Место Украины в мире сериала «Игры Престолов»
В честь выхода шестого сезона «Игры престолов», посвящаю данную статью всякого рода пацифистам, социал-утопистам и евро-фантазерам. В наше время сложно найти большего реалиста, чем старина сказочник Мартин. А события его мира чертовски напоминают нашу с вами действительность. Нужно всего лишь дать волю воображению и задать стартовые условия украинской реальности одному из многострадальных городов Залива Работорговцев.
Неуклюжая рабовладельческая империя развалилась под собственным давлением, и город провозгласил свободу всем гражданам и свою независимость. У власти остались все те же Мелочные Господа, которые и не пытались создать хоть какие-нибудь новые формы социального и экономического устройства, эксплуатировали руины старой системы и грызлись за остатки ресурсов. В свою очередь, убежденное в ошибочности существующего расклада, пассионарное меньшинство сбрасывает с трона на редкость жадного и трусливого работорговца.
Потеряв корону, он убегает к дотракийцам, кочевникам с бескрайнего Дотракийского Моря, которые веками грабят и забирают в рабство близлежащие народы. На города Залива они смотрят как на собственную рабскую вотчину. Варварам никогда не стоило особого труда навязывать свою волю подданным. Военная мощь орды приводит в ужас соседей, а правящий класс Господ погряз в коррупции с головой. Никогда не было проблемой купить что надо и кого надо. Не представляется это сложным и сейчас, когда Мелочные Господа сцепились друг с другом в схватке за ресурсы и влияние.
Но все не так просто в этот раз. Трусливый работорговец имел халский мандат, и никто не в праве оспорить волю хала. Дотракийцы уважают только силу, а право сильного и есть весь их кодекс. Именно поэтому они решают наказать взбунтовавшийся город и напомнить подданным, что у них нет никаких прав, только безоговорочное подчинение воле кочевого вождя. Орда посылает мобильные отряды, которые врываются в город, и начинают карательную операцию в лучших варварских традициях.
Ничто не предвещает трудностей. Драконов давно уже вывезли под обещание не нападать и одобрительное улюлюканье других Свободных Городов. Городская стража уже почти вся распущена, ее остатки давно не видели жалования. Лучшая валирийская сталь распродана. Генералы продажны и некомпетентны. Молодое общество еще не сформировало свои институты и эксплуатирует старые рабовладельческие практики под новым брендом. Большая часть старших граждан ностальгирует по временам, когда они были в рабстве, были моложе и здоровей, получали бесплатно свой паек и робу, и, более того, им позволяли съездить на побережье раз в году.
Но сейчас им приходится тяжело работать, становится все сложнее конкурировать за мизерную плату, которой едва хватает на то, что рабы имели комплиментарно. Они забыли о побережье, и уже не заходят дальше двух кварталов от своей хижины. Кто-то рассказывает, что в других Свободных Городах люди живут счастливо и в достатке, уважают друг друга и прочие народы. Но для них эти истории из одного ряда с бабушкиными сказками о Валирии. Их реальность вокруг, им известна жестокая правда жизни: сильный всегда прав, а богатый может купить все, что пожелает. Суд не будет искать правду, а стражнику плевать на твою безопасность. Это мир, в котором выживают, это мир, от которого давно устали. В этом мире многие сформулировали простую просьбу: просто оставьте меня в покое. Дотракийцы называют таких людей «овечьи люди». Кочевая орда «овечьих людей» в расчет не берет.
Рассчитывая на полное отсутствие сопротивления, дотракийцы, со временем, обнаружили, что есть бывшие рабы, скорее готовые умереть, чем подчиниться. Молодежь уже родилась свободной, граждане освоили ремесла и искусства, многие из них побывали в других Свободных Городах. Они загорали на пляжах Летних Островов и восхищались величеством Браавоса, города, построенного беглыми рабами. Дотракийцы столкнулись уже не с «овечьими людьми», они столкнулись со свободными людьми, уверенно держащими строй в фаланге.
Аракх – это ужасное оружие в руках искусного всадника, но на узких городских улочках против щетины копий оно вряд ли поможет. Захватив южный форт и несколько восточных кварталов, Дотракийцы начали нести чудовищные потери в живой силе, и обнаружили, что вряд ли продвинутся дальше, если не обрушат силу всего халасара на город. В Свободных Городах растет недовольство действиями кочевников, на них накладывают санкции в виде торговых ограничений, увеличивают военные расходы. Орда оказывается в затруднительном экономическом положении, поставки редеют, но отступать она не будет. Сила и только сила обеспечивает легитимностью власть дотракийцев, нельзя допустить и намека на слабость. Не могут они также обрушить всю орду на город, боясь огласки той цены, которую придется за это заплатить.
Потому дотракийцы решают расколоть город изнутри. И теперь огромная опасность нависла над Свободным Городом. После десятилетий бездарного правления экономика в упадке, новая администрация ожидаемо не справилась с устранением дисбаланса, а пирамида насыщена Сынами Гарпии, прячущими свои лица под масками. План ордынцев предельно прост: восстановить бывших работорговцев при власти. Господа готовы ударить в спину защитникам и снова заковать их в цепи.
Пока у людей не будет идеи, с помощью которой каждый сможет обосновать себе, зачем терпеть лишения и тяготы сейчас, пока каждый воин не будет знать, за что он гибнет, а рабочий – что он строит, барахтаться им и впредь в навозе и осколках ушедшей эпохи, меняя Клеона I Мясника на Клеона IIБакалейщика, как несчастные жители Астапора.
Петр из дома Порошенко аж никак не Дейенерис, но даже она попала в ловушку олигархического консенсуса. Пытаясь стабилизировать ситуацию, она выходит замуж за олигарха Хиздара зо Лорака, и соглашается вернуть бойцовские ямы, традиционный источник наживы и развлечений. Что, впрочем, не спасает новых правителей от кровавой бойни на церемонии их торжественного открытия. Реставрация старых практик не разрешит революционную ситуацию, и не завоюет союзников. Доброжелатели, предлагавшие корабли, для отправки в заветный Вестерос, уже усадили на них армию, готовую к штурму.
Гарпия пала, и новый мир уже на пороге. Нет смысла нести к себе чужих идолов, как Дотракийцы тянут любые статуи в свою столицу Вейес Дотрак. У нас уже есть свои легенды, так как есть герои, о ком их слагать. Самое время творить свою магию, ведь вы знаете, что это возможно. Украинцам, как и миеринцам, еще предстоит узнать, что свободу не провозглашают и не получают, а вырывают и выгрызают. И карлик, знающий цену своему слову, значит больше, чем тысячи пустых обещаний.
Источник: «Хвиля«