«Крымнаш» в коматозном состоянии: у Путина хотят свалить вину на Аксенова
В оккупированном Крыму продолжается борьба за финансовые потоки
Несмотря на многочисленные помпезные заявления, Кремль до сих пор так и не сумел выстроить какой-то рабочий механизм управления оккупированным Крымом. Еще в первые недели аннексии украинского полуострова возник конфликт между московскими чиновниками и местными «революционерами», который продолжается до сих пор. У команды «премьера» Сергея Аксенова нет союзников ни в одном российском федеральном министерстве и ведомстве, кроме минобороны, зато оппонентов и откровенных недругов – хоть отбавляй. Главная причина противостояния – контроль над финансовыми потоками в захваченном Крыму.
На днях в российских СМИ в очередной раз всплыла информация о планах российского федерального правительства перевести аннексированный полуостров на ручной режим управления, заменив местных руководителей командированными специалистами. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил журналистам, что такое развитие событий возможно, но конкретное решение пока не приняли. Его комментарий прозвучал в ответ на предложение крымского «премьера» Сергея Аксенова назначить ответственных за реализацию так называемой федеральной целевой программы (ФЦП) по «развитию Крыма», которая стала камнем преткновения в отношениях между Москвой и Симферополем.
Напомним, летом 2014 года Кремль заявил, что планирует выделить в рамках ФЦП на «развитие» захваченного Крыма около 700 млрд рублей. Сумму расходов и сам проект несколько раз корректировали, но программу так и не запустили, что не уберегло Москву от астрономических расходов на содержание краденой территории. По официальным данным, только в течение первого года аннексии Кремлю пришлось серьезно раскошелиться: трансферты из федерального бюджета составили около 125 млрд рублей, и это с учетом того, что Крыму полностью оставили НДС. Для сравнения, Чечня, которой Москва фактически выплачивает дань, обошлась в 56 млрд. Львиная доля «крымских денег» (около 42%) ушла на пенсии и социальную защиту населения – пресловутый российский соцпакет, ради которого местные «ватники» бегали на «референдум». Но это никак не сказалось на уровне жизни. Инфляция, подорожание товаров и продовольствия «съели» так называемые «высокие» российские пенсии и зарплаты. Далее образование и крымская медицина получили в 2014 году по 16% и 12% соответственно. На развитие экономики ушло лишь 15%, из которых большую часть денег потратили на компенсацию расходов на поставку топлива.
С тех пор ситуация особенно не изменилась. Проект «Крымнаш» пребывает в коматозном состоянии, ФЦП осталась только на бумаге. Ни в Москве, ни в Симферополе не знают, как выходить из положения. Точнее, ответ известен – Крым нужно вернуть законному владельцу, Украине, но Кремль предпочитает делать вид, что вопрос состоит только в распределении денежных потоков. Аксенов из-за этого несколько месяцев жестко конфликтует с Козаком. «Московские» хотят самостоятельно «распилить» деньги на ФЦП, возложив ответственность за провалы на людей Аксенова. Источники, заслуживающие доверия, неоднократно сообщали об упаднических настроениях, которые бытовали в крымской «власти» уже к началу прошлого года. Среди крымских «министров» циркулировала информация, что Аксенов смог удержаться в кресле только благодаря поддержке постпреда Олега Белавенцева (постоянный представитель президента РФ в Крыму, — «Апостроф»), который является креатурой министра обороны Сергея Шойгу. Президент России Владимир Путин пытается находиться над схваткой, поочередно поощряя или стравливая стороны друг с другом. Типичная сталинская методика аппаратных интриг.
Вторым слабым звеном является «спикер» Владимир Константинов. Руководитель опереточного «госсовета» Крыма, роль которого в вопросе управления полуостровом ничтожна, Константинов пытался через спикера Госдумы Сергея Нарышкина протащить продление «переходного периода», но получил жесткий отказ. Теперь он понимает, что именно на него могут повесить всех собак, и экстренно засобирался в депутаты федерального парламента РФ.
В целом ситуация для оккупационных властей сложилась патовая. Информация, что систему управления захваченным Крымом будут перестраивать или вообще планируют ликвидировать «крымский федеральный округ», обсуждается еще с лета прошлого года, сразу после ликвидации федерального министерства, которое заведовало оккупированной территорией. Местных «героев» давно бы задвинули на задний двор, но в Москве не так уж много людей, желающих лезть в болото под названием «крымское правительство». С другой стороны, делиться деньгами с ними никто не хочет.
Судя по контексту событий, федеральные силовики накопили достаточное количество компромата на людей Аксенова. Материалы готовы пустить в ход, как только прозвучит команда «фас». Пока же федералы ограничивались точечными, но очень громкими акциями. Прошлым летом сразу несколько крымских «министров» оказались под следствием по подозрению в махинациях. Коррупционные скандалы совпадали с попытками Козака внедрить в крымский «совмин» московских специалистов, усадив их в кресла заместителей «министров». Аксенов выступил категорически «против», пояснив это тем, что на полуострове якобы хватает компетентных специалистов. В Кремле ему предложили изложить свои доводы в письменной форме. Судя по тому, что Козак в конце марта текущего года опять заговорил о ручном управлении Крымом, аргументы Аксенова никого в Москве не впечатлили.
Когда оккупанты говорят об «интеграции Крыма» в российское политическое поле, то нужно иметь в виду три важных нюанса. Во-первых, на самом деле никакого государственного строительства на полуострове, в общепринятом понимании этого выражения, Кремль и его марионетки не ведут. Республиканский «совмин» превратился в огромный собес, который ведает распределением социальных выплат. А картонный «госсовет» лишь формально является «законодательным органом». На самом деле депутаты голосуют за решения, которые приняли до них.
Во-вторых, проект «Крымнаш» – был импульсивной реакцией Кремля на украинский Евромайдан, подогретый паранойей, которая обуяла Путина в ходе «болотных протестов». Украинские политики и некоторые силовики любят рассказывать, что Москва «давно готовила» захват украинской территории. Рисованные «планы» на случай войны с соседями есть в каждом генеральном штабе, это общепринятая практика. Но не факт, что эти планы адекватны политическим обстоятельствам, которые могут измениться в считанные часы. Классический пример провального военного планирования – действия СССР в начале Второй мировой войны.
С весны 2014 года Кремль (а конкретнее Путин и его близкое окружение) пытаются трансформировать «Крымнаш» в сверхдоходный бизнес-проект. Фактически это своего рода замена Сочинской олимпиады. Козак конфликтует с Аксеновым по поводу денег и ответственности, а так называемый керченский мост финансируют в должном объеме, так как это проект Аркадия Ротенберга – друга российского президента. Кстати, в ходе последнего визита на полуостров Путин отправился именно на стройку моста. «Губернатор» Севастополя Сергей Меняйло решил сделать начальству приятное, предложив дать Ротенбергу еще и землю под развлекательный комплекс в Байдарской долине без конкурса. Оккупированный Крым будет им интересен до тех пор, пока из него можно вытягивать сверхдоходы, что сейчас и пытаются делать.
И третья, основная причина, по которой Аксенов пока еще может «брыкаться» перед московскими, – это косвенное участие Крыма в войне на востоке Украины. Ведь в Крыму готовят террористов и лечат их. Сразу после назначения Аксенов затеял противостояние с местными медиками, перетряхивая систему до основания. Формальная причина – воровство медиками российской гуманитарки. Реальная – плохое качество лечения и реабилитации террористов, и, конечно же, бюджетные потоки, которые выделялись на эти цели. Пока идет война на Донбассе, Белавенцев еще может отстаивать крымского «премьера» перед коллегами по правительству.
Исходя из вышеперечисленного, можно предположить, что события будут развиваться следующим образом. Скорее всего, Козак все-таки затащит в местную оккупационную администрацию своих людей. Или же ФПЦ отменят под благовидным предлогом. Как показывает практика, в России принималось множество федеральных программ по развитию территорий, но ни одна из них так и не принесла ощутимого результата.
Источник: «Апостроф«