Как Украина будет выполнять требования МВФ и на что закроют глаза
За долгие годы кредитования в МВФ Украина ни разу не смогла полностью выполнить условия ни одного из подписанных соглашений. Потому старается давать поменьше обещаний. Опубликованный вчера Меморандум стал одним из самых взвешенных и наиболее реалистичных кредитных документов. Потому экономисты достаточно высоко оценивают возможность реализации описанного в нем. И выделяют совсем немного проблемных моментов, которые смогут стать препятствием на пути к $3,9 млрд. по stand by, обещанным Украине по новой кредитной программе.
Что реально
На минимальный дефицит выйдут
Госбюджет, сверстанный с минимальным дефицитом — главное требование МВФ при работе с любыми странами. Поэтому правительство в Меморандуме взяло на себя обязательство ограничить бюджетный дефицит на уровне 2,25% от ВВП. Несмотря на то, что сам меморандум вызвал острую критику со стороны экспертов, они согласились, что достижение этого показателя реально.
«Эти макроэкономические показатели достижимы — это показатели очень консервативного бюджета невоюющей страны. Уж точно дефолт нам не грозит. Если Турчинов не запустит ракеты в Керченский мост, то в конце года мы увидим те самые показатели, которые заложены в бюджете на 2019 год», — отметил UBR.ua директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
Инфляция
Согласен с ним и управляющий партнер Capital Times Эрик Найман. Бюджет на 2019 год действительно сверстан реально и дефицит не выйдет за пределы этого ограничения, однако за это придется заплатить.
«Думаю, что такой дефицит будет достигнут за счет более высокой инфляции, чем заложена в бюджете. Тот же МВФ ожидает инфляцию — 9,3-9,6%. Это, я думаю, и даст необходимые для выполнения бюджета средства», — сказал UBR.ua Найман.
Действительно, в меморандуме правительство обещает сдержать инфляцию на уровне 7%. Но раз сам фонд оценивает перспективы по этому показателю выше, то, очевидно, что инфляция в 9% или даже 10% его не напугает. Впрочем, эксперты допускают, что, возможно, правительству и удастся сохранить обозначенный уровень инфляции.
«Согласно планам Нацбанка, к 2020 году мы выйдем на уровень инфляции около 6%. Поэтому я не считаю, что заложенные в соглашении 7% являются чем-то из ряда вон выходящим. Это вполне реальная цифра» — считает руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Налоги
Обязательство жестко администрировать налоги не вызывает никаких сомнений. Тем более, что в последние месяцы правительство реально готовит проект за проектом, чтобы подсобрать немного налогов с теневой экономики. По сути, эта политика как раз и констатируется в меморандуме с МВФ.
«Государство, конечно, будет искать новые источники пополнения бюджета. Чиновники у нас думают не об оптимизации расходов госбюджета, а о том, чтобы взять больше денег у бизнеса. Хотя настоящий клондайк находится на таможне и на госпредприятиях», — подчеркнул UBR.ua Эрик Найман.
Субсидии урежут
Несмотря на то, что в заявлениях властей, обращенных к электорату, звучат обещания оставить субсидии на сегодняшнем уровне, в Меморандуме правительство берет на себя обещание их урезать. И тут возникает вопрос, кого обманывают власти: МВФ или электорат? У экспертов не вызывает сомнений, что жертвой станут все-таки соотечественники, а не зарубежные кредиторы.
«Средняя сумма субсидий за последние два года сократилась не менее чем в 2 раза. Эта практика продолжится, хотя предсказать, насколько именно уменьшится сейчас, сложно. И количество субсидиантов также будут сокращать. Если год назад субсидии давали 80% обратившимся, то сейчас их получает только четверть желающих. Поэтому выполнение и этого пункта Меморандума не вызывает сомнений», — убежден Геннадий Рябцев.
Проблемные моменты
Монетизация и цена на газ
А вот 100% монетизации субсидий до 2020 года, скорее всего, так не случится, хотя в Меморандуме это обещание и зафиксировано. Эксперты весьма критично оценивают это обязательство и считают его нереальным.
«Пока что это выглядит не совсем реально. В год выборов правительству, которое само будет меняться, будет просто не до этого. И реальность выполнения этого пункта невелика», —заметил Александр Паращий.
Впрочем, вряд ли невыполнение этого пункта сильно растревожит МВФ, который уже привык закрывать глаза на подобные невыполнения. Намного более принципиальным для этого кредитора является вопрос повышения цены на газ для населения. И здесь Кабмин, который с большим сопротивлением идет на уступки в этом вопросе, и МВФ сошлись.
«Цены на газ действительно влияют на прибыль «Нафтогаза», а значит и на доходную часть госбюджета, но это влияние скажется потом. В данном же случае МВФ уже настолько раздражен невыполнением этого пункта по раннему соглашению, что будет именно в этом вопросе категоричен. Нам уже выделили под это обязательство деньги», — отметил Александр Паращий.
Конечно, если бы ранее правительство само не инициировало повышение цены на газ, то сейчас и со стороны МВФ постановка этого вопроса не была бы столь резка, но поезд ушел. У МВФ тоже есть гордость.
Выборы
Главную угрозу, которая может сорвать сотрудничество Украины с МВФ, эксперты видят в выборах в 2019 году. Если к власти придут популисты, которые уже сейчас ставят вопрос масштабной эмиссии, то это однозначно поставит крест на траншах Фонда.
«Многое зависит от того, останется ли Нацбанк после выборов институционально независимым. Если на президентских выборах победят политические силы, которые уже сейчас озвучивают желание печатать много денег, что подрывает эту независимость. Если такое случится, то мы досрочно закончим программу с МВФ», — убежден Александр Паращий.
Новое правительство может отказаться и повышать цены на газ для населения — еще один болезненный для Фонда вопрос. В этом случае рассчитывать на помощь фонда, и по сути всех международных доноров, не стоит. В противном же случае МВФ будет продолжать работу с Украиной и даже закроет глаза на невыполнение некоторых обязательств. На политику МВФ оказывает влияние не только экономический, но и политический фактор.
Политический вопрос
В политическом противостоянии, которое сложилось в мире, прежде всего между США и Россией в борьбе за экономическое влияние на Европу (в первую очередь, в плане поставок ей углеводородов), Украина занимает ключевое место. И Штаты поддерживают Киев через механизм того же МВФ, самым влиятельным участником которого является Штаты.
«МВФ — это политическая структура, в определенной степени подчиненная американской политике. Поэтому в некоторых случаях Фонд используется как инструмент влияния Соединенных Штатов на Украину. Президент Барак Обама решительно поддерживал нашу страну, потому МВФ в эти годы давал щедрые кредиты, а Дональд Трамп стал жадничать и финансирование уменьшилось. Фактически мы полностью не выполнили ни один меморандум за все время работы с МВФ. Но кредитор на это закрыл глаза и сделал вид, что не заметил», — резюмировал UBR.ua президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.