Крепостное право в Украине: что нам готовит депутатское панство
Принятый Верховной Радой за основу проект №6489, который предусматривает смягчение системы штрафов для предпринимателей за нарушение законов о занятости населения, в перспективе может свести на нет всю борьбу правительства с теневыми зарплатами.
В то время как в большинстве цивилизованных стран социально-ответственный бизнес демонстрирует свою эффективность, Украина делает шаг к социальной безответственности предпринимателей. Какие опасности таит в себе скандальный законопроект, и кому он выгоден на самом деле – читайте в материале «Обозревателя».
Далеко идущие последствия
В случае принятия законопроект может иметь ряд далеко идущих последствий. Смягчение штрафов и ослабление государственного контроля – «зеленый свет» для тенизации экономики. Это неминуемо приведет к увеличению «дыры» в Пенсионном фонде. Несмотря на положительную тенденцию в сфере детенизации экономики, дефицит ПФ и сейчас находится на критическом уровне, составляя 141 млрд грн (половину от своих потребностей).
Еще один важный аспект – уменьшение социальной защищенности работников, которые могут лишиться больничных выплат, выплат на оздоровление, оплачиваемого отпуска и прочих гарантий, которые отличают современные условия труда от средневековых. Нет официального оформления – нет прав.
Более того, далеко не каждый сотрудник решится предоставлять органам государственного контроля информацию о нарушениях. Законопроект предусматривает штраф за «безосновательное обращение» в размере от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан. Проще говоря, если работодатель успеет «подчистить хвосты» и доказать нарушение не удастся, накажут «информатора».
В пользу крупного бизнеса
В Украине и без того крайне сложная ситуация с обеспечением прав сотрудников. В прошлом году их нарушили 81% проинспектированных Гострудом компаний. Предприятия оштрафовали на 60 млн грн. И примерно третья часть суммы касается как раз нарушений, связанных с нелегальным трудоустройством.
Почему инициаторы законопроекта закрыли глаза на удручающую статистику – ключевой вопрос. Официальные мотивы благие: упрощение жизни малого и среднего бизнеса и борьба со злоупотреблениями в контролирующих органах. Но наибольшую выгоду из законопроекта может извлечь как раз крупный бизнес, переведя нелегальное трудоустройство в разряд корпоративной стратегии.
Инициаторами законопроекта выступили сразу 20 народных депутатов из разных фракций. Например, печально известный нардеп от БПП Борислав Розенблат, который сейчас находится под следствием. Его, помимо прочего, подозревают в получении неправомерной выгоды за лоббирование законопроекта о добыче янтаря.
Смягчение штрафов продвигает еще один нардеп от БПП Андрей Вадатурский – наследник аграрной империи «Нибулон» – крупнейшего сельскохозяйственного предприятия Украины. Вадатурский, кстати, считается одним из самых богатых депутатов Рады. Ему принадлежит 20% в уставном фонде бизнес-гиганта, который напрямую заинтересован в принятии законопроекта.
В числе инициаторов числится даже сын президента и член БПП Алексей Порошенко. Он полагает, что законопроект будет «стимулировать развитие экономики и новые рабочие места», поскольку давление на бизнес уменьшится. Однако давление и контроль – это несколько разные понятия. Безнаказанность в сфере трудовых обязательств действительно будет стимулировать развитие экономики, правда, теневой.
Законопроект продвигает также член «Народного фронта» Людмила Денисова. Казалось бы, она как раз должна в первую очередь заботиться о правах рабочих. Нардеп была министром соцполитики в первом правительстве Яценюка, сейчас она возглавляет парламентский комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения и даже рвется в омбудсмены. Однако в этом случае Денисова предпочла защищать интересы бизнеса.
Показательно, что наступление на социальные гарантии работников происходит на фоне крайне низкой оплаты труда. Министр соцполитики Андрей Рева не скрывает: Украина занимает последнее место в Европе по уровню зарплат, а среди бывших республик Советского Союза опережает лишь Таджикистан.