Как ФСБ вербует шпионов в Украине(ФОТО)
Жил некогда в Луганской области, в Новопсковском районе, один мелкий контрабандист. Назовем его «Дима». Зарабатывал он на контрабанде не так много, чтобы стать заметной и влиятельной фигурой в этом доходном бизнесе. Но и не так мало. Именно поэтому «контрабас», который он гонял из России и в Россию, стал тем самым источником благосостояния, от которого не хотелось отказываться. Ни при каких обстоятельствах.
А, надо сказать, что они, эти обстоятельства, с некоторых пор стали складывались не в пользу Димы. Его с подозрительной частотой принялись останавливать российские пограничники с таможенниками. «Не фарт», — думал Дима. И ошибался. Потому что не знал, что попал в разработку российских спецслужб. Собственно, таких, как он, контрабандистов на Луганщине пруд пруди. Даже сейчас, когда идет война. Мелкие «несуны» — прекрасная среда для вербовки агентов. Крупные перевозчики, впрочем, тоже. Наберешь на такого «компромат» и, — как поется в детской песенке, — делай с ним, что хошь. Правда, для агентурной работы нужен человек, обладающий определенным уровнем интеллекта. И это существенно ограничивает выбор.
Диму российские ФСБшники посчитали достаточно сообразительным, чтобы сделать шпионом. И вот однажды, когда очередная Димина торговая операция накрылась интересным местом, на российской пограничной заставе «Кантемировка» с ним решили пообщаться ее начальник полковник Кулага и его заместитель майор Петров. Те, от кого зависит, чтобы российская граница была на замке, предложили Диме «решать его вопросы». За умеренное вознаграждение, конечно. Дима сразу согласился. Не в его положении было торговаться. Но контрабандист как-то не подумал, что Россия не Украина, и что «погранцы» в сопредельной стране это лишь часть могущественной структуры. ФСБ. И продолжение вынужденного сотрудничества не заставило себя ждать.
В 2008-м году, когда Петров менял место службы, он передал своего подопечного сменщику. Имя сменщика Сергей Кретинин. А его прямым начальником на тот момент был Алексей Почучуев, который впоследствии стал руководителем контрразведки ФСБ по Воронежской области. К слову, он выступал свидетелем в суде по делу Надежды Савченко. В общем, именно эти два офицера раздавали Диме задания. Нарезали, так сказать, фронт работ.
Задания были далеки от той деятельности, которой занимался Дима. И, если хорошо их проанализировать, то можно было бы еще тогда сделать выводы, что Россия готовится к войне против нашей страны. Напоминаю, это был 2008-ой год. Именно тогда Диме велели собрать полную информацию о состоянии дел на стратегических предприятиях региона, — Луганском патронном заводе, Лисичанском НПЗ, Луганском авиаремонтном заводе, заводе «Заря», — а также о составе и качестве силовых структур на территории Луганской области. Обратите внимание — все эти предприятия были вывезены в Россию после оккупации Луганска. Но это случится гораздо позже. И, наверное, для специалиста контрразведки еще тогда, в 2008-году, было бы ясно, зачем сосед интересуется предприятиями военно-промышленного комплекса. Армией. Спецслужбами. Правоохранителями.
Дима, заметьте, был умен. Даже, пожалуй, слишком умен для своих кураторов. Он понял: дело пахнет жареным. И решил на всякий случай подстраховаться. По возможности он снимал своего работодателя на видеорегистратор. Вот он, Сергей Кретинин, встречается с Димой прямо на границе. Контрабандист приехал отчитаться ФСБшнику о выполненном задании. Встреча произошла возле так называемого «Креста», неохраняемого участка границы «на нулевочке», чуть севернее села Каськовка в Марковском районе. Это место хорошо известно не только тем, кто гоняет туда-сюда «контрабас». Здесь «через ноль» ходят к родственникам из России в Украину. Из Украины в Россию. Очень удобно. И паспорт не надо показывать. Только грунтовка здесь под дождями размокает, и в непогоду иначе, как на «Ниве» или «УАЗе», через «Крест» не проедешь.
Встреча Кретинина с Димой
Офицер ФСБ приехал на «Ниве» ярко-красного цвета. Наверное, чтобы его подшефный не спутал шпиона с простыми контрабандистами, выбиравшими для своих машин не столь яркие оттенки. Ну, и потом, не гонять же по ямам новенький «Пассат», заработанный на скромную зарплату профессионального защитника интересов государства российского.
По поводу зарплаты. Дима вскоре выяснил, что шпионы, как и контрабандисты, живут за счет «отката». Например, за каждое выполненное задание Сергей Кретинин платил Диме 500 баксов. А отчитывался перед Москвой за тысячу. Несколько успешных заданий — и можно поменять «Пассат». Или хотя бы оттюнинговать.
Вот только Москва была не очень довольна Кретининым. И, однажды, пригласив Диму к себе в гости, ФСБшник попросил его о небольшой любезности. Они сидели у Сергея, в селе Кантемировка, в доме номер 296а на пыльной и унылой улице Ленина. Куратор жаловался агенту на судьбу, на треклятое начальство. И между делом поинтересовался, не может ли Дима написать что-нибудь о лагерях подготовки бандеровских боевиков в Западной Украине. И чтобы в отчете был главный тезис: страшные националисты воевали в Грузии и теперь собираются совершить теракты на территории России. Поскольку отношения у шпиона Димы с куратором были почти дружеские (контрабандист своему боссу даже продукты из Украины бесплатно привозил, а однажды притащил целый велосипед), то отказать Дима не сумел.
Но, похоже, бредовый доклад произвел впечатление на Лубянке, потому что контрабандисту стали поступать новые просьбы. И Кретинин вместе со своим начальником Почучуевым стали штамповать фейковые дела.
Например, однажды им нужно было задержать хоть какого-никакого украинца за нелегальное пересечение границы. Вообще-то пересекали ее все, кому не лень. Но, опять же, кто к любовнице ходил, кто на суровую дружескую пьянку, кто в магазин. На таком материале настоящие дела не делаются. И Дима попросил некоего Шпака найти добровольцев. Ими стали местные марковские ребята, Витя Баштовой и Валера Гребенюк. Конечно, на бандеровцев-террористов они не тянули. Но, тем не менее, парням пообещали по «штуке баксов» за каждый месяц отсидки в соседней Федерации. И те, посоветовавшись с женами, согласились. Деньги же большие, на дороге не валяются. Не будем в деталях рассказывать, как ФСБшники доблестно перепутали участок границы, через который шли Витя с Валерой, и как назначенным террористам пришлось некоторое время ждать, пока их арестуют. Итог для них оказался не очень веселый. Актерам из Марковки заплатили по сто пятьдесят зеленых. А разница между обещанным гонораром и фактическим, скорее всего, пошла на ремонт дорогостоящей автомобильной техники доблестных офицеров спецслужбы.
Кстати, сюжет этой истории закручен несколько более драматично, чем может показаться на первый взгляд. Перевозчик «нелегалов», человек по фамилии Шпак, в то время (а это было незадолго до начала войны на Донбассе) находился на оперативной связи у Леонида Пасечника, начальника отдела по борьбе с контрабандой УСБУ в Луганской области. Сейчас Пасечник называет себя «министром госбезопасности ЛНР». Он на прямом контакте с Лубянкой. Многие до сих пор считают его организатором странного покушения на главаря «молодой республики» Игоря Плотницкого. Несомненно, что Пасечник, находясь в статусе украинского офицера, был в курсе манипуляций своих российских коллег с нелегалами.
Государственная граница с Россией в Луганской области, зима 2015-го года
Этот же участок границы летом 2015 года
Диму, в конечном итоге, украинским контрразведчикам удалось «переубедить» и «побудить» рассказать все, что он знал, о работе на российские спецслужбы. За это ему гарантировали свободу, безопасность и анонимность. Все то, что на Западе называют термином «программа защиты свидетелей».
Выводов из этой истории несколько.
Много неутешительных.
Например.
Граница по-прежнему прозрачна. На всем ее протяжении не составляет труда найти «окно» и оказаться в сопредельном государстве, минуя пункты пропуска. И до тех пор, пока ситуация не изменится, украинские контрабандисты останутся надежным неиссякаемым источником вербовки агентуры для ФСБ, ГРУ и прочих российских служб.
Разведаналитика в Украине хромает. Не только «Дима» занимался сбором информации о стратегических предприятиях. И об этом было известно задолго до конфликта на Востоке Украины. Спектр интересов соседнего государства указывает на его планы. Задачи, поставленные агентам в Луганской области, четко и ясно говорили о том, что еще в 2008-ом Россия готовилась к войне в Украине. Но — факт остался только фактом. Без обобщений.
Впрочем, некоторые итоги поднимают настроение. Как вам, например, такой? Если на всех уровнях бюджет ФСБ пилят так же самозабвенно, как пилили его Сергей Кретинин и Алексей Почучуев, то у нас есть все шансы победить в этой войне. Как говорил один одиозный российский персонаж: «Адназначна».
Источник: elise