Минские договоренности: спасение или тупик?

Минские договоренности: спасение или тупик?

Два года назад в Минске были подписаны первые договоренности между представителями Украины, России, «ДНР», «ЛНВ» и ОБСЕ относительно прекращения огня на Донбассе. С этого времени внешняя политика украинской власти в буквальном смысле этого слова стала зациклена на Минском формате. Но несмотря на такое чрезмерное внимание к Минскому процессу, ситуация на Востоке в 2016 году ничем особо не отличается от состояния дел в 2014 году.




Минский протокол 5 сентября 2014 года подписывался прежде всего с целью прекращения огня между сторонами конфликта на фоне открытой вооруженной агрессии России и Илловайськой трагедии. Позже, в ходе дальнейших переговоров, появились пункты о линии разграничения, отводе тяжелой артиллерии и техники, запрете полетов авиации и развертывании мониторинговой миссии ОБСЕ.


С того времени прошло два года. Произошло много событий. Но вопросы, которые обсуждались в Минске в 2014 году, плавно перекочевали в 2016 год. И сегодня, на очередных переговорах в Минске, украинская сторона вновь настаивает на всеобъемлющем прекращении огня, как это было в сентябре 2014 года.

«Заседание Трехсторонней контактной группы в Минске проходит раз в две недели, и именно там мы хотели бы обсудить вопрос предоставления необратимого характера режима прекращения огня, который был объявлен по инициативе президента Украины с 1 сентября этого года», – сказал 6 сентября заместитель главы Администрации президента Украины Константин Елисеев.



Получается, что Минские договоренности, по словам президента Петра Порошенко и украинской официальной дипломатии являются безальтернативными, за два года времени не дали никакого результата. Ведь стороны обсуждают те же вопросы, которые обсуждали в начале, топчась на одном месте. Для любой сознательно мыслящего адекватного человека такой результат должен был бы свидетельствовать о том, что нужно что-то менять. Или сам формат переговоров и участников переговорного процесса. Или принципы и подходы дипломатии. Поскольку предыдущие результаты откровенно провальные. И совершенно опровергают тезис о гениальности Минских соглашений. Но эти истины почему-то являются непонятными и чуждыми для украинской власти, которая продолжает играться в переговоры с российскими террористами и оккупантами в столице Беларуси.

То, что эффект от них является нулевым, не очень беспокоит президента Порошенко, который как мантру повторяет фразу «альтернативы Минским соглашениям не существует». Хотя само же Министерство иностранных дел Украины заявляет о том, что за два года ни одного пункта договоренностей по вине российской стороны так и не выполнено.

К сожалению, украинская власть всегда была больна синдромом национальной неполноценности и неспособностью отстаивать и понимать украинские национальные интересы. И нынешний тупик Минска вызван именно этими факторами.

Казалось бы, есть вещи, которые не требуют обсуждения. Является вооруженная агрессия России против Украины и оккупация Крыма и Донбасса. И есть факт подлого нарушения Будапештского меморандума. Но пока на официальном уровне Россия не названа агрессором. До сих пор не прекращены дипломатические отношения с Москвой. До сих пор предприятия, банки и капитал из Российской Федерации комфортно работает в Украине. Но этого упорно не замечает правящая власть. Возможно, именно поэтому предметом международных переговоров сегодня является прекращение огня и статусе оккупированных территорий, а не восстановление территориальной целостности Украины и наказания агрессора?

Кто-то скажет, что после Іловайської катастрофы (которая так и не расследовано в полной мере) у Украины не было других вариантов, как мирные переговоры. Возможно. Но никто не заставлял Украину держаться за Минские соглашения, в которых среди прочего предусматривается предоставление Донбасса особого статуса, амнистия для российских боевиков и изменение Конституции Украины? Кто связал руки украинской власти и запретил ей апеллировать к новому формату переговоров с участием подписантов Будапештского меморандума? Никто, кроме самой же украинской власти.

В начале провальных и вредных для Украины Минских переговоров никто не говорил о том, что альтернативы им не существует. И все государства мира, за исключением России, с пониманием отнеслись бы к стремление Украины изменить формат переговорного процесса и его основные акценты. Но устами Петра Порошенко и украинского МИД, Минские договоренности стали «безальтернативными». Теперь этот тезис повторяют все мировые лидеры. Их мало беспокоит то, что соглашение не работает и не решает вопрос восстановления украинского суверенитета. Лидеров ведущих стран мира совсем не волнует, что статус Крыма вообще вынесен за рамки этого соглашения. Но еще хуже то, что и украинская власть не очень проникается похожими вопросами.

Российско-украинская война уникальна тем, что жертва агрессии не способна даже назвать вещи своими именами. Если власть на подсознательном уровне не может признать Россию оккупантом и врагом, то, конечно, у нее не будет ни желания, ни умения одерживать победы на дипломатическом фронте и бороться там восстановление украинского суверенитета. Поэтому на свет и появились такие безальтернативные Минские соглашения. Хотя элементарная логика вещей подсказывает, что нужно использовать множество альтернатив для деоккупации Украины и не ограничивать себя невыгодным форматом.

Складывается впечатление, что ситуация внешнеполитического пата, в который нас завела украинская беззубая дипломатия и власть, выгодна правящей элите. Она позволяет держать общество в подвешенном состоянии постоянной угрозы российской агрессии. А ежедневные смерти украинских бойцов от российских оккупантов для власть имущих уже стали обычной статистикой. Перманентная война, тлеющий конфликт и бесперспективные и постоянные договоренности, которые срываются, — это рецепты того, как держать украинский народ в состоянии смирения. И рассказывать, что критиковать провальную социально-экономическую работу правительства, коалиции и президента нельзя, потому что это выгодно агрессору.

Источник:  fttc

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий

Добавить комментарий