Как летчик Беленко раскрыл Пентагону ужасающее отставание военных технологий СССР
40 лет назад Виктор Беленко перегнал на Запад самолет-загадку – перехватчик МиГ-25. Обозреватель BBC Future рассказывает о последствиях этого захватывающего эпизода холодной войны для развития военной авиации.
6 сентября 1976 г. слой облачности над городом Хакодате, расположенном на северном японском острове Хоккайдо, пробил необычный самолет.
Большая двухдвигательная реактивная машина не походила на региональные пассажирские лайнеры, к виду которых привыкли жители города.
На сером фюзеляже красовались пятиконечные красные звезды. Никому на Западе еще не доводилось наблюдать подобный летательный аппарат.
Самолет зашел на посадку на местном аэродроме, но полоса оказалась для него слишком короткой. Выкатившись за ее торец, машина пропахала несколько десятков метров грунта, прежде чем остановиться у дальнего конца летного поля.
Летчик выбрался из кабины, достал табельный пистолет и сделал два предупредительных выстрела в воздух, отпугивая водителей на идущем вдоль аэродрома шоссе – те, бросив свои машины, уже вовсю фотографировали происходящее.
Прошло несколько минут, прежде чем к месту посадки прибыли представители аэропорта. И тогда 29-летний лейтенант Виктор Иванович Беленко объявил о своем намерении сдаться.
Побег Беленко из СССР был весьма необычным – он не попросил убежища в иностранном посольстве на родине и не сбежал с корабля при заходе в иностранный порт.
Самолет, на котором он пролетел свыше 600 км и который теперь стоял, зарывшись колесами в землю у ограды провинциального японского аэродрома, был перехватчиком МиГ-25 – на тот момент самой секретной советской боевой машиной.
Но все изменилось, когда Беленко перегнал его в Японию.
На Западе о существовании МиГ-25 впервые узнали приблизительно в 1970 г. Разведывательные спутники, наблюдавшие за советскими военными аэродромами, обнаружили новый тип самолета, внешне походившего на истребитель гигантских размеров.
Западных военных экспертов особенно насторожила большая площадь крыла этого секретного объекта.
Для истребителя крыло большой площади весьма кстати – оно создает больше подъемной силы; кроме того, вес самолета распределяется по большей несущей поверхности, что делает машину более маневренной.
На основании анализа разведывательных снимков эксперты пришли к выводу, что новый советский самолет обладает высокой маневренностью, а также снабжен парой огромных двигателей.
Какова была его скорость? И могли ли существующие западные типы боевых самолетов сравниться с ним в скоростных показателях?
О новом самолете вскоре сообщили и с Ближнего Востока. В марте 1971 г. израильские радары засекли необычный объект, летевший со скоростью 3,2М – то есть более чем в три раза быстрее скорости звука – на высоте почти в 20 км.
Израильские военные и их американские консультанты никогда не видели ничего подобного. Когда через несколько дней самолет обнаружили снова, Израиль поднял на перехват истребители, но те оказались недостаточно скоростными, чтобы даже приблизиться к цели.
В ноябре того же года израильским ВВС все же удалось обнаружить таинственное воздушное судно в воздухе и обстрелять его ракетами на встречном курсе.
Правда, из-за значительной высоты полета цели ракеты пришлось пускать вверх. Атака провалилась: неопознанная цель пролетела мимо со скоростью почти в три раза больше скорости звука – так стремительно, что к моменту детонации ракет она была уже вне пределов досягаемости перехватчиков.
Пентагон проанализировал имеющуюся информацию и пришел к выводу, что имеет дело с серьезной проблемой.
Американские военные были уверены, что самолет, обнаруженный Израилем, имеет прямое отношение к машинам, которые засекли спутники-шпионы на советских аэродромах.
По всей видимости, у Москвы появился истребитель более скоростной и маневренный, чем любой из тех, что состояли на вооружении ВВС США.
Это был классический пример неправильной трактовки разведданных, отмечает Стивен Тримбл – американский редактор британского авиационного портала Flightglobal: “Аналитики завысили возможности самолета, исходя исключительно из его внешнего вида – площади крыла и гигантских воздухозаборников. То, что самолет является очень скоростным, уже было известно из опыта, но при этом предполагалось, что он обладает и высокой маневренностью. Первое было правдой, а вот второе, как впоследствии выяснилось, – нет”.
Самолеты, обнаруженные американскими разведывательными спутниками, и объект на израильских радарах представляли собой различные версии одного и того же МиГ-25, созданного в СССР в ответ на разработку нескольких типов американских самолетов в 1960-е гг., от истребителя F-108 до высотного разведчика SR-71 и гигантского бомбардировщика B-70.
Все эти американские машины объединяла одна общая черта: они развивали скорость, в три раза превышающую скорость звука.
В 1950-х гг. СССР в целом держался в русле общемирового прогресса в авиастроении. У Советского Союза были бомбардировщики, способные развивать скорость, сравнимую со скоростью американских бомбардировщиков B-52. Советские истребители, многие из которых были разработаны конструкторским бюро Микояна-Гуревича (МиГ), не уступали истребителям США в плане летных характеристик, хотя их радиолокационное и прочее электронное оборудование и оставалось относительно примитивным.
Однако для перехода от скорости 2М к 3М требовался значительный технологический прорыв. И советским конструкторам необходимо было решить эту задачу как можно скорее.
Работу поручили талантливому конструктору КБ МиГ Ростиславу Белякову. Для того чтобы развивать такую высокую скорость, истребителю необходимы были очень мощные двигатели.
Подходящая силовая установка уже существовала – турбореактивный Р-15 с тягой в 11 тонн, сконструированный в рамках работ по созданию высотной стратегической крылатой ракеты. Новому самолету требовались два таких двигателя.
При таких высоких скоростях полета из-за трения обшивки самолета о воздух выделяется огромное количество тепла.
Американская компания Lockheed сделала планер своего разведывательного самолета SR-71 Blackbird из титана – материала, способного выдерживать высокие температуры.
Но титан весьма недешев и непрост в обработке. Поэтому в качестве материала для МиГ-25 выбрали сталь. Планер сваривали по частям, вручную.
Лишь находясь рядом с МиГ-25 – несколько списанных экземпляров доживают свой век в российских военных музеях – можно в полной мере оценить масштаб работ, стоявший перед советской авиаотраслью. Это гигантский самолет.
Его длина составляет 19,5 м – немногим меньше, чем длина британского бомбардировщика Lancaster времен Второй мировой войны. Такой гигантский планер был необходим для того, чтобы вместить двигатели и огромный запас топлива для них. МиГ-25 нес на борту примерно 13 600 кг топлива, отмечает Тримбл.
Именно из-за тяжелого стального планера МиГ-25 требовалось крыло такой большой площади – не для того, чтобы “перекручивать” истребители США в ближнем маневренном воздушном бою, а просто для того, чтобы машина могла держаться в воздухе.
После взлета МиГ-25 разгонялся до скорости 2,5М; на цель его наводили наземные радары. При сближении с целью на расстояние в 80 км самолет задействовал бортовой радар и атаковал нарушителя воздушного пространства при помощи гигантских шестиметровых ракет “воздух-воздух”.
В качестве противовеса американскому самолету-шпиону Blackbird была создана также разведывательная версия МиГ-25, вместо вооружения и радиолокационного прицельного комплекса снабженная камерами и другим специальным оборудованием.
Этот облегченный вариант мог развивать скорость в 3,2М. Именно такой самолет засекли в Израиле в 1971 г.
Но в начале 1970-х американское военное руководство ничего не знало о возможностях МиГ-25, которому было присвоено кодовое название Foxbat по классификации НАТО.
О нем было известно лишь по нечетким снимкам из космоса и по засветкам на израильских радарах. Казалось, что самолет так и останется таинственной угрозой – если только не удастся заполучить экземпляр для изучения.
Проще говоря, если какой-нибудь советский военный летчик не попытается сбежать, прихватив с собой боевую машину.
На первый взгляд, Виктор Беленко был образцовым советским гражданином. Он был летчиком-истребителем – а этот статус давал обладателю определенные блага по сравнению с среднестатистическим жителем СССР.
Но Беленко разочаровался в советской действительности. В личной жизни тоже наметились проблемы: у него были жена и ребенок, но брак находился на грани развала.
Беленко начал сомневаться в преимуществах советского образа жизни и в том, что США действительно являлись олицетворением зла, как утверждали власти страны. “В те времена советская пропаганда рисовала Америку как испорченное, загнивающее общество, – вспоминал он в интервью в 1996 г. – Но у меня были сомнения на этот счет”.
Беленко понимал, что новый боевой самолет, на котором он в то время тренировался летать, может стать его счастливым билетом.
Его часть базировалась на аэродроме Чугуевка в Приморье, неподалеку от Владивостока. От Японии базу отделяло всего 600 с небольшим километров.
МиГ-25 был скоростным и высотным самолетом, но из-за прожорливости двигателей дальность его полета была невелика – добраться до ближайшей авиабазы США не представлялось возможным.
6 сентября 1976 г. Беленко с напарником вылетели для выполнения тренировочного управления. Оба самолета не были вооружены. Беленко уже составил примерный маршрут побега. Его МиГ был заправлен под завязку.
Беленко оторвался от напарника, снизился и направил самолет к берегам Японии.
Он шел на предельно малой высоте над морем – около 30 м – для того, чтобы на первом этапе полета его не засекли ни советские, ни японские радары.
Когда самолет достаточно углубился в японское воздушное пространство, Беленко набрал высоту 6000 м.
Захваченные врасплох японские авиадиспетчеры попытались установить с ним контакт, но радиостанция Беленко была настроена не на ту частоту.
По тревоге поднялись японские истребители, но к тому моменту Беленко снова снизился, пробив толстый слой облачности, и исчез с экранов радаров.
Беленко летел по памяти, ориентируясь на карты, которые изучал перед вылетом. В его первоначальные планы входила посадка на авиабазе Читосе, но топливо заканчивалось, и летчик принял решение приземлиться на первом подвернувшемся аэродроме. Им оказался Хакодате.
Японцы поняли, что происходит, только после посадки МиГ-25.
Японской стороне неожиданно пришлось иметь дело с летчиком-перебежчиком в комплекте со сверхсекретной боевой машиной. Аэропорт Хакодате наводнили представители разведывательных служб. ЦРУ не могло поверить такому везению.
МиГ-25 доставили на ближайшую авиабазу.
“Самолет разобрали и в течение нескольких недель тщательнейшим образом изучали, чтобы получить представление о его технических характеристиках”, – говорит Тримбл.
Как оказалось, СССР создал вовсе не суперистребитель, появления которого так опасался Пентагон, отмечает Роджер Коннор, куратор Смитсоновского музея авиации и космонавтики. МиГ-25 разрабатывался под очень узкие, специфические задачи.
“Нельзя сказать, чтобы МиГ-25 оказался очень удачной боевой машиной, – говорит Коннор. – Он был слишком дорогим, неповоротливым и не слишком эффективным в бою”.
Были и другие проблемы. При полете со скоростью М3 двигатели подвергаются воздействию скоростного напора набегающего воздушного потока.
На Lockheed SR-71 эту проблему решили, установив на воздухозаборниках конические обтекатели, замедлявшие набегающий поток во избежание повреждения двигателей. Истекающей из двигателей реактивной струе придавалось дополнительное ускорение для создания повышенной тяги.
Принцип работы турбореактивных двигателей МиГ-25 заключался в засасывании воздуха в камеры сгорания. На скоростях свыше 3200 км/ч этот принцип переставал работать – напор воздуха мог нарушить корректную работу топливных насосов, в результате чего в двигатель поступало избыточное количество топлива.
А компрессоры в свою очередь выходили на такую мощность, что начинали засасывать компоненты двигателя: самолет начинал поедать сам себя.
Летчикам МиГ-25 запрещалось превышать скорость в 2,8М. У того самолета, который в 1971 г. засекли в Израиле летящим со скоростью 3,2М, двигатели фактически разрушали сами себя, и летчику повезло, что он успел вернуться на базу.
Призрачная угроза МиГ-25 побудила США к созданию нового боевого самолета – высокоскоростного и высокоманевренного истребителя F-15 Eagle. Сейчас, 40 лет спустя, F-15 по-прежнему несет службу в американских ВВС.
Угроза МиГ-25, по поводу которой так переживал Запад, оказалась по большей части фикцией.
Бортовой радар советского перехватчика был основан на технологии, на много лет отставшей от американской: вместо транзисторов в нем использовались вакуумные трубки (впрочем, благодаря этому радар оказывался неуязвим к электромагнитным помехам в случае ядерного взрыва).
Гигантский расход топлива серьезно ограничивал дальность полета. Единственное, на что был способен МиГ-25, – это быстрый разгон после взлета и очень быстрый полет по прямой для перехвата самолета-нарушителя или в разведывательных целях. И всё.
Частично собранный самолет Беленко погрузили на судно и отправили назад в СССР. Япония выставила Москве счет на 40 000 долларов за перевозку машины и за ущерб, нанесенный аэродрому Хакодате в результате выкатывания МиГ-25 за пределы полосы.
Вскоре стало ясно, что МиГ-25 неспособен перехватить американский самолет-шпион SR-71 – одну из боевых машин, для борьбы с которой он и был предназначен.
“Существенная разница между МиГ-25 и SR-71 заключается в том, что последний, помимо высокой скорости полета, обладает и большой дальностью – его можно сравнить с марафонцем, – говорит Коннор. – А МиГ-25 – спринтер, наподобие Усэйна Болта. Только этот “Болт” еще и бегает медленнее марафонца”.
Несмотря на это, СССР построил свыше 1200 единиц МиГ-25. Foxbat пользовался популярностью у стран, которым оказывала поддержку Москва – в эксплуатации второго по скорости полета военного самолета на планете имелась определенная пропагандистская ценность.
По некоторой информации, эти самолеты до сих пор стоят на вооружении ВВС Алжира и Сирии.
Индия в течение 25 лет успешно эксплуатировала МиГ-25 в разведывательном варианте и отказалась от использования данного типа лишь в 2006-м в связи с нехваткой запасных частей.
Самым большим козырем МиГ-25 до определенного момента был страх, внушаемый противнику самим фактом его существования, говорит Тримбл: “До 1976 г. США не знали, что этот самолет не способен перехватить SR-71, и все это время не рисковали залетать в советское воздушное пространство”.
Беленко в СССР не вернулся. Ему позволили перебраться в США; президент Джимми Картер лично утвердил выдачу перебежчику американского гражданства.
Впоследствии Беленко стал авиаинженером и консультантом ВВС США.
Военный билет Беленко и записи, сделанные им на наколенном планшете во время перелета над Японским морем, сейчас выставлены в Музее ЦРУ в Вашингтоне.
Недостатки МиГ-25, а также поступление на вооружение ВВС США истребителей F-15, подтолкнули советских авиаконструкторов к созданию новых типов боевых самолетов.
По словам Тримбла, в конечном счете это привело КБ Сухого – конкурента МиГ – к созданию семейства истребителей Су-27, которое сейчас представлено большим количеством модификаций.
Именно такого истребителя – скоростного и маневренного – опасался Пентагон в начале 1970-х. Последние варианты семейства Су-27, по мнению Тримбла, возможно, являются самыми лучшими из существующих боевых машин в своем классе.
История МиГ-25 на этом не закончилась. Его технологически более совершенный вариант МиГ-31 оснащен современной авионикой, мощным радаром и более экономичными двигателями.
“В МиГ-31 воплотились все идеи, изначально планировавшиеся для реализации на МиГ-25″, – говорит Тримбл.
МиГ-31 поступил на вооружение через несколько лет после окончания холодной войны; сотни экземпляров этого типа продолжают нести службу вдоль российских границ.
У западных экспертов достаточно возможностей наблюдать за МиГ-31 на авиационных шоу, но его “начинка” по-прежнему – военная тайна.
Ведь до сих пор ни один российский летчик не решил угнать этот самолет на Запад.
Источник: rusjev