Вадик Рабинович сейчас пытается делать политическую карьеру, раскручивая со своим давним другом Вовой Кацманом партию «За жизнь».
Этому факту весьма удивились бы люди, которые его знали лет 30 назад, когда Вадик только начинал свою карьеру. Но вот только не в политике, а в преступном мире.
Стартовал он с хищения, в тюрьме сидел несколько раз, в общем около 10 лет, часть это срока пытаясь симулировать сумасшествие.
Сейчас 64-летний депутат Вадим Рабинович с экранов подконтрольных ему телеканалов часто обвиняет своих коллег по Верховной Раде в коррупции и организации преступных схем. Однако в Харькове, откуда он родом, еще многие помнят, что деньги на жизнь «борец с коррупцией» получал обворовывая людей и страну.
Но обо всем по порядку.
Выгнали за «аморалку»
В 1970 году юный Рабинович поступил в Харьковский автодорожный институт, а уже в 1973 с треском вылетел с формулировкой «за аморальное поведение». Сам депут в своих интервью неоднократно пытался представить себя диссидентом.
«Я сочинял кроссворды с политическим подтекстом, поэтому меня забрали в армию», — заявлял он журналистам. Но служил будущий олигарх в секретной части ПВО. А по словам советских офицеров, политически неблагонадежного человека никогда не взяли бы в секретную часть.
Впрочем, подобных расхождений в биографии Рабиновича, которые указывают на теневую сторону жизни этого деятеля, будет ещё много.
Вор в бегах
Следующий этап своей жизни Вадим Рабинович так же пытается представить, как борьбу заскорузлой советской системы с инициативным молодым предпринимателем.
Между тем, говорят ветераны ОБХСС, в становлении Рабиновича не было ничего идейного. Он просто всегда искал где бы украсть.
В 1975 году Вадим Рабинович вернулся из армии и сразу получил должность мастера в строительно-монтажном управлении Харьковского горисполкома.
Как вчерашний студент-неудачник автодорожного института смог устроиться на такую работу? Ответ, говорят источники, прост -собрался жениться.
Вадик Рабинович закружил племянницу харьковского областного прокурора Ивана Цесаренко. Влиятельный дядя стал покровителем юноши, помог ему устроиться на выгодную должность. Но будущий нардеп надежд не оправдал, и быстро проворовался.
В 1980-м году, его впервые арестовали. Обвинение – хищение в особо крупных размерах. Сам Рабинович позже скажет, что украл три рулона обоев. За, что, мол, и поплатился. Но смог выкрутиться и вышел на свободу. А в 1983 году снова был арестован по такому же обвинению.
По словам Рабиновича, дело было в том, что он организовал подпольное производство хрусталя и деревянных дверей.
Однако, по данным нашего источника, который в начале 80-х работал в правоохранительных органах Харькова, обои и двери здесь ни при чем.
Рабинович позарился на святое – обманул легендарного героя войны
Речь шла о хищении 250 тысяч рублей, выделенных на обустройство в Харькове дома-музея семьи лётчиков Гризодубовых. Поскольку, в это время знаменитая летчица-героиня Валентина Гризодубова жила в Москве, Рабинович отправился к ней с просьбой, уже держа в голове свою первую аферу.
Вот как описывает историю с музеем в одной из своих книг Эдуард Ходос, общественный деятель, бывший глава одной из еврейских общин Харькова:
«То ли самостоятельно, то ли кто порекомендовал, он «выходит» на легендарную летчицу, Героя Советского Союза Валентину Гризодубову, чей путь в небо начинался в Харькове. Именно эту грозного характера женщину, чье имя приводило в трепет даже чиновников Совета министров и ЦК КПСС, он решил использовать в своей комбинации. Расчет оказался безошибочным», — пишет Ходос. По его версии, благодаря Гризодубовой Рабинович получил доступ к дефицитным стройматериалам на строительство музея. Стройматериалы — линолеум, паркет и прочее, были выделены Рабиновичу на сумму почти 250 тысяч рублей (гигантская сумма по тем временам, когда средняя зарплата была 200 рублей; по официальному курсу 250 тысяч рублей равнялось 450 тысячам долларов, а по курсу чёрного рынка — 70 тысяч). Но до музея из этого добра не дошло ничего. «Документально удалось установить и подтвердить факт продажи 500 кв. м. линолеума и других изделий на общую сумму свыше 11,5 тысяч советских рублей через магазин «Мебель» в Ольшанах под Харьковом. Куда подевалась остальная часть московской партии? Возможно, след ее затерялся в квартирах и на дачах знакомых самого Рабиновича», — говорится в книге Ходоса.
Летчица Валентина Гризодубова в то время была всесоюзной знаменитостью, потому, как только она узнала об исчезновении стройматериалов, Рабиновича взяли в оборот.
Он сел, но благодаря связям в прокуратуре (по другим данным — в КГБ) вышел из тюрьмы ещё до суда через 9 месяцев. И сразу бросился в бега. Ведь дело о хищениях музейных денег не закрыли. Будущий олигарх бегал от харьковских правоохранителей почти два года, и никаким цеховиком, как пишут его биографы, в этот момент не был. Из Харькова бывший мастер СМУ уехал с двумя стеклопакетами, которые были тогда весьма дороги. Один из них обменял в Ташкенте на партию стеклянных стопок, которые потом в Харькове продал под видом хрустальных. Отсюда и миф о хрустальном бизнесе.
Второй уже в Риге обменял на дверные заготовки, после чего в Коломые перепродал их частникам, которые занимались небольшим производством.
Но от маховика правосудия спастись ему так и не удалось. И он был снова арестован все по тому же делу о расхищении стройматериалов для музея. В СССР хищение госсобственности в крупных размерах и махинации на святом – памяти о героическом прошлом летчицы Гризодубовой, карались как тяжкое преступление. За это могли даже расстрелять. Для того, что бы избежать ответственности, Рабиновичу даже пришлось прикинуться шизофреником. На протяжении 4 лет будущий политик изображал сумасшедшего. Однако экспертиза в московском Институте им. Сербского подтвердила – подсудимый вменяем. Любопытный факт — специалисты Института ходили на заседание суда под видом простых посетителей. И их вывод также был однозначным — человек симулирует сумасшествие.
10 февраля 1984 года он был приговорен Харьковским областным судом к 14 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере строгого режима с конфискацией имущества и запретом заниматься профессиональной деятельностью в течение 5 лет.
Большую часть срока Вадим Рабинович отсидел в Диканевской колонии в Харькове. Там ловкий заключенный, по информации наших источников, познакомился со своими будущими бизнес-коллегами, а также вошел в круг людей, которые были в зоне влияния авторитетного человека Бориса Фуксмана. В те времена, один из основателей телекомпании «1+1» торговал антиквариатом и был весьма влиятельным человеком в сфере советской теневой экономики. Свои люди у него были даже в Диканевской колонии! О таком знакомстве, Рабинович и мечтать не мог.
Кроме того, по информации нашего источника, бывшего высокопоставленного сотрудника Комитета госбезопасности, Рабинович был завербован КГБ и проходил по документам как «агент Жолудь». Сам он признает сотрудничество с советской госбезопасностью, но уверяет, что он лишь недолго симулировал осведомительство, после чего агенты госбезопасности дали ему подписать документ «О прекращении сотрудничества». Однако, по данным сотрудников КГБ, такого документа в то время в природе не существовало.
Также известно о его кличке, которой наградили его сокамерники — «котлета-аферюжка»
Аферист, друг талибов
В начале 1990-х Вадим Рабинович досрочно вышел из тюрьмы. По слухам — благодаря связям с КГБ. Благодаря связям, полученным на зоне, свои первые сделки Рабинович основал вместе со своим бывшим начальником лагерного отряда. Потом была попытка заработать денег со скандально известным Лучанским, после чего Рабиновичу закрыли право въезда в США из-за коррупционного скандала и связей с русской мафией. В 1994 году вместе с известным ему с времён отсидки Борисом Фуксманом и Александром Роднянским, Рабинович стоял у истоков канала 1+1. Спустя несколько лет партнерство закончилось скандальным разводом, Фуксман и Роднянский прямо обвинили нынешнего нардепа в мошенничестве и дали ему под зад.
Дальше была ещё одна афера. По информации немецкого издания Der Spiegel, Вадим Рабинович был замешан в сделке с поставкой танков Т -55 террористической организации «Талибан». И хотя тогда Вадик уже имел израильский паспорт, но это не помешало ему переправлять оружие врагам Израиля – иранцам. А потом, подарить Израилю огромную менору, как он говорил «из чистого золота» (впоследствии выяснилось, что она была всего лишь позолоченной), чтоб, так сказать, «замолить» свою вину.
Впрочем, причастность к афере с поставками оружия привели и к тому, что Рабинович стал персоной нон-грата в Украине. В июне 1999 года Служба безопасности Украины запретила Вадиму Рабиновичу въезд в страну сроком на пять лет. Причиной, по сообщению пресс-службы СБУ, стала «деятельность, наносящая значительные убытки украинской экономике, и в интересах обеспечения безопасности страны».
Но уже спустя 2 года, в 2001-м Рабинович вернулся и рвонул в политику. Внешне теперь он народный депутат и важный политический деятель. Но, на самом деле за всем этим скрывается «аферюжка-котлета», который всю жизнь зарабатывал обманом.
Обманом, о котором Рабиновичу, при случае, быстро напомнят. Удобный политик для власти, которая держит его на крючке знаниями о прошлом.