Кому Бог дает богатство, или Секрет богатства евреев
В 26-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Евангельское чтение повествует всем православным о богатстве, об отношении к богатству и понимании, что такое богатство
С проповедью в этот день к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
«Милосердный Господь дает нам возможность общения Церкви с народом. И сегодня никто не может сказать, что не знает о Боге, не слышал о Боге. Сегодня, конечно, есть и искаженные понимания проповеди. Потому что появляются плевелы на лоне Святой Церкви – это секты, расколы, которые показывают человеку, как можно легко попасть в Царство Небесное.
Но легко попадают только в ад.
А для того, чтобы чего-то достичь, в любой сфере деятельности: науке, культуре, экономике, медицине – возникают определенные трудности перед человеком, и ему приходится преодолевать все проявления человеческого непонимания», – констатировал митрополит Павел.
И добавил: «Но человек должен помнить, что помощь его от Господа, сотворившего Небо и землю. Господь дает человеку богатство, Он никого не оставляет вне Своего внимания. Если человек имеет ум, хорошее образование, ученую степень, достижения, он старается с маленькой соломинки сделать большой пучок для того, чтобы как бы умножая таланты, человек мог достичь своей цели. Не только для себя, но и чтобы помочь ближнему, потому что Отец Небесный любит, когда мы творим дела милосердия. Он послал Своего Единородного Сына, Который непрестанно творил добрые дела и давал возможность человеку уподобляться Богу. «Будьте подобны Мне», – как сказал Христос. И сегодняшнее Евангельское чтение нам повествует о богатстве, об отношении к богатству и пониманию что такое богатство».
Притча о безумном богаче
Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Лк, 66 зач., 12, 16-21
Притча о безумном богаче: толкование
Притча о неразумном богаче. Рембрандт. 1627
И вот в нынешнем Евангельском чтении Господь раскрывает нам факт из жизни одного человека. У одного богатого человека был хороший урожай на поле. Имея плодородные земли, он приобретал все больше и больше и, наконец, получил невиданный им доселе урожай. Всего было в изобилии.
И не человека в этом была заслуга, а Бог дает человеку и ждет, чтобы человек поделился этим урожаем с теми людьми, которые не могут заработать.
Но этот человек, потеряв покой и сон, рассуждает наедине сам с собою. «Есть такая пословица: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Господь посмеется, потому что в человеческой силе только лишь одно – покаяться, если сердце сокрушенно и смиренно. Ведь Господь видит все наши помышления и намерения, и порой от нашего выбора зависит наша участь земная и вечная», – отметил Владыка Павел.
И этот человек говорит себе, что некуда мне деть столь богатый урожай. Я сломаю житницы старые, построю новые, и соберу туда все – и хватит на многие годы, и буду вести роскошную жизнь.
«С одной стороны, если человек получил хороший урожай, он должен его сохранить, чтобы не пропал. Но с другой стороны, мы видим, как у этого человека, полного самодовольства, рождаются планы жить в довольстве и покое. Принимая такое решение, человек даже не помышляет, а чего же хочет в этот момент от него Бог? Ведь все, что мы называем своим урожаем, добром, плодами – все дается нам Богом в долг. И принадлежит это Богу, а мы должны только правильно распределить все, что имеем от Господа, и принести Ему благодарение за великие милости, что Он дает возможность радоваться нам и радовать этими плодами других. А человек из сегодняшней Евангельской истории прилагает все усилия, чтобы это добро досталось только ему на долгие годы. И это поведение и размышления являются безумными, потому как уверенность в долгих годах жизни, может закончиться в один момент», – напомнил настоятель лавры.
Об этом и повествуется далее: когда богач закончил свои мечтания, он слышит голос Божий в своем сердце: «Безумный, в ночь сию заберут твою душу, и кому это все достанется, что ты заготовил?»
«Так бывает с людьми, которые богатеют не в Бога, а которые собирают все для себя, приготавливая себе путь вечных мук и страданий. Но еще большее безумие сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись». Если тело нужно напитать, одеть, обуть… А разве душе нужна подобная пища или золото с серебром? Душа человеческая питается делами милосердия, добром, правдой, пребывая в молитве к Господу, благодаря Его за великие милости. Богатство, которое этот человек собрал, казалось бы, на многие безбедные годы, в эту же ночь отнимется, и кому оно достанется? А что же будет с душой? Господь каждого встречает по делам его.
Очень важно понять смысл этой истории – собирание земных богатств заключается не в накоплении для себя, а самоотдаче другим.
И тогда в конце земной жизни такое богатство он сможет взять с собой, представ пред Господом», – подчеркнул Владыка Павел.
Притча о безумном богаче: актуальность в наши дни
Сегодня мы рассмотрим эту историю в обыденной жизни. Счастье человека не измеряется в денежном или материальном эквиваленте. Можно жить легко и весело, довольствуясь малым, а можно иметь всего в изобилии – и быть несчастным.
«Вообще людям всегда кажется, что им для счастья чего-то не хватает. Кому определенной суммы денег, кому славы, кому удачи… Каждому свое. И в этих ожиданиях проходит вся жизнь человека, который вместо того, чтобы наслаждаться каждым днем земной жизни во всех ее проявлениях, он ждет чего-то, кого-то, что-то. Человек так устроен: сколько не будет иметь – все будет мало. Сколько сегодня люди насобирали богатства разными путями праведными, неправедными. А сколько сегодня «оценщиков», которые пытаются оценить чьи-то доходы», – с сожалением отметил митрополит.
И добавил: «Особенно много среди тех, кто вообще нигде не трудился, не занимался ничем, они стараются ограбить, забрать у людей, думая при этом, что сами таким путем обогатятся и будут уважаемыми людьми. А главное, что скажут – вот человек богатый. А что стоит за этим словом – «богатый»? Пустота, яма с гробом, вечные муки и страдания. Потому что те, которые собирают богатства, к сожалению, не спешат творить дела милосердия, не спешат в храм. Они надеются на свою силу, на друзей, на то, что они еще более преуспеют, но они не слышат голос Божий, который свидетельствует, что отнимут душу и много тебе придется пострадать через болезни, страдания… И все это остается кому?»
Владыка Павел еще раз подчеркнул, что мы должны, когда Господь дает нам какие-то богатства, очень мудро распределить: «Никто не говорит, чтобы вы отдали все, оставьте часть себе, для своих детей, дайте часть сиротам, вдовам, детским приютам. Отдайте часть на развитие культуры, медицины, социальной сферы. Пожертвуйте на строительство или украшение храмов – и будет непрестанная молитва. Потому что только через молитву, через добрые дела Господь соединяется с человеком».
«К сожалению, я знаю много примеров, когда родители, насобирав большое богатство, приобрели дома, дачи, яхты, машины, но не приобрели ничего ни для своей души, ни для своих детей. Сколько в роскоши безумной погибло из-за наркомании, пьянства, в авариях на дорогах. Деньги тратят просто так, на непристойное поведение, на то, чтобы погибнуть. И родители не задумываются, что они – это та бесплодная смоковница, которая приготовила плод не для Бога, а для мук и страданий в вечном мучении. К примеру, были богатые люди до революции 1917 года, они строили монастыри, храмы, они брали на свое попечение дома престарелых, сиротинцы, больницы и т.д., которым помогали. И их богатство, оно служило им в радость», – напомнил настоятель лавры.
Путь к счастью прост: делайте счастливыми других.Владыка Павел
«Счастье не измеряется килограммами золота, тысячами долларов. У него есть своя шкала измерений в духовной сердечной теплоте. Где теплота, там и счастье. Потому что нет ничего радостней, когда ты видишь, что твои средства идут на добрые дела. Тогда человек получает благодарение от человека, а вместе с тем от Бога, тогда благословен его род и род, благословенна его семья, благословенные его родные и близкие. Поэтому люди, которые имеют средства, богатейте в Бога, даже через неправедно приобретенное богатство. Ищите и имейте друзей, которые помогут вам войти в Царство Небесное», – призвал он.
Он привел в пример такую историю: в Африке жил один очень скупой и жестокосердный мытарь по имени Петр. Когда просили его нищие, он никогда не давал даже кусочка хлеба, в нем не было жалости и сострадания. Но в то же время не забывал о себе.
Однажды он вел осла, нагруженного хлебами для княжеского обеда и видит: стоит нищий, который постоянно был здесь и просил. И нищий начал неотступно просить, чтобы Петр дал кусочек хлеба. Тот с ненавистью и презрением бросает хлеб нищему в лицо. Нищий взял этот хлеб, поблагодарил Бога и попросил у Бога милости и прощения этому человеку.
Через два дня сильная болезнь сразила мытаря Петра, и увидел он видение, что он вроде бы стоит на Суде пред Господом и на весы кладут его злые и добрые дела. Злые духи, демоны с хартиями, с одной стороны, принесли все злые дела: воровство, обман, лицемерие, предательство… С другой стороны Ангелы, которые не нашли добрых дел, нечего им положить на другую чашу весов, стоят печальны. Душа Петра трепещет. И один Ангел несет хлеб, замотанный в платок, со слезами этого нищего человека. Положил на весы – и эта милостыня, даже в недобром расположении сердца поданная, перевесила все злые дела и спасла душу этого человека.
С той поры Петр проявлял великое милосердие, иногда даже себя не щадя. Однажды идя, он встретил бывшего владельца утонувшего корабля, который был одет в рваные лохмотья. Петр снял с себя дорогую одежду и отдал ему. Но, постыдившись носить такие дорогие одежды, тот отдал купцу для продажи. Когда Петр, проходя мимо торжища, увидел, что его одежда выставлена на продажу, весьма опечалился и, придя домой, начал рыдать, что Господь не принял его милостыню, и он даже недостоин, чтобы одеть нищего. Слегка задремав, он увидел благообразного Мужа, одетого в его одежды, которые он отдал нищему. И, обратившись к Петру, Муж спросил, узнает ли одежды, которые на Нем? И Петр ответил, что узнает одежды, которые отдал нищему. И явившийся Муж (а это был Сам Господь) сказал, что не надо скорбеть, потому что одежды, отданные нищему, носит Он, и благодарит Петра за то, что одел Его, когда Он погибал от холода.
«Поэтому побеспокойтесь о душе своей, о душе ваших детей и внуков, и чтобы ваше имя было благословенно с поколения в поколение – творите милостыню. Она вытаскивает человека с преисподней земли», – подчеркнул в заключение митрополит Павел.