Есть ли разница, в церквях какого патриархата молиться
Мнения представителей Церкви разнятся: каждый трактует проблему посвоему. Одни говорят — можно, ведь молятся все равно Христу, другие — сомневаются. Сегодня своим мнением с «КП» в Украине» поделился управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).
После разрыва евхаристических отношений между Русской православной церковью и Константинопольским патриархатом определенное количество людей рассуждают, мол, какая разница, в церквях какого патриархата молиться. Синод принял решение — и что, сразу благодать исчезла?
Давайте рассмотрим такой пример. Когда кто-то заболел, мы стараемся не общаться с ним близко, чтобы не заразиться. Это нормально для любого адекватного человека. Также обязательна изоляция больного до полного исцеления, так как он может быть распространителем вируса и опасен для окружающих.
Те же законы и в духовной жизни. Когда человек преступает церковные каноны, правила, он автоматически становится распространителем опасного вируса, ведь все духовные болезни тоже заразны. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» — говорит псалтирь.
Как же мы можем разделить с нераскаявшимися нарушителями закона Божия Евхаристическую Чашу, ведь нам следует избегать даже простого общения с ними. Нам и в голову не приходит молиться вместе с инфекционными зараженными, которые находятся в строгом изоляторе.
И как добрая мать защищает своих малых детей от общения с погрязшими в грехе или опасными людьми, так и Мать-Церковь защищает и ограждает своих чад от общения с развратителями и носителями опасных духовных недугов. И как малые дети не всегда понимают и слушают свою родную мать, желающую им добра, так и не все верующие понимают всю опасность, от которой заботливая Церковь их оберегает.
Недоверие и непослушание в обоих случаях могут иметь непоправимые последствия. Желание «духовной свободы» любой ценой ведет в результате к утрате мира душевного и собственному отлучению себя от Церкви. А худшей участи, чем отпадение от Церкви, трудно и придумать.