако с новыми уточнениями и дополнениями, подчеркивает Караваев. К примеру, рассмотрим случай на дороге: пешеход переходит зебру, держа при этом в ушах – наушники, в руках – плеер да еще и зонт, который значительно ограничивает обзор того, что происходит вокруг.

Новая редакция правил гласит о том, что когда пешеход выходит на пешеходный переход, должен внимательно контролировать ситуацию, несмотря на то, что переходит дорогу в установленном месте. Ведь он полноценный участник дорожного движения и должен соблюдать правила, а за их нарушение отвечать так же, как и водители транспортных средств. То есть в нашем случае, отмечает Караваев, в то время когда пешеход переходит зебру, он не должен, скажем, зонтиком закрывать видимость на дороге.

Честно говоря, такое «положение» ничего кардинально нового не вносит. Ведь до принятия нового законопроекта, было и так понятно, что пешеход полностью ответственен за свою жизнь и смотреть на все стороны – вопрос его безопасности.

Дорожные знаки

Есть только уточняющие моменты, некоторые дорожные знаки и разметки только немного видоизменяются и станут больше соответствовать европейским стандартам. Поэтому водители особых изменений не почувствуют.

Водительские права

Получить их будет сложнее. Несмотря на то, что в правоохранительных органах проводятся реформы, ни для кого не секрет, что сегодня водительское удостоверение можно купить. После того, как законопроект заработает, купить права будет невозможно, отмечает Караваев. Сдача экзамена будет проходить онлайн, а сам процесс будет записывать видеокамера.

По словам эксперта, сейчас никто не несет ответственности за то, что человеку выдается водительское удостоверение. Поэтому в законопроекте предусмотрено перераспределения центров влияния. То есть меньше внимания будет уделяться тому, как человек будет учиться и где, а больше – кто будет делать вывод о ее готовности к безопасному вождению авто. Принимать теоретический экзамен специальные экзаменаторы. Именно они будут нести персональную ответственность за результат и делать выводы относительно способности безопасного вождения того или иного человека.

Кто будет все это контролировать?

Ожидается, что будет создано Национальное бюро безопасности дорожного движения, с небольшим штатом сотрудников, сведущих в современных методиках выявления причин возникновения ДТП и устранения их причин.

В любом случае, чтобы собственными глазами увидеть и убедиться, что изменения на украинских дорогах таки есть, причем в лучшую сторону, безусловно, нужно время. Однако заработает весь этот механизм не так быстро, как хотелось бы. Ведь сам Закон «О дорожном движении и его безопасности» вступает в силу через 6 месяцев со дня его опубликования.

Источник:  dnepr.info

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий