Где в Украине самые плохие дороги: инфографика, карта, стоимость ремонта
Кабмин решил заняться восстановлением дорог, но денег выделено слишком мало.
В 2016 году на обустройство и ремонт дорог в Украине будет выделено 14,2 млрд грн. Это лишь небольшая часть суммы, которая необходима для поддержания в нормальном состоянии дорог общеукраинского значения. Тем не менее в Мининфраструктуры рады и такому объему финансирования – в прошлом году на ремонт дорог выделили гораздо меньше. Консолидированная сумма включает средства, направленные из шести различных источников — госбюджета, Фонда регионального развития, поступлений, полученных в результате эксперимента на таможне, доходов от бюджетной децентрализации на местах, инвестиционных проектов и международных финансовых организаций. Объемы средств, которые получит каждая область, зависят от активности местных властей и конъюнктурных интересов политиков.
14 млрд на дороги
О выделении серьезной суммы на ремонт и строительство новых дорог было объявлено на заседании Кабинета Министров. «Постановление предусматривает непосредственное выделение из госбюджета Украины 6,5 млрд грн, за исключением средств, которые поступят от международных финансовых организаций. Общий объем из этих источников – из госбюджета, МФО и местных бюджетов – 14,2 млрд грн. Принятие этого постановления означает, что мы запускаем процесс ремонта дорог и выводим технику для их ремонта», – сказал премьер-министр Арсений Яценюк.
На этом же заседании Министерство финансов внесло ряд замечаний к постановлению, в частности о необходимости введения в текущем году независимой системы контроля за качеством проведения ремонтных работ на дорогах. Также Минфин призвал внедрить как минимум десятилетнюю гарантию на проведенные дорожные работы со стороны подрядчика. Эксперты считают, что идею с гарантией реализовать вполне возможно, главное, чтобы за состоянием дорог был надлежащий контроль.
«Да, это реализуемо, — считает транспортный аналитик, экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. — Но в первую очередь важно, чтобы гарантия была не формальной в документах, а реальной, а исполнители работ выполняли свои обязательства. Для этого необходимо привлекать общественность и СМИ».
Приоритетные проекты для обустройства на этот год — участки дорог Киев-Харьков и Киев-Одесса, дороги во Львовском регионе, а также работы по восстановлению дорожной инфраструктуры на контролируемой территории Донецкой и Луганской областей (12 мостов). Тройка лидеров финансирования из госбюджета выглядит следующим образом: Ивано-Франковская область (461,5 млн грн,72,25 км); Днепропетровская область (395,8 млн грн, 88,2 км) и Одесская область (282,2 млн грн, 45,3 км).
«Для того чтобы отремонтировать всю поверхность общегосударственных дорог, необходимо около 30 млрд гривен в год, — сетует министр инфрастуктуры Украины Андрей Пивоварский. — В прошлом году нам выделили 3,4 млрд, в этом году чуть больше 6 млрд гривен. Мы договорились со Всемирным банком о большом проекте на $580 млн на несколько лет, мы работаем с Европейским банком, с Европейским Инвестбанком, но этого недостаточно. ЕС каждый год миллиарды евро закачивает в дороги».
Общее состояние дорог в Украине традиционно ужасное. К сожалению, средств на ремонт как всегда не хватает, при этом финансирование зачастую зависит от конъюнктуры и лоббирования интересов политиков.
«Сейчас большая часть из общей сети автомобильных дорог Украины нуждается в ремонте. Гораздо проще назвать дороги, которые не нуждаются в ремонте, чем наоборот. Исходя из заявленных проектов, очевидно, что чиновники решили отдать приоритет в этом году ремонту международных и национальных транспортных коридоров. Хотя выделенных средств слишком мало, чтобы говорить о приведении в хорошее состояние даже всех международных и национальных коридоров, — считает Александр Кава. — К сожалению, при составлении приоритетов на 2016 год чиновники руководствовались не только важностью дорог и наибольшей интенсивностью движения, в список попали и чисто конъюнктурные проекты отдельных политиков. В то же время приятно, что МФО продолжают финансировать проекты реконструкции дорог на территории Украины. В этом году продолжится модернизация трассы М-3 / Е40 Киев – Полтава – Харьков, и уже очень скоро из Киева до Полтавы будет полностью дорога первой категории с четырьмя полосами движения».
Источники средств
14,2 млрд грн — это общая сумма, которая включает поступления из 6 различных источников: непосредственно предусмотренные государственным бюджетом; средства Фонда регионального развития; средства, выделенные в результате эксперимента на таможне;доходы от бюджетной децентрализации на местах; инвестиционные проекты; средства международных финансовых организаций.Именно активность местных властей по всем 6 направлениям объясняет большой разброс в суммах, полученных каждой областью.
«Правительство просто обязано все средства, которые получает от «дорожных» статей дохода, направлять исключительно на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, — считает Александр Кава. — Сейчас лишь незначительная часть средств, полученных от автомобилистов, идёт по прямому назначению. Убежден, что это несправедливый подход и его необходимо менять».
В инфографике «Апострофа» показано распределение средств, выделенных непосредственно государственным бюджетом на средний текущий ремонт дорог (728 км дорог, 3,5 млрд грн):
Полный список ремонтных дорожных работ можно найти на сайте Кабмина.
Где в Украине худшие дороги?
Характерно, что бюджетные приоритеты не совсем коррелируются с представлениями о состоянии дорог самих водителей. «Рейтинг» финансирования от Кабмина значительно отличается, например, от рейтинга областей, составленного с помощью сервиса, который учитывает качество дорог при планировании маршрутов navizor.com.
Актуальный рейтинг областей Украины с самыми плохими дорогами (проценты означают количество участков в критическом состоянии: самая плохая ситуация — в Одесской области, лучше всего состояние дорог — в Киевской)
Рейтинг областей с самыми плохими дорогами
Рис: espreso.tv
Карта худших дорог Украины
Почему у регионов различное финансирование?
Около 3 млрд из 6,5 млрд выделенных непосредственно государственным бюджетом уйдет на мелкий ремонт и содержание дорог. Также порядка 4,5 млрд грн инвестируют в дорожную инфраструктуру международные финансовые институты на условиях софинансирования украинской стороной. Подача проектов зависела от активного сотрудничества местных властей, центральных органов власти и МФО.
Интересно, что Львовская область смогла в 2016 году дополнительно получить на дороги 230 млн грн в рамках инвестпроектов, отобранных для финансирования из бюджета в 2016-2018 годах. Источник в Мининфрастуктуры подчеркнул, что больше ни одна область не подала заявок на финансирование дорог в рамках инвестпроектов. В целом же была возможность получить 1 млрд грн.
Еще один фактор дифференциации расходов — эксперимент на таможнях (собранные таможенниками сверх плана средства направляются на ремонт и строительство дорог). Эксперимент пока проходит в 4 областях — Одесской, Львовской, Черновицкой и Волынской. По данным ГФС, с сентября 2015 года получены «лишние» 955 млн грн. Причем наибольший объем поступлений снова-таки у «везучей» Львовской области составляет 360,7 млн грн, а наименьший — в Одесской — всего 92,2 млн грн.
В 2016 году от эксперимента на таможне ожидают намного больше — 2 млрд грн. Причем Львовская область надеется получить от эксперимента около 700-900 млн грн.
Глядя на соседей, к эксперименту захотела присоединиться и Николаевская область. Народный депутат Украины Александр Жолобецкий 18 марта призвал своих коллег по парламенту поддержать проект закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс с тем, чтобы включить эту область в эксперимент по финансовому обеспечению реконструкции и текущему ремонту дорог общего пользования государственного значения.
Отдельно следует отметить, что в разных регионах различается готовность направить на дороги средства, полученные от децентрализации, благодаря которой произошло перераспределение средств в пользу местных бюджетов. Общая сумма таких средств в 2016 году составит около 30 млрд грн.
«Если бы местные власти направили хотя бы половину на дороги, всю страну можно было бы отремонтировать за несколько лет, — подчеркнули «Апострофу» в Мининфраструктуры. — Но регионы считают эти деньги своими, на дороги направлять не хотят. Настаивают, что дорогами должен заниматься Киев».
Как видим, разница в финансировании обустройства дорог зависит не только от решений центральной власти. Во многом на это влияет активность местных властей, в частности в вопросах присоединения к таможенному эксперименту, выделения средств от децентрализации, подготовки инвестиционных проектов и сотрудничества с МФО. Поэтому логично, чтобы общественность активнее требовала от власти на местах приведения дорог в порядок. Глядишь, и наступит время, когда и Украина будет гордиться дорогами европейского качества.
Источник: «Апостроф«