Кто такой Гройсман? Обнародованы бизнес-схемы семьи будущего премьера
«Хотите знать, кто такой Гройсман? Поезжайте на центральный рынок. Его так и называют: «им. Семьи Гройсмана». Вам расскажут, как народ дубинками сгоняли торговать с улиц на рынок», — дедушка в смешной соломенной шляпе шагнул на подножку трамвая.
«А потом всех сдернули в Киев… Винница тоже порожняк не гонит», — провела параллель пассажирка с корзиной, но почему-то вполголоса.
Элегантный голубенький «Карп» с большим прожектором (дюжину таких, с Wi-Fi и кнопочкой для открытия двери, передали Виннице из Цюриха как раз в 2006-м, когда будущий премьер и нынешний спикер начинал карьеру мэра) чавкнул дверью и покатился по весеннему бульвару. Два аспекта одного города — нежданную славу и провинциальный шарм — увидели «Вести».
По Виннице курсируют швейцарские трамваи. Фото: depo.vn.ua
Идеальные дороги Винницы
Первое впечатление: город — тихая Европа. МАФов и уличной торговли действительно нет, «норма» по деревьям перевыполнена (воздух свежий), ремонт асфальта настоящий, не «ямочный», как в Киеве. Ларчик открывается просто. «Асфальт два раза в год кладут, целыми улицами и под самый бордюр, — все потому, что асфальтовый завод принадлежит Гройсманам», — обронил таксист, подвозивший журналиста «Вестей» к бывшему дому экс-мэра.
Еще один актив, самая грандиозная в городе стеклянная башня — ТЦ «Магигранд», построен в 2007 году на месте рынка «Юность», директором которого был отец экс-мэра. С 2015-го, после ряда коммерческих сделок, им владеет фирма «Магигранд» Елены Гройсман, супруги будущего премьера. В цокольном этаже — неизменный «Рошен» (соседнюю торговую площадь можно арендовать за $800 в месяц), зато на задворках сохранились торговые ряды старого рынка хозтоваров.
«Собирать арендную плату ($200/мес) приходит управляющий рыночка, а сами хозяева… Их не видели», — уклончиво отвечает продавщица Валентина.
Стеклянная башня ТЦ «Магигранд». Фото: Анастасия Рябоконь/ «Вести»
«Очень многие активы — газеты, прибыльные торговые площади, популярная в Виннице сеть магазинов «Гранд» — принадлежат семье Гройсмана. Причем скорее отцу, Борису Исааковичу, прямо и скрыто, через подставных лиц», — анонимно поделился местный оппозиционер. Высказываться открыто небезопасно: хоть сам экс-мэр подкреплял имидж «крепкого хозяйственника» демократизмом («Иду по улице в Виннице, и если люди идут навстречу, то я никогда не перехожу на другую сторону», — говорил он на политическом ток-шоу), у открытых врагов экс-мэра явные проблемы.
Для журналиста и местного политика Виктора Малиновского это домашний арест за якобы мошенничество и подлог. «Гройсмана с самого начала готовили к политической карьере в Киеве. Весь негатив блокировали, критические публикации зачищали. В мэры его «вели» политтехнологи Порошенко, тратились баснословные суммы, — сказал «Вестям» Малиновский. — Даже будучи в Киеве, он до сих пор руководит Винницей». Напрямую с ним работал спец с московским опытом Мирослав Кошелюк, сейчас он советник спикера.
В юности возил бананы
Родительская квартира Гройсманов — окнами во двор, по соседству с рынком «Юность», на 7-м этаже серой «панельки». В этот же подъезд, но на 4-й этаж, в начале «нулевых» въехал сам Гройсман с молодой женой. В торце дома — уже знакомый нам «Гранд». А через дорогу школа №35: в ее комнате-музее на стендах под стеклом узнаваемое лицо — Володя. В этой же школе преподавала русский язык и литературу его мама, Елена Васильевна.
«У нас она не вела, только иногда заменяла. На сына никогда даже не крикнула, а когда звала домой с балкона, он шел с первого раза, — рассказала «Вестям» одноклассница Гройсмана, Оксана Печейко, которая работает в этой же школе. — А во дворе играли очень много, как все дети. Хотя Вова никогда не был центром компании, после 9-го класса у него появились друзья старше его, и тогда к нему потянулись и одноклассники».
Во дворе этих домов вырос Гройсман. Фото: Анастасия Рябоконь/ «Вести»
Интересно, что школьный товарищ отца Гройсмана, Семен Ханук, описывает Владимира совсем по-другому: «Разбитной. Его улица воспитала — не комнатный мальчик! А отец научил держать слово и старших уважать. Они каждый день созваниваются, Володя ругается, когда отец диету нарушает». Из официальной биографии известно, что Владимира воспитала не только улица, а тот самый рынок. Когда отец открыл кооператив, и «Юность» начала расти, юный Гройсман с друзьями привозил на продажу бананы и цитрусовые. А обратно, в Польшу, везли часы для продажи.
Город — пионер по схемам
После Оранжевой революции, когда Винница окончательно стала вотчиной Петра Порошенко, действующего мэра Александра Домбровского повысили до губернатора. Вакантное место занял Гройсман, и город захлестнули перемены. «Винницу поднимали за счет бизнеса, в первую очередь Порошенко, привлекали гранты. Чтобы им было что показывать, команда Гройсмана сделала ставку на краткосрочные результаты. Действительно, убрали стихийную торговлю, без перебоев вывозили мусор, пустили новый общественный транспорт, открыли прозрачный офис на первом этаже в мэрии», — говорит адвокат Евгений Зильберт.
Интересно, что оппоненты Гройсмана утверждают: задел реформам был положен до него. Тот же прозрачный офис начали строить при Домбровском, а Гройсману оставалось закончить начатое.
Одновременно, по словам Виктора Малиновского, выстраивались новые взаимоотношения в коммунальной сфере: «Винница — пионер в «схемах». Начали брать с людей деньги за проверку счетчиков. Затем горсовет утвердил типовой договор на подачу комуслуг. Выбросили права людей, а оставили только обязанности».
Он отметил, что это вызвало правовую коллизию: вместо лиц, предоставляющих или потребляющих услуги, в договоре оставили «сторону 1» и «сторону 2». С этим договором нельзя обратиться в Центр защиты прав потребителей, поскольку это, по сути, коммерческое соглашение. «По всей Украине заключают прямые договоры на поставку воды и водоотвод, кроме Винницкой области. Тут заключить договор можно только через жэк-посредник, который получает до 10% от суммы. А потом деньги через консалтинговые фирмы откатывают назад, а затем обналичивают через магазины. Именно поэтому в Виннице столько торговых центров», — пояснил Малиновский.
Кстати, бюджетная статистика слова подтверждает: в лидерах доходов — поступления от продаж, акцизные сборы и коммунальные платежи.
«Никто не ставил на колени»
Соцсети уже разразились параллелями: «Винницу никто не ставил на колени», «Спасибо жителям Виннитчины за президента-молодчину». Знакомые посылы Банковая дополняет тезисами о «крепком хозяйственнике» и социальных благах в программе будущего премьера. В самой Виннице на наши вопросы о том, чего же там ждут от нового премьера, лишь отшучиваются: мол, в нашем случае лучше молчать, чем говорить.
Источник: «Вести«