Концепция обороны Украины до 2020 года: без розовых очков о помощи Запада
Украина получила стратегию развития обороны с подробным перечнем угроз и планом действий, расписанным до 2020 года.
Подписанная президентом Петром Порошенко Концепция развития сектора безопасности и обороны Украины, показывает, что на Банковой больше не надеются на решающую помощь Запада.
В документе прямо указано, что Украина, в случае конфликта НАТО и России — поле битвы, а не член Альянса, а все необходимое оружие для армии придется самостоятельно разработать и произвести в нужном количестве.
«Обозреватель» выделил самое главное из 50-страничного документа, от выполнения которого зависит будущее Украины.
Дело рук
Спустя два года после агрессии России в Украине страна получила документ, в котором определились не только основные угрозы для страны, но и весь вектор развития национальной обороны, с подробным планом действий. И от ее выполнения фактически зависит судьба страны.
«Современное состояние составляющих сектора безопасности и обороны не позволяет обеспечить гарантированное реагирование на актуальные угрозы национальной безопасности Украины», — говорится в Концепции.
При этом весь план развития построен на явном понимании того, что Запад не собирается решать проблемы Украины, обеспечив ее безопасность, например, принятием в НАТО. Так, в широком перечне угроз национальной безопасности указано, что Украина может стать полем боя между странами НАТО и Россией. А театр возможных боевых действий может развернуться во всем Балто-Черноморско-Каспийском регионе.
Но, тем не менее, украинская армия должна приближаться к стандартам Альянса, в первую очередь в вопросах управления войсками и подготовки кадров. При этом в Концепции указано, что страна не будет переходить на 100% контрактную армию, и сохранит призыв.
Не ставится во главу угла и ранее ожидаемая масштабная помощь летальным оружием. Вместо разговоров о тысячах противотанковых ракет Javelin, пришло понимание, что жизненно важно развернуть собственное масштабное производство вооружения, военной и специальной техники.
Кроме того, отмечены действия России, которая блокирует привлечение мирового сообщества к урегулированию конфликта на востоке Украины. «В частности привлечение сил по поддержанию мира и безопасности ООН и ЕС», — говорится в документе. Также в нем прямо указано, что международные структуры, которые должны обеспечивать мир, сейчас недостаточно эффективны.
Таким образом, на Банковой утвердили главный принцип, который лишь подтверждает, что в реальном спасении утопающего заинтересован только он сам. И для этого спасения необходимо меньше чем за два года выполнить задачи, которые так и не были выполнены за целых 25 лет независимости Украины.
Например, одним из пунктов Концепции, который должен быть выполнен до 2017 года, предписано проведение демаркации границ, в том числе и с Россией. А до 2020 года — оборудование государственной границы Украины с РФ современными средствами технического наблюдения и контроля, а также завершение формирования пограничных подразделений быстрого реагирования.
Новые силы
В Концепции прописано создание новой структуры Вооруженных сил Украины, которые должны быть разделены на три части с разной степенью боеготовности: силы немедленного реагирования, силы наращивания и силы резерва.
Первые, в случае агрессии, должны вступить в бой через считанные часы, дав время на приведение в боевую готовность сил наращивания, которые, в случае продолжения конфликта, усиливают передовые армейские части.
Затем к участию в боевых действиях подключается силы резерва. Он же может быть использован и при проведении антитеррористической операции, а также для оказания помощи при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах.
Кроме того, в структуру Вооруженных сил Украины вводятся Силы специальных операций в качестве отдельного рода войск. В созданные в начале 2016 года Силы уже вошли одни из самых боеспособных частей украинской армии — 3-й и 8-й отдельные полки спецназа. По плану эти части должны быть увеличены по штату до бригад.
Но несмотря на создание отдельных сил, которые будут круглосуточно находиться в состоянии полной боевой готовности, Концепция предусматривает плотную работу с мобилизационным резервом.
Так, в первую очередь, на Банковой утвердили, что, как минимум до 2020 года, украинская армия будет формироваться из призывников и контрактников по смешанному принципу. С постепенным переходом на профессиональные вооруженные силы.
С целью усиления мобилизационного резерва, Концепция предусматривает активное использование электронного реестра военнообязанных, повышение эффективности работы военкоматов и системы подготовки.
В отдельном пункте также указан «пересмотр сроков прохождения срочной военной службы и призывного возраста граждан». Но без уточнения, каким образом они будут изменены. Как объяснил «Обозревателю» спикер Генштаба Владислав Селезнев, если порядок призыва и будет изменяться, то лишь путем изменений в законодательстве.
Но главная задача, которую определила Концепция — создать единую систему безопасности, четко распределив функции и порядок взаимодействия Вооруженных сил, Нацгвардии и других силовых органов Украины.
«Целью концепции является определение и формирование национальной безопасности и обороны, которая позволяет восстановить территориальную целостность, обеспечить создание национальной системы реагирования на кризисные ситуации и обеспечить кибербезопасность. Мы впервые подготовили целостный документ, который рассматривает сектор обороны как определенное единство. Эта концепция очень четко получается из того, что в Украине не будет трех параллельных армий», — заявил заместитель секретаря СНБО Украины Александр Литвиненко.
Вопрос экономики
Отдельное внимание во всей концепции уделено экономическим вопросам. Для реализации всей программы предусмотрено ежегодное финансирование обороны Украины на уровне не менее 5% от валового внутреннего продукта. Из них на оборонные расходы будет уходить не менее 3% от ВВП, а на развитие оборонно-промышленного комплекса — 0,5%.
В 2016 году Украина уже получила военный бюджет в размере 5% от ВВП, который стал рекордным для страны, о чем многократно говорили на Банковой. Но учитывая скачки курса гривни, в долларовом эквиваленте, сумма оказалась далеко не рекордной. Так, Минобороны в этом году получило порядка 2,3 млрд долларов, а в прошлом году — 2,85 млрд долларов.
В сравнении с другими государствами, реальные возможности украинской экономики видны достаточно четко. Так, запланированные на этот год 100 миллиардов гривен, по нынешнему курсу — около 3,7 миллиарда долларов. В это же время Россия выделила на «военку» 43 миллиарда долларов.
Если сравнивать оборонные бюджеты, по данным Международного института стратегических исследований за прошлый год, Украина по итогам этого года окажется в районе 50 места в общемировом рейтинге — расположившись рядом с такими странами, как Австрия, Португалия и Финляндия. При этом стоит учитывать, что размер украинской армии порядка 230 тысяч человек, австрийской — порядка 50 тысяч, финской около 35 тысяч, португальской — около 20 тысяч.
Таким образом, если Кабмин не сможет стабилизировать экономику Украины или не будет направлять дополнительные ресурсы на оборонку, Концепция рискует остаться просто абстрактным невыполненным планом. При этом для поиска дополнительных средств необязательно далеко отходить от самой Банковой.
Например, Верховная Рада Украины намерена увеличить расходы на оплату труда депутатов в 2016 году почти в три раза с 32,2 млн гривен до 91,2 млн гривен. А в 2015 году только проезд народных избранниковобошелся бюджету в 1,7 миллион гривен, которые могли пойти на закупку нового вооружения для армии.