Любому событию, любому происшествию в Украине нынче дают политико-идеологический окрас. Чтобы не случилось, чтобы не произошло, кто-то обязательно увидит за этим серые силуэты олигархов или огромную черную тень Путина, яркое сияние национального сознания патртитов или уверенное движение в европейское будущее. Даже если речь идет о переходившей дорогу бабушке, и уж тем более, если это скандальное дело главного мытаря державы.




Арест Насирова сразу же изобразили как оглушающий успех борьбы с коррупцией, причем в двух вариантах. Власть поспешно начала лепетать о том, какая она такая демократическая и европейская, что борется с коррупционерами даже в собственных рядах, на самом высроком уровне. А правая оппозиция с восторгом завопила, что в стране идут важные перемены и наконец-то начали арестовывать коррупционеров из окружения президента Порошенко. При этом обе стороны почему-то рассматривают Насирова как некий старорежимный атавизм, случайно затесавшийся (или специально приглашенный) в ряды постмайданного руководства страны. Вот-вот его назовут бывшим регионалом, а может быть даже «донецким».


Но горький курьез состоит как раз в том, что Роман Насиров это не атавизм прошлого, а яркий пример настоящего. Никакой он не «донецкий», и не регионал, а самый что ни на есть продвинутый представитель европейской школы либерально-биржевой экономики, в которой он проработал несколько лет. Большим «европейским профессионалом», чем Насиров, являются только приглашенные в наш Кабмин поляки, грузины и американцы. Хотя, вообще-то, европейцами из них являются только поляки, и это еще один курьез из жизни потерявшейся в трех соснах несчастной Украины. Впрочем, учитывая наличие у Насирова иностранных паспортов, может оказаться, что он стал первым работающим в украинском правительстве венгром или британцем…



Венгерский паспорт Насирова

В Чернигове есть всё!

Имея в кармане мятый венгерский паспорт и работая в украинском правительстве, Роман Насиров является этническим азербайджанцем. Точнее, наполовину: его почтенный батюшка Микаил Ильяс Насир-оглу переехал из Азербайджана в Украину в 1976 году и женился на украинке (по другим сведениям – на еврейке), а 3 марта 1979 года у них родился сын Роман. Интересно, что даже месторождение Романа Насирова в его биографиях называется разное: в одних версиях он урожденный киевлянин, в других – черниговец.

Суровые кавказские родители не позволяют своим детям бестолково «тусоваться» со сверстниками, и уже в 16 лет юный Роман помогал отцу торговать в лавке – точнее, в семейном ООО «Дамир». А затем его отец «замутил» совместный бизнес с таким интересным человеком, как Виталий Антонов. Который прошел долгий путь от директора карпатской альпинистской базы до нефтяного (владелец сети АЗС «ОККО») и хлебного (владелец корпорации «Хлебпром») олигарха. В начале 90-х Антонов был одним из людей, контролировавших «Укрнафту», и в 1995-м он уже был президентом львовского ОАО «Галнафтогаз», которое затем превратил в ЗАО.

Расширяя свой бизнес по всей стране, Антонов работал в Чернигове с уважаемым Насир-оглу, к тому времени уже давно носившем фамилию Насиров (как и его сын). Почему именно с ним, и как они познакомились – об этом анналы интернета умалчивают. Но именно так начался большой бизнес семьи Насировых, торговавших в 90-х в Чернигове нефтепродуктами, и создавших в 1998-м предприятие «Укнафта-Вентус», в котором получил свой первый опыт руководства бизнесом 19-летний Роман Насиров.

Одновременно с занятием отцовским бизнесом, Роман Насиров в 1996-2000 году заочно учился в Черниговском институте экономики и управления по специальности «финансы». О престижности этого учебного заведения говорить не приходилось, поэтому в 2001 году Роман Насиров получил диплом Киевского национального университета – с которым тут же отбыл в Англию, в «University of East London». Как вы правильно поняли, проходить срочную службу в украинской армии молодой Роман Насиров даже не собирался, и можно лишь гадать, что именно освободило его от этого конституционного долга. Впрочем, так поступали практически все «мажоры» независимой Украины.

Лондонский финансовый туман

Причина тогдашнего отъезда Романа Насирова в Англию остается секретом его личной жизни. Возможно, на этом настоял его отец. А, возможно, это была идея его молодой супруги Екатерины или её отца Александра Глимбовского – будущего строительного магната. Так же возможно, что они познакомились и поженились уже в Англии, где Екатерина Глимбовская также занималась небольшим бизнесом – в частности, возглавляя фирму «Altis ltd», являвшуюся то ли филиалом, то ли, наоборот, учредителем «Альтис-Холдинга» её отца. Ведь даже дату своей свадьбы Роман Насиров не сделал достоянием публичной информации. Известно лишь то, что из своего пребывания в Лондоне в 2001-2008 г.г. Роман Насиров вернулся уже женатым человеком.

Александр Глимбовский

Екатерина Глимбовская

Кстати, его свояком (мужем старшей сестры Екатерины) является Андрей Гмырин — скандальнейший персонаж, который сначала работал в МВД (УБОП, УБЭП), а потом перебрался в Министерство доходов и сборов, оставшись в нем, когда то преобразовали в Государственную фискальную службу (ГФС). Так что, можно сказать, что дорогу Насирову к руководству НФИ протоптал его свояк. Однако не будем забегать вперед.

В Англии Роман Насиров совершенно преобразился. Вместо юноши, который вместе с отцом торговал в родном Чернигове бензином и мазутом, в Лондоне мы бы увидели молодого и энергичного европейского «белого воротничка», увлеченно занимающегося чисто бумажным бизнесом. Сначала Роман Насиров торговал специализированными базами данных для банков, а в 2005 стал брокером про ценным бумагам американского представительства «Cantor Fitzgerald/BGC». Это типичная американская финансовая компания, вот уже 70 лет пытающаяся зарабатывать на различных манипуляциях с акциями, ставками, курсами и т.п. В Украине подобный бизнес еще почти не ведом (оно, наверное, и к лучшему), а вот на Западе он развит столь же широко, как и адвокатская практика. Причина проста: огромная масса «белых воротничков», паразитирующая на работе промышленных и банковских предприятий, живая с постоянных перепродаж их ценных бумаг. Но если выпускники Йеля и Гарварда находят себе место на биржах Уолл-Стритт, то «специалисты» выпущенные из второстепенных экономических колледжей типа «University of East London» разбираются второсортными компаниями, питающимися «крошками» фондового рынка.

Вот так Насиров начал зарабатывать себе опыт стопроцентного западного экономиста, специализирующегося на перепродаже ценных бумаг. В 2007 году он занимался «безпоставочными форвардами украинской гривны»: суть этой замысловатой фразы сводилась к тому, что «Cantor Fitzgerald» решила немного «заработать» на колебаниях стоимости украинских облигаций, не покупая/продавая их непосредственно. Успех этой затеи полностью зависел от наличия необходимой «инсайдерской» информации, а еще лучше – от прямого контакта с представителями НБУ. Поговаривают, что именно тогда, в 2007-м, состоялось деловое знакомство лондонского брокера Романа Насирова и главы Совета НБУ Петра Порошенко.

Именно после этого картера Романа Насирова, как говорится, поперла вверх. В том же году ему сделал деловое предложение Игорь Мазепа – глава украинской инвестиционной компании «Concorde Capital», который впоследствии станет фигурантом множества скандалов не только в Украине, но и в США. Суть которых сводилась к коррупции, аферам, утечке и воровстве информации, нарушениях закона. При этом Мазепа, словно оправдывая свою фамилию, всегда «служил и вашим, и нашим»: среди его близких знакомых есть и донецкий олигарх Курченко, и нынешний глава президентской Администрации Борис Ложкин, и сам Петр Алексеевич.

И вот в его компании в 2008-2009 г.г. и проработал Роман Насиров в должности управляющего директора по торговле ценными бумагами. Опять же, его задачей было торговать этими бумагами на лондонской бирже – а ведь как раз в период с конца 2007 по конец 2008 года на украинском рынке акция и финансов происходили очень интересные события! Взлетал и падал курс гривны, раздувалась стоимость спешно продаваемых компаний и банков, в оффшорные ямы проваливались выводимые миллиарды, невообразимое творилось с государственными облигациями – на всем этом ушлые людишки могли хорошо нагреть руки!

После начала великого кризиса Роман Насиров вернулся в Украину (но сохранив за собою свои лондонские квартиры), и в первых месяцах 2009 года «всплыл» как руководитель электронной биржи «Be2Be Exchange» (один из проектов «Concorde Capital»), занимающейся бартером сельхозпродукции. С помощью этой биржи, а также одновременным выгодным размещением облигаций концерна «Хлебпром», принадлежащего их «другу семьи» Виталию Антонову, Насиров помог ему создать одну из крупнейших региональных хлебопекарных монополий в Украине. И это было не украинская коррупция, в которой для таких целей банально используют присвоенные бюджетные деньги или невозвращенный кредит, это была чисто западная, 100% европейская коррупция, основанная на биржевых аферах и корпоративных сговорах с высокими государственными чиновниками.

Востребованный человек

В 2009 году Роман Насиров принял новое выгодное предложение от Питера Ванхекке, назначенного руководить киевским филиалом компании «Renaissance Capital» российского миллиардера Михаила Прохорова. Содиректором же этого филиала тогда был ни кто иной, как Игорь Билоус – нынешний председатель Фонда госимущества Украины. А с июня 2014 по январь 2015 Билоус возглавлял Государственную фискальную службу (ГФС), то есть был предшественником Насирова на этом посту и еще одним человеком, который помог ему стать главным налоговиком страны.

В период 2011-2013 года в биографии Насирова можно найти и такую запись: глава правления «Укрнафты». На самом деле это неточность: главой правления ОАО «Укрнафта» с февраля 2011 года является Питер Ванхекке, Насиров же был лишь членом правления «Укрнафты». А все потому, что в конце 2010 года премьер Азаров настоятельно потребовал от министра Бойко сменить менеджмент «Укрнафты», поскольку компанией фактически управлял (и почти ничего не платил в казну) её совладелец Игорь Коломойский. Вот Бойко и решил поставить во главе «Укрнафты» менеджеров из «Renaissance Capital». Стоить заметить, что после того как Прохоров в 2013 закрыл украинский филиал «Renaissance Capital», а Майдан в 2014-м сместил правительство Азарова, то оставшийся во главе Укрнафты» Ванхекке стал совершенно «ручным» менеджеров Коломойского.

А Роман Насиров в мае 2013-го подался в заместители председателя правления ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» Александра Лавринчука. Говорили, что на этой должности Насиров очень сблизился с Юрием Иванющенко (Юрой Енакиевским), который хотел прибрать к рукам часть аграрного сектора Украины, вот только вряд ли мог ему в этом помочь. Дело в том, что профессионального виртуоза ценных бумаг Насирова посадили заниматься иностранными инвестициями в украинское сельское хозяйство. Все, что он добился на этом посту для государства – скандального провала т.н. китайского контракта.

Напомним, что в 2013 году Китай предоставил Украине кредит (3 миллиарда долларов) в обмен на поставки зерна и контракт по созданию на юге страну ферм, продукцию которых бы экспортировали в Поднебесную. Создание «китайских ферм» сорвалось изначально, но возникли так же и проблемы с расчетом за кредит украинским зерном, говорили так же о 300 миллионах «испарившихся» долларов (выведены как плата за фиктивные услуги). При этом основой всех этих нарушений контракта были неправильно составленные договора – а ведь за них Насиров отвечал лично, и вряд ли бы такой опытный профессионал мог ошибиться. Хуже всего, что расхлебывать эту историю пришлось уже новой «постмайданной» власти, кое-как рассчитавшейся с китайцами, но потерявшей их глазах свою репутацию. Так что «спасибо» за сведение инвестиционного климата Украины к нулю нужно сказать и Роману Насирову!

И, тем не менее, в 2014 году Роман Насиров был избран депутатом Верховной Рады по списку Блока Порошенко «Солидарность», получив в нем 51-е место. Для сравнения: Александр Грановский шел в списке под №58, Степан Кубив №59, Ирина Луценко №70, Эдуард Гурвиц №93. Это говорило о том, что уже тогда он был очень востребованным человеком для окружения Порошенко (или самого президента). И действительно, не успели в январе 2015 года снять Игоря Билоуса, как на пост нового главы ГФС Банковая стала активно продвигать именно Романа Насирова. И это при том, что на эту должность тогда претендовали 69 человек, и борьба затянулась до мая 2015-го!

Разумеется, что только полностью слепой не увидит в этом наличие личных связей между Романом Насировым и президентской «семьей», существовавших еще до его назначение на должность главы ГФС. Хотя, опять же, существовала поддержка Насирова со стороны лидера «Самопомочи» львовского мэра Садового – как поговаривали, организованная львовским «хлебным олигархом» Виталием Антоновым.

Однако, повторимся, независимо от того, чьим ставленником и деловым партнером является Насиров, перед нами за решеткой «испускал дух» (а потом внезапно выздоровел) коррупционер нового, «западного» типа, имеющий за плечами несколько лет работы в Лондоне, занимавший должности в международных инвестиционных компаниях. Биография Насирова красноречиво демонстрирует украинцам, что коррупция в стране существует не только в рядах «недолюстрированных» чиновников и «оборотней в погонах», и ей подвержены даже «европейские профессионалы».