Интервью с Сергеем Писаренко: «У КаВээНщика больше шансов попасть на ТВ, чем у актера» (фото)
Капитан команды КВН «Уездный город», шоумен рассказал о своей первой отрицательной роли в кино (премьера «Я с тобой» — 21 апреля в кинотеатрах), дружбе с Никишиным, ученой степени и украинском гражданстве
— Сергей, у вас нет актерского образования. Никогда не думали его получить?
— У меня первое высшее образование педагогическое, второе — психологическое. И когда я стал получать первое, я начал играть в театре эстрадных миниатюр — условно говоря, получать актерское образование параллельно с педагогическим. Потом, когда уже стал играть в КВН, началась научная деятельность на психологическом факультете, написание и защита диссертации. Я ни капли не жалею, что получил базовое психологическое образование — оно мне очень сильно помогло в сценической, телевизионной, рекламной деятельности. Но всегда хотелось получить и актерское образование. Я еще рассматриваю вариант походить на класс актерского мастерства, но в драматическом направлении — юмористическое, думаю, я хорошо уже освоил. Правда, судьба кавээнщика и судьба актера — очень разные. У кавээнщика чуть больше шансов попасть на ТВ. У актеров система попадания на телевидение проходит через театры, кастинги… А у кавээнщика шанс зацепиться — это попасть в Высшую лигу.
— На данный момент вы числитесь в штате какого-то канала? Есть ли место, где у вас сейчас лежит трудовая книжка?
— На данный момент я не числюсь в штате какого-либо канала, а моя трудовая книжка лежит в университете (Магнитогорском государственном. — Авт.), где я преподаю предметы «Психология массовых коммуникаций» и «Продюсирование шоу-программ». Несмотря на мою высокую занятость на съемках и гастролях, декан факультета, когда обсуждались кандидатуры преподавателей, сказал: «Писаренко является не просто медийным лицом, он действующий преподаватель, кандидат психологических наук, доцент кафедры. И он читает лекции так, что студентам это нравится. Поэтому мы должны сохранить этого педагога».
Я сценический человек, поэтому я не из тех преподавателей, которые смотрят в книгу или в окно. Я смотрю всегда в глаза. И пока я не добьюсь в этих глазах удивления, заинтересованности, переходящей в озарение или восторг, я не «слезу» со студентов. Кроме того, благодаря тому что я практикующий и на сцене, и в кадре человек, — все примеры, которые я привожу студентам, очень свежие и прикладные.
— Ваша узнаваемость мешает педагогической деятельности?
— Мне всегда жалко, когда начинаются экзамены или защита дипломов. Как артист, я стараюсь сохранить у всех приятное впечатление о себе, и у студентов в том числе. Ведь артист всегда должен уделить время своим поклонникам, дать автограф, выслушать, сфотографироваться, поговорить, поблагодарить. А на экзаменах-то я другой. И я очень принципиальный преподаватель: коробка конфет и бутылка коньяка не стимулируют меня к тому, чтоб поставить хорошую оценку. Я требую от студентов знания, потому что мне хочется, чтобы появились настоящие специалисты, которые бы снимали фильмы на зависть даже Голливуду, и нам не нужно было покупать фильмы за океаном.
«Уездный город». Стал чемпионом Высшей лиги в 2002 году.
— Шутят ли студенты во время экзамена?
— На экзаменах особо не пошутишь. Но я очень ценю юмор и способность «высекать» его из знаний на занятиях. Это значит, что человек усвоил материал, раз он может даже шутить на эту тему. Если он не знает тему, никогда не пошутит.
— Вы защитили диссертацию по теме «Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений». Сами вы часто рефлексируете? По каким поводам чаще всего?
— Рефлексия — это способность головного мозга наблюдать за собственной деятельностью, в физиологическом смысле. В социальном — это умение осознавать, как ты выглядишь со стороны. И не рефлексируя, на сцене невозможно показать то, что задумал режиссер. И педагогу, и медийному лицу нужно постоянно рефлексировать. Нерефлексирующий человек не может быть эффективен. Слава Богу, у меня есть друзья, которые помогают мне это делать. Они не говорят напрямую, а только подшучивают, но я понимаю, что что-то сделал не так. А вот супруга может уже напрямую сказать мне о каких-то минусах.
— Как много времени вы проводите в Киеве и Москве? На гастролях?
— Моя семья, моя супруга находятся в Киеве, поэтому здесь я провожу все свободное от работы время. Все остальное время я провожу в дороге. Допустим, в конце февраля мы со спектаклем «Мужчина нарасхват» посетили Лондон, а вместе с «Уездным городом» недавно были в Ирландии. А на днях я был приглашен в качестве гостя на День физика в один из старейших университетов Санкт-Петербурга. И это постоянное движение останавливается только в Киеве, когда я прихожу домой, отдыхаю, наслаждаюсь общением с семьей. Мы с супругой построили дом под Киевом и живем в нем уже год. В Киеве у меня есть «железный конь». Мы мечтаем поехать на мотоцикле в Польшу — по Украине мы много на нем ездили, а вот за границу еще ни разу не выезжали.
— Через три года вам исполнится 50. На какой возраст себя чувствуете?
— Переоценить возможности мужчины меня заставили три события. Первое — когда я увидел, как Валентин Гафт на своем 50-летнем юбилее прямо на сцене жал штангу в 90 килограммов. И я понимаю, что тоже смогу так сделать, поскольку занимаюсь спортом. Второе — когда на горнолыжном курорте я не смог догнать на лыжах 73-летнего старика, хотя я профессионально катаюсь. И когда я узнал, сколько ему лет, я сказал: «Вот она, отметка!». А на днях я увидел на сцене 80-летнего профессора физфака, который, несмотря на уважительный возраст, выступал и был смешным. И я еще раз сказал: «Вот она, отметка, даже в 80 лет можно быть на сцене!». После этих трех случаев я не ставлю себе ограничений по возрасту. Все зависит от меня самого. До самой последней минуты надо жить активно. Тем более, что я не курю, сдержан в алкоголе и занимаюсь спортом.
С Евгением Никишиным. Сергей дружит больше 20 лет.
— Помните свою самую первую встречу с Евгением Никишиным (очкарик из команды «Уездный город»)?
— Я у него преподавал психологию, и он у меня получил тройку. Но потом я увидел, как он играет на сцене, и пригласил в наш коллектив. Больше троек он у меня не получал.
— За столько лет бывали случаи, что вы не общались?
— Бывало, что мы два-три дня обижались друг на друга и не общались. Но это удивительная удача, когда в одном коллективе собираются люди, которые так подходят друг другу по характеру. Он настолько комфортный, адаптивный человек, что никогда не было желания расторгнуть наш творческий союз. Даже обижать его не хочется. И ни разу у нас не было случаев, когда бы я мог усомниться в его человеческих качествах.
— Есть ли темы, которые вы категорически не обсуждаете?
— Мы никогда не обсуждали и не обсуждаем наши отношения с женщинами. Бывает, шутим, но чтобы серьезно говорить на эту тему — никогда. Это особенность нашего мужского коллектива. Наши жены, в свою очередь, не могут позволить себе обсуждать правила нашего коллектива. И никто не в силах изменить эти устои, потому что эти отношения проверены 20-летней дружбой.
— Каким номером, СТЭМом гордитесь больше всего?
— Очень много номеров, которыми мы гордимся. Начиная с тех, по которым нас помнит взрослое поколение и по которым нас узнает молодое — «Сережа молодец», «Яблочко», «Перетягивание каната». После 2009 года появились номера «С супругой на охоте», «С супругой на рыбалке», а в этом году появился шикарный номер «Кодирование». Сейчас мы осваиваем технологии морфинга — где на экране лица гостей превращаются в лица известных людей или анимационных персонажей. В плане сценического шоу мы всегда развиваемся, стараемся сделать так, чтобы после нашего выступления всегда оставалось что-то, чем мы гордимся.
«Я с тобой». Сыграл бизнесмена, зарабатывающего на спорте деньги.
— Скучаете по тому времени, когда играли в Высшей лиге?
— Конечно, скучаем. По самому ощущению конкурса. Но когда мы скучаем, мы начинаем проситься на какой-нибудь фестиваль в качестве гостей — чтобы приехать, поволноваться, окунуться в эту атмосферу.
— С Александром Масляковым в каких отношениях сегодня?
— Масляков для нас — это человек, который открыл дорогу на сцену. И поэтому во все года, во все века он для нас учитель и наставник. К его мнению мы всегда прислушивались. Мы просто так воспитаны, что наши старшие учителя, товарищи всегда являются авторитетом. Мы также всегда с уважением относились к Сергею Сивохо, к Андрею Чивурину.
— Продолжите фразу: «Если бы не было КВН, я бы точно…»
— …я бы не то что не стал медийным лицом, я бы и психологом, наверное, не стал. Потому что именно благодаря моим творческим способностям мне предложили остаться в университете преподавать на кафедре психологии. Если бы не было КВН, я бы не познакомился с супругой и не жил бы в Киеве сейчас.
— Вы следите за украинским вариантом КВН — «Лига смеха»? Вам случайно не предлагали стать одним из тренеров?
— Недавно меня приглашали туда в качестве гостя, принять участие в одном из номеров. Но в силу занятости на съемках я физически не успел. Но готов вернуться к этому вопросу и жду следующего предложения. Вообще я очень люблю украинский юмор. И даже когда в 90-е годы украинские команды играли в АМИКе в составе Высшей лиги, для меня всегда авторитетными были команды «Одесские джентльмены», «ХАИ», «Запорожье — Кривой Рог — Транзит». Из нынешних команд очень люблю сборную Днепропетровска, «Одесские мансы», «Винницкие перцы». А с «Кварталом 95» мы начали дружить еще в 2001 году.
— Когда вы впервые почувствовали на себе узнаваемость? Какое самое неожиданное проявление любви поклонниц вы ощущали на себе?
— Наверное, в 2001 году, когда мы уже третий сезон играли в Высшей лиге и нас начали понемногу узнавать. Был случай, когда две 11-классницы из Барнаула сбежали из дома и ехали в Магнитогорск на поездах с пересадками, чтобы увидеть наш коллектив вживую. А их родители подали в розыск в милицию, и в 50 километрах от Магнитогорска их сняли с поезда. Еще был случай, когда две девушки около 10 лет назад, побывав на нашем концерте в Торонто, прилетали из Канады, чтобы встретить с нами Новый год. А в ту новогоднюю ночь мы должны были выступить в пяти местах. И когда они с нами пробежались в платьях, на каблуках, по всем пяти заведениям, они сидели уставшие, в депрессивном состоянии. Зато тогда они узнали, какая жизнь у артистов.
— О политической жизни. Как думаете, сколько понадобится времени, чтобы примирить наши народы?
— Мне хочется надеяться, что наши народы и не поссорились. Поссорились люди в эшелонах власти, военные, наверное, обозлились… Но я надеюсь, что простые люди своих друзей не потеряли. Мыслящие люди — те, кто стоит у мартенов, за прилавками в магазинах, те, кто водят комбайны, — не они все это придумали, они просто стали жертвами чьей-то игры. И нам всем нужно проявить мудрость, чтобы не рассориться. Ведь когда-нибудь это все закончится, и мы снова будем смотреть друг другу в глаза.
— У вас есть вид на жительство в Украине. А паспорт на украинский менять часом не собираетесь?
— Это все происходит поэтапно. Сначала дают на год вид на жительство, потом продлевают. Сейчас я жду, когда смогу получить постоянный вид на жительство. После этого скажут, что дальше могут мне позволить. Не знаю, можем ли мы это сделать.
Со второй женой Мариной. На двоих пара воспитывает 4 детей.
— Расскажите о ваших детях, чем они увлекаются, кем хотят быть в будущем.
— У нас с моей супругой Мариной на двоих четверо детей. И как только начинаются каникулы, вся эта «банда» собирается, и мы все вместе едем отдыхать. Наши дети уже притерлись друг к другу. Сейчас приближаются летние каникулы, и мы обдумываем новую поездку. Надо отдать должное Марине — именно она всегда занимается организацией наших поездок и сплачиванием нашего семейного коллектива.
Наши дети уже примеряют на себя телевизионные профессии. Например, моей старшей дочери интересны профессии сценариста, журналиста, режиссера, а из нашего сына Эдуарда может получиться хороший оператор, считает Марина. Я бы хотел, чтобы наши дети были творческими людьми, кем бы они ни стали — бухгалтерами, актерами или металлургами. Мы бы хотели, чтобы они могли создавать что-то новое.
— С бывшей женой Натальей вы общаетесь? Какая главная причина, почему вы расстались?
— Мы развелись три года назад. На самом деле бракоразводный процесс длился недолго, всего один день, долго длилась сама размолвка. 15 лет гастролей любым отношениям будет выдержать очень трудно. И наша семейная жизнь прошла в самой активной фазе гастролей. Мы ее прожили вроде бы вместе и в то же время в разных местах. Невозможно воспитывать детей, не поддерживая отношений с бывшей супругой. Дети должны получать нормальное воспитание. Мы стараемся сохранить нормальные отношения, все проблемы обсуждаем вместе.
— Как вы познакомились с вашей нынешней женой — телепродюсером Мариной Городецкой?
— На фестивале «Квартала 95» в Иордании. Марина тогда делала сюжет об этом событии для одного из телеканалов и брала у меня интервью. Потом мы увиделись в Киеве на гостевом эфире, а потом был длительный проект «Зірка+Зірка», на котором мы сдружились. И, как говорится, пошло-поехало, любовь разыгралась… Сейчас мы уже два года как женаты.
— Планируете еще детей?
— Мы планируем. Но сбудутся ли наши планы, не знаем. Это уже как Бог даст.
— Сергей, расскажите о вашем герое в фильме «Я с тобой» (производство Sister’s production по заказу «1+1»)?
— Это первая роль, где я играю отрицательного персонажа. Когда-то мой герой был молодым, подающим надежды спортсменом, который занимался фри-файтом. Но потом он решил зарабатывать на этом виде спорта деньги. Антагонистом моего персонажа в фильме является герой, которого сыграл Ахтем Сеитаблаев. Он остался верен спорту, стал тренером. Его можно назвать романтиком спорта. А мой персонаж ушел в заработок денег и из-за этого потерял некоторые нравственные принципы, которые присущи настоящим бойцам. При перевоплощении в своего героя у меня были очень двоякие чувства. Я сам занимаюсь боксом, и дух этого фильма мне понятен. Но некоторые моменты в моем персонаже меня, честно говоря, коробили — приходилось себя «ломать».
— Какой съемочный день этого проекта вы запомнили больше всего?
— Мне больше всего запомнились пробы. Сначала я пробовался в сцене с Ахтемом Сеитаблаевым. А потом была сцена размышлений о жизни. И когда я ее сыграл, режиссер фильма Олег Туранский сравнил меня с Алексеем Серебряковым. Мне было очень лестно, ведь этот актер мне очень нравится. А на этапе съемок мне был интересен каждый день. Я вкладывал в своего героя частичку себя, использовал знания прошлых лет. В 90-е годы я активно занимался боксом, и мне знаком лексикон, словесные обороты бойцов. Я вспоминал их, предлагал режиссеру что-то включить в фильм. Надо отдать ему должное, он легко идет на союз с актерами.
— А когда последний раз дрались? Как относитесь к панибратству на улицах?
— Я продолжаю периодически посещать тренировки. Там, бывает, я стою в паре и иногда даже пропускаю удары. А на улице, пару лет назад последний раз, не прям чтобы дрался, это точно было не нападение — скорее, я защищал честь. Это как раз к вопросу о панибратстве. Я всегда стараюсь, когда подходят поклонники взять автограф или сфотографироваться, не отказывать. Но существует категория людей, которым этого недостаточно — они ведут себя не только панибратски, но и просто по-хамски. Но это нечастая история, поэтому боксерские навыки применяю исключительно на тренировках.