Налоги для «заробитчан»: почему власти хотят залезть в карман трудовых мигрантов

Налоги для «заробитчан»: почему власти хотят залезть в карман трудовых мигрантов

Заявления главы Министерства социальной политики о введении декларирования доходов для трудовых мигрантов вызвали резонанс в обществе. А упоминание в этом контексте о неуплаченных «заробитчанами» налогах в украинский бюджет заставило многих сделать вывод о том, что в правительстве хотят ввести отдельный налог для украинцев, работающих за границей. Минсоцполитики вынуждено было даже сделать специальное заявление, опровергающее эту версию. Мол, дополнительных налогов не будет, декларирование необходимо исключительно для понимания размера доходов тех, кто претендует на субсидию.




Между тем, не все так однозначно. Обязанность декларировать доходы для тех, кто претендует на субсидию, существовала и раньше. Как и задумки о пополнении государственной казны за счет тех, кто зарабатывает деньги за границей. Попробуем разобраться в этом детальнее.


О налогах никто не говорит…

Волнение в обществе вызвали высказывания министра социальной политики Андрея Ревы в интервью «Радио Свобода», опубликованном 17 ноября. В нем, в частности, министр выразился так:

«Люди, которые работают в Украине, – они платят налог на доходы физических лиц, платят ЕСВ. Их доходы учитываются. И, как правило, они еще и не могут претендовать на субсидию, потому что они работают по-белому, содержат и бюджетников, и пенсионеров, и сами себя содержат. А кто-то работает за границей, пересылает сюда деньги. Эти деньги попадают в конкретные домохозяйства… Это доход или не доход? Доход, потому что он используется на собственное потребление. Мы попросили: пожалуйста, задекларируйте. Потому что это реально деньги, которые вы получаете на собственное потребление».



После того, как появились догадки насчет желания обложить налогом задекларированные доходы трудовых мигрантов, министр уточнил: «Предложение о необходимости декларирования доходов вызвано вопросом расчета размера субсидий, а не с целью их налогообложения», – цитирует своего руководителя пресс-служба Минсоцполитики.

Между тем, декларирование доходов претендентами на субсидию – никакое не новшество. Подавать декларацию о доходах вместе с заявлением должен каждый, кому субсидия назначается впервые, а многие категории граждан должны подавать декларации регулярно. Так что «заробитчане» или члены их семей, получающие субсидию, наверняка заполняли декларацию о доходах, когда обращались за субсидией. Другое дело, что в этих декларациях они могли не указывать свой заработок за границей.

По сложившейся практике, украинцы чаще всего декларируют только те доходы, которые можно проверить через какие-либо базы данных. Например, полученные в виде зарплат, стипендий или пенсий. А вот «серые» доходы – те, которые не проводились через банк и по документам никак не связаны с конкретным получателем – указывают не многие.

Например, человек, который сдает квартиру без договора, скорее всего, не укажет в декларации этот вид прибыли. Как вряд ли признается в подработке, скажем, учитель, занимающийся после школы репетиторством. Или продавец, подрабатывающий в свободное время ремонтами. Или студент, выгуливающий по вечерам чужих собак за деньги. Такие работы выполняются, как правило, без оформления документов, рассчитываются за них наличными, и проверить факт получения таких доходов попросту невозможно.

Такая же ситуация с доходами трудовых мигрантов. Большинство из них работают за границей неофициально. В том смысле, что ни в одной государственной базе данных или реестре нет информации о местах их работы, о размере зарплат. Нет даже точной информации о количестве работающих за рубежом, цифры разнятся от 800 тыс. до 6 млн.

Эксперты считают, что получить данные о доходах украинцев, работающих за границей, теоретически возможно, но слишком затратно по количеству труда и времени, поэтому заниматься этим никто не будет. Как до сих пор не решен вопрос с легализацией рынка арендного жилья. А значит, государству и дальше придется верить людям на слово и пытаться воздействовать методом убеждения.

Возвращаясь к вопросу о декларациях, добавим, что в Украине не отказались от идеи сделать декларирование доходов обязанностью каждого. Как мы писали, в законе о валюте и о валютных операциях содержится требование к Кабинету министров до 1 декабря 2018 года разработать проект закона о единоразовом декларировании доходов для всех граждан Украины. Мы также рассказывали о том, что идея единоразового декларирования доходов гражданами вынашивается давно, однако пока откладывается.

… Но от налогов никого не освобождают

В министерстве соцполитики утверждают, что декларирование заграничных доходов трудовыми мигрантами не приведет к дополнительному налогообложению.

«О налогообложении вследствие декларации доходов, полученных из-за рубежа, не может идти речь, поскольку все налоги с этих доходов были уплачены в государстве пребывания, а их обложение налогов в Украине было бы двойным налогообложением», – говорится в заявлении пресс-службы.

С большинством стран, в которых работают украинские «заробитчане», Украина действительно подписала Конвенции об избежании двойного налогообложения. Но действие этих договоров распространяется далеко не на все налоги. Украина берет на себя обязательства не взимать повторно налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. Причем фискальная служба разъясняет: украинский налогоплательщик должен платить налог на доходы (НДФЛ, укр. – ПДФО), но он может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за границей. То есть, если за рубежом с зарплаты украинца удержано, к примеру, 10% налога на доходы, то в Украине ему придется заплатить еще 8% от задекларированной суммы, поскольку в Украине этот налог составляет 18%. Если же человек работал за границей нелегально и не сможет подтвердить документами уплату налогов в стране пребывания, заплатить налог на доходы в Украине ему придется в полном размере, со всей задекларированной суммы.

Что касается единого социального взноса (ЕСВ), который как раз больше других налогов интересует Министерство социальной политики, уплатить его гражданин Украины может только в Украине. Так что если государство захочет обязать декларантов заплатить этот налог с заграничных заработков – Конвенции об избежании двойного налогообложения не станут препятствием.

Также только в Украине человек может заплатить военный сбор. С зарплаты, полученной за рубежом, будет удержано 1,5%.

Кроме того, добавим, что украинским законодательством как раз и предусмотрено декларирование доходов, с которых не могли взиматься налоги во время получения, но которые не освобождены от налогообложения. Так что с этой точки зрения налогообложение в Украине задекларированной зарубежной зарплаты не будет противозаконным.

Вопрос о налогообложении денег, заработанных украинцами за рубежом, дискутируется как одна из мер по дополнительному наполнению бюджета. По разным подсчетам, «заробитчане» ежегодно завозят или переправляют в Украину порядка 6 – 11 млрд долларов. Заплатив с этих денег хотя бы минимальную ставку ЕСВ – 22% – трудовые мигранты принесли бы в Пенсионный фонд дополнительный доход в размере 40-70 млрд грн. Для сравнения: в 2018 году на выплату пенсий необходимо 208 млрд грн. Т. е. за счет отчислений трудовых мигрантов можно было бы покрыть пятую часть этой суммы, а то и треть.

Отметим, что, по мнению разных экспертов, зарплатные поступления трудовых мигрантов, с одной стороны, способствуют росту ВВП, а с другой – повышают платежеспособность населения, а значит, ускоряют инфляцию. Поэтому руководство страны никак не может определиться, как относиться к этим деньгам. С одной стороны, есть желание обязать трудовых мигрантов честно заполнять декларации и платить налоги с заграничных зарплат, а с другой – стимулировать приток этих денег в Украину. Например, в Верховной Раде сейчас зарегистрировано несколько законопроектов, которыми предлагается освободить трудовых мигрантов от уплаты налога на доходы полностью или частично (например, законопроекты № 7458, 7459, №3370). Правда, один из них уже снят с рассмотрения, а два других еще не рассматривались. Но, к слову, об освобождении от уплаты ЕСВ в этих законопроектах речь не идет.

Что думаете по этому поводу? Оставьте свой комментарий