Как в Виннице обкатывают бизнес-схемы, по которым заставят жить Украину
В новейшей истории страны Винница — город определяющий. Именно с него началось восхождение нынешних элит и окреп новый клан — «винницкие»: президент, премьер Владимир Гройсман, вице-премьер Владимир Кистион, глава Минсоцполитики Андрей Рева…
В эти выходные город отпраздновал 653-летие со дня основания, и «Вести» наведались в Винницу, чтобы оценить местные новшества и их влияние на страну.
Винницкий пасьянс
Как говорят местные жители, влияние в регионе еще в начале нулевых было разделено между несколькими группами. Первой, наиболее мощной, была «группа Порошенко». Отец президента, Алексей Порошенко, выбрал область как базовую еще в конце 90-х, а Петр Порошенко впервые стал депутатом по 12-му округу (Замостянский район Винницы).
Вторая группа — семья Анатолия Матвиенко, бывшего губернатора области. Нынче он замглавы президентской фракции в Верховной Раде, а его племянник Сергей Березенко был повышен в должности с руководителя Госуправделами (в народе — ДУСя) до одного из координаторов парламентской коалиции (как говорят, сфера его ответственности — переговоры с депутатскими группами).
Гуляния на день города. Фото: vk.com/Типичная Винница
Третья группа, вписавшаяся в винницкий «пасьянс», — семейство Калетников. Самый влиятельный его представитель, коммунист Григорий Калетник, также бывший губернатор, баллотировался по 18-му округу (Ильинцы, Немиров, Оратов), а племянница Оксана Калетник штурмовала Раду по соседству, в 16-м округе (Могилев-Подольский, Крыжополь). «Баланс в регионе поддерживался готовностью сотрудничать и делиться потоками. Но как только власть сменилась, баланс был нарушен — и Винницу начало лихорадить», — пояснил «Вестям» местные расклады собеседник, близкий к партии власти.
Обнародованы бизнес-схемы семьи Гройсмана, отработанные на Виннице
Сменщик Владимира Гройсмана, нынешний мэр Сергей Моргунов, заступил «на вахту» в 2014 году. Между ними больше общего, чем кажется на первый взгляд: оба начинали карьеру предпринимателями-рыночниками (речь о торговле на базаре), и оба, как уверяют местные жители, превратили город в полигон по отработке новых социальных проектов, последствия которых далеко неоднозначны. «У нас власть сконцентрирована в одних руках и очень удобно управлять системой — никто не протестует», — говорит местный общественный деятель Владимир Воловадюк.
Титушки-хипстеры
Местный колорит бьет, как молот по наковальне, свидетелем тому стал корреспондент «Вестей». Вечер, центральная площадь с тыла горадминистрации. Кованые фонарные столбы, каменные скульптуры. Напротив база винницкого «Азова». На площади — два десятка мужчин «хипстерского» вида, с бородами и в модной одежде.
Внешний вид, выдающий в гуляках айтишников и менеджеров, обманчив — это знаменитые винницкие титушки. А их поведение подтверждает худшие опасения: под крики «Пацаны отдыхают!» в скульптуры летят пустые пивные бутылки. Осколки — веером, на газон. Поодаль на кованом столбе повисает еще один «хипстер»: крепления стонут, но выдерживают. На соседней лавочке затягиваются характерно пахнущим дымом из пластиковой бутылки.
Как явление они появились в середине — конце нулевых. Костяк — воспитанники местной спортивной школы. «Дирекция учреждения не поддерживает участия спортсменов в политических акциях. Но их собирает в группы один из преподавателей, который имеет связи с мэрией города», — сказал нам собеседник, знакомый с ситуацией.
Первое «боевое крещение» титушки прошли в январе 2014-го. Новостные сайты пестрели сообщениями о том, что три автобуса заблокировали винницкие таксисты, после чего активисты огнетушителями «выдули» их из автобусов.
Второй раз их планировали использовать в Одессе на 2 мая 2014 года. «Наши титушки самые смелые и безбашенные. Когда в апреле 2014-го бросили клич по городам, чтобы собрать «протестное» движение, отказались даже крепкие киевские ребята. Согласились только наши титушки», — говорит «Вестям» местный оппозиционный деятель, бывший бизнесмен Виктор Малиновский.
Любопытно, что полицейские автомобили вечером близ площади не появляются, уверяют местные. А наутро как ни в чем не бывало скверик убирают дворники.
Разнарядка для врачей
Медреформа в Виннице началась еще во времена Владимира Гройсмана. Де-факто речь идет о внедрении платной медицины в отдельном городе. Мэрия ввела муниципальную страховую компанию «Місто», предусмотрев обязательный единый страховой взнос, который администрация взимает с пациента перед любой медицинской манипуляцией. Расценки установлены горисполкомом: «нормальные» роды обойдутся в 3 тыс. грн, «проблемные» — в 7 тыс. грн.
В муниципальном медцентре, который открылся в помещении бывшей поликлинической больницы, винничанам оказывают львиную долю медуслуг — тарифы опубликованы на сайте. Начальная консультация врача стоит 72 грн, биохимический анализ крови — 201 грн, а соскоб — 50 грн.
Праздник отметили с танцами. Фото: vk.com/Типичная Винница
«Еще когда Рева (министр соцполитики Андрей Рева. — Авт.) был заместителем мэра, он все это контролировал. На компьютере у него были все данные: какая больница и какой врач сколько отправили. Как-то я наблюдал это на встрече с врачами, они, не стесняясь посторонних, обсуждали разнарядки, — рассказывает бизнесмен Борис Максимчук. — С одной стороны, в этом центре приятно находиться, все культурно, чисто. Но копнешь поглубже и понимаешь: работают по бизнес-схемам, которые позволяют зарабатывать».
Впрочем, есть и другое мнение. «В этом центре я обследовал маму, — рассказывает нардеп, в прошлом депутат Винницкого облсовета Иван Мельничук. – Я не слышал, чтобы врачи принуждали пациентов туда идти. Они могут только рекомендовать обратиться куда-либо. Но всегда есть альтернатива – можно отказаться и пройти обследование в бесплатной поликлинике».
Уже при Сергее Моргунове Винница стала пилотной областью по внедрению семейной медицины. «И новая система для многих оказалась абсолютно неудобной: стало на порядок сложнее получать услуги, медицина отдалилась от людей. Человек должен прийти, отстоять очередь к семейному врачу, получить направление, отстоять очередь к специалисту. Можно неделю проходить и ничего не добиться. Затягивают специально, чтобы у людей был стимул идти в платный медицинский центр, куда пациентов отправляют централизованно. Такое указание получили все врачи. А чтобы добиться направления на бесплатные анализы, нужно скандалить и доказывать, что ты имеешь на это право», — говорит Владимир Воловадюк.
«В медицинской сфере тут буквально проводят эксперимент на социально незащищенных людях. Сохрани боже, переводить этот опыт на всю Украину», — резюмирует Воловадюк.
Застройка школьных стадионов
Второй эксперимент, проходящий в Виннице, — слияние школ. Эта тенденция вполне в духе реформы образования, которую планирует проводить Лилия Гриневич, с разделением потоков на младшую и старшую школы. С местным колоритом: в одном здании Сергей Моргунов распорядился оставить старшеклассников, а начальное звено учить отдельно.
Пару лет назад в Виннице объединили школы №№1, 10 и 25. Попутно поломав модель, при которой школа для учеников остается в пределах пешей доступности от дома. А после слияния школ на одном из освободившихся стадионов построили 16-подъездный жилой дом. «Исключительно частный проект, но подавался он как благо для жителей города, поскольку застройщик отремонтировал второй стадион, — говорит Воловадюк. — Причем это не его альтруистическое желание, закон обязывает застройщика вкладывать деньги в благоустройство. Но в Виннице все очень хитро — все, что делается, выгодно определенным людям в городской власти».
В новом учебном году объединили еще две школы (№5 и №31). С родителями и педагогами слияние не обсуждалось, поэтому все лето они протестовали: пикетировали мэрию, перекрывали дороги… Директор департамента образования Винницкого горсовета Владимир Буняк, который убеждает родителей не сопротивляться, говорит, что в школе будет продленка, различные кружки, а потому все только к лучшему.
Общественный транспорт и ЖЭКи
Винница славится удобной системой общественного транспорта: комфортабельными автобусами и трамваями с бесплатным Wi-Fi. Но все опять же, уверяют местные, не так просто — 40 голубых троллейбусов и 30 автобусов марки «Богдан» куплены в кредит: 138 млн грн на 15 лет. «В этом году 10 млн грн отдаем на покрытие этого кредита. Нам не нужно столько таких больших и дорогих автобусов. Заправка каждого обходится в 2–2,5 тыс. грн в день. А отдача — 600 грн (план по маршруту №30) плюс 800 грн (план по маршруту №8). Также к расходам надо добавить зарплату двух водителей и кондукторов, стоимость резины. Новую резину не покупают, а на лысых покрышках никто пассажиров не повезет — слишком велик риск. Поэтому красивые и большие автобусы стоят в гараже, а люди жалуются: почему транспорт редко ходит», — рассказывает местный активист Борис Зель.
С лета этого года по всей Украине ЖЭКи заменили на ОСМД. Но в Виннице уже несколько лет ОСМД управляют практически всем жилым фондом, а заключают они договоры на поставку воды, уборку мусора и другие услуги через частные компании. Например, компании ООО «ЖЭО» горсовет передал в управление 767 жилых домов.
При этом в городе разработан свой вариант типового договора. Главное отличие от всеукраинского варианта — терминология. Вместо поставщика и потребителя услуг там фигурируют «сторона 1» и «сторона 2». «Формулировки имеют ключевое значение. С договором, где поставщик и потребитель определены как «стороны», нельзя обратиться в Центр защиты прав потребителей», — говорит Виктор Малиновский.
Самое интересное, что, по его словам, главу ОСМД выбирает тоже частная компания и иногда без ведома жильцов. Наиболее скандальный и показательный случай был по адресу ул. Соловьева, 3. Функции главы ОСМД выполнял человек, которого жильцы не знали. «На собрании главу решили переизбрать, но выяснилось, что этого нельзя сделать без одобрения общественной организации, которую основала чиновник горсовета, сотрудница департамента жилого хозяйства», — добавляет Малиновский.
«Мы показываем другим, как должно быть»
«Винница четыре года подряд обгоняет остальные города Украины в рейтинге комфортности жизни, так что не вижу поводов говорить о каких-то схемах, — говорит «Вестям» нардеп и бывший депутат Винницкого горсовета Геннадий Ткачук. — За последние 10 лет мы решили проблемы освещения во всех районах, вывоза мусора, полива городских газонов, комфортности дорог и общественного транспорта. Люди уже привыкли, что ни один дом не может быть сдан в эксплуатацию, если он не оборудован пандусами. Все ситилайты в городе европейского образца – они небольшого размера и расположены так, чтобы не отвлекать водителей».
Такого же мнение придерживание и его коллега, в прошлом также депутат Винницкого облсовета Иван Мельничук. «У нас и президент, и премьер из Винницы, поэтому Винница — всегда впереди других городов. Мы всегда показываем другим городам, как должно быть. Новые задумки не с неба падают, их придумывает мэр. Главное, чтобы деньги от налогов вкладывали в развитие города, как и должно быть».
Порошенко і Гройсман зі своєю компанією вже й так обікрали Україну. Треба було побачити як на День міста їх проводжали вінничани під вигуки ганьба. Всі ці так звані реформи дійсно є, але ще забули про транспортну — маршрутки скасували на більшості маршрутів, раніше більше 10 хвилин ніхто маршрутку не чекав і можна було добратись у будь-яку частину міста, тепер по 45 хвилин чекаєш, платиш у два рази дорожче і добираєшся з двома пересадками. От що означає «для людей». І це в кращому випадку, якщо не попадеш у пробку з тролейбусів чи трамваїв, бо вони перекривають все місто, не витримують навантаження. А все зроблено для того, щоб люди пересіли на таксі, які повідкривав Гройсман і ко. А чому не написали про землі і фадрику Рошен, фонтан. Все з місцевого бюджету, а для людей — зроблено за гроші меценатів.
Ніяк не можуть собою натішитися, придумують, як цікаво вони підіймають місто, але забуваються про те які тарифи та які умови вони роблять для жителів міста та їх добробуту. За останній час у них є тенденція підвищення тарифів в транспорті де сідаєш в тролейбус чи трамвай і боїшся, щоб благополучно доїхати, одного разу особисто їхала в тролейбусі де випало скло, ситуація з лікарнями це просто нонсенс, теж саме стосується шкіл та введення нових програм, що буде діяти з 2018 року, щоб розвантажити дітей тим самим хочуть зробити рабів, які будуть робити за кусень хліба, де освіта буде 3-ри класи, у кожного жителя, а потім стаття про благоустрій міста та про покращення умов.
Якщо в планах є зробити Вінницю європейським містом то впершу чергу починайте зміни із себе. В європейських країнах їздять на велосипедах, а не мерседесах s-класу, не так створюють махінації по грабунку жителів то банки то ще щось тому подібне.
Закономірний факт — ті, хто сьогодні при владі, вихваляють так звані нововведення. Колишні — невдоволені. Чомусь ніхто не проїхався у місцевому транспорті і не запитав пересічних мешканців, що думають з приводу «Чудового життя по-новому». Саме у громадськлму транспорті можна розговоритися з незнайомим, який виявився вашим сусідом на пару хвилин і дізнатися і про якість обслуговування в прозорому офісі, і про бюрократичну систему в сфері соціальних послуг. Тож, не все те золото, що блищить.
В заглавии написали «заставят жить Украину», как-будто вся страна уже обречена жить только по «новым задумкам», которые сейчас для Винницы, как отмечает депутат Винницкого облсовета Иван Мельничук. «не с неба падают, их придумывает мэр». Вряд ли жители города отмечают при этом улучшение социальной защиты. Ведь пенсии и зарплаты не растут, а вот тарифы несказанно ползут вверх.